Пятница, 26.04.2024, 23:09
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 19 » Россия-Беларусь: нашла коса на камень
Россия-Беларусь: нашла коса на камень
00:05

Analitika.at.ua. Вопреки ожиданиям сторонников Союзного государства встреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко на оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» не стала поворотным моментом в российско-белорусских отношениях. Если в военной сфере наблюдалось полное единение и согласие, то на политическом и экономическом небосклонах, как показали дальнейшие события, ситуация обострилась.

 

На пресс-конференции для СМИ регионов России белорусский лидер, зная, что Москва не выделит последний транш кредита в 500 млн. долларов, обвинил Владимира Путина во всех проблемах двусторонних отношений: и в препятствии военного сотрудничества, и в продуктово-сырьевом давлении на Минск, и в срыве интеграционных процессов. При этом он подчеркивал взаимопонимание с Дмитрием Медведевым. Реплики Лукашенко для некоторых обозревателей и политологов послужили поводом заявить о том, что белорусский правитель решил сыграть на противоречиях, якобы существующих между Кремлем и Белым домом, и тем самым добиться уступок от России.

 

Логика таких суждений не безупречна. Может быть, приехавший на учение Медведев уже прекрасно знал о том, что не видать Беларуси 500 млн. долларов, но ничего не сказал или не намекнул о неприятном сюрпризе Лукашенко, поскольку роль громоотвода, согласно ранее разработанному сценарию, отводилась российскому вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину. Именно он 5 октября заявил журналистам, что Россия пока не рассматривает вопрос о предоставлении Беларуси последнего транша кредита.

 

Несмотря на заявление главы российского Минфина, белорусский премьер Сергей Сидорский 6 октября все-таки приехал на ранее запланированную встречу в Москву для решения экономических проблем. Владимир Путин не преминул напомнить своему коллеге о той роли, которую Россия пока по доброй воле играет в экономике соседки: «Белоруссия продолжает пользоваться самыми льготными в СНГ да и в мире ценами на энергоносители… Это касается и газа - здесь самые дешевые тарифы, - и нефти - пониженные пошлины дают возможность белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям быть загруженными полностью и осуществлять достаточно большой объем экспорта, который приносит значительные доходы в твердой валюте в белорусский бюджет». Упомянул Путин и соглашение о равных условиях для белорусских производителей при осуществлении государственных закупок, отметил объемы экспорта белорусской продукции в Россию. В ответном слове помрачневший Сидорский обратил внимание коллеги на проблемы: «Фактически мы сегодня за восемь месяцев текущего года в товарообороте упали до уровня 2005 года. Притом, что изменения показателей роста ВВП Белоруссии и ВВП России не столь значительны по сравнению с падением взаимной торговли».

 

О чем затем беседовали наедине российский и белорусский премьеры, официальные и неофициальные источники умалчивают. Но очевидно, что результативность переговоров для белорусской стороны почти нулевая.

 

Анализируя встречу Владимира Путина с Сергеем Сидорским, обозреватели приходят к выводу, что в ближайшем будущем напряженность в отношениях Москвы и Минска будет только нарастать. Предстоят сложные переговоры по экономическим вопросам, имеющим принципиально важное значение для обеих сторон.

 

Ситуация для Беларуси усугубляется наступлением холодов и началом отопительного сезона. По словам заместителя министра экономики Анатолия Филонова, Министерство энергетики с участием концерна «Белнефтехим» и других заинтересованных ведомств «разработало варианты топливоснабжения и режимов энергоснабжения народного хозяйства и населения в отопительный период в условиях возможного снижения поставок энергоносителей в республику, а также в случаях возможного возникновения аварийных ситуаций и резких похолоданий».

 

Белорусская делегация собирается в Москву для ведения переговоров. Ранее первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил о желании сохранить в 2010 году формулу цены на газ и понижающий коэффициент текущего года. Однако председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что стоимость газа будет поэтапно повышаться в соответствие с подписанным 31 декабря 2006 года контрактом на поставку и транзит газа в 2007 - 2011 годах. Документом, в частности, была определена формула цены с 1 января 2008 года (соответствующая формуле цены при поставках российского газа в Европу), а также понижающие коэффициенты цены на 2008 - 2010 годы (0,67, 0,8 и 0,9 соответственно). С 2011 года Беларусь должна выйти на уровень цены на газ, обеспечивающей равную доходность с поставками в Европу. Удастся ли белорусской делегации разрешить топливную проблему будет зависеть от того, какую цену выставит «Газпром», поскольку проект бюджета Беларуси на 2010 год сформирован исходя из прогноза среднегодовой стоимости на газ в размере 166 долларов за тысячу кубометров. «Газпром» может поднять цену до 200 долларов.

 

Если белорусское правительство в ближайшее время не сможет разрешить ситуацию с поставками газа, то заложником неразрешенных экономических проблем в двусторонних отношениях окажется население Беларуси. Не исключено, что виновницей в бедах белорусов Александр Лукашенко объявит Россию. И у замерзающих людей, естественно, возникнет вопрос: почему богатое энергоресурсами союзное государство не протянуло в трудный момент руку помощи? И если в это время, предположим, Евросоюз предоставит Беларуси кредит, то, к неописуемой радости оппозиции, будет выглядеть в глазах белорусов благородным спасителем, а большинство населения республики от России отвернется.

 

Не стоит оставлять без внимания ухудшение отношения жителей Беларуси к восточной соседке после газового конфликта, произошедшего летом 2007 года. Как свидетельствуют данные опросов, проведённые Белорусским институтом стратегических исследований весной 2009 года, большинство белорусов выступили против строительства с Россией Союзного государства с единым президентом, парламентом и валютой. По сообщениям информагентств, 54,8% респондентов категорически высказалось против этого. 20,4% выступили за, 24,7% затруднились ответить. При этом доля сторонников вступления Беларуси в Европейский союз среди опрошенных составило 33,5%, что на 13,1% больше, чем тех, кто хотел интегрироваться с Россией. 41,2% респондентов считали, что Беларусь не должна входить в ЕС, лишь 14,4% составили сторонники полного вхождения Беларуси в состав России. 74,1 % опрошенных считают, что Беларусь должна оставаться независимым государством.

 

Сегодня, пожалуй, и в высших эшелонах власти обеих стран мало верят в возможность интеграции. С годами Россия и Беларусь все больше отдаляются друг от друга. Хотя начало было многообещающим.

 

После распада Советского Союза, являвшимся единым экономическим пространством, оба молодых государства нуждались в тесном экономическом сотрудничестве, налаживании распавшихся связей между различными отраслями промышленности. В российские регионы поступала продукция машиностроения, легкой промышленности, нефтехимии, продукты питания и т. д. Обратным потоком шли комплектующие детали, энергоносители, сырье и иные товары. И если Россия смогла удовлетворить потребности Беларуси, то последней по объективным причинам оказалось не по силам насытить необъятные российские просторы продукцией широкого потребления. Пустоты на огромном рынке заполнялись аналогичной продукцией стран дальнего зарубежья, а в начале 2000-х годов некоторые российские предприятия, выходя из кризиса, стали постепенно обеспечивать отечественный рынок, составляя конкуренцию белорусам. Сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, можно было разрешить на межправительственном уровне: дальше продвигать на российском рынке конкурентоспособные белорусские товары, одновременно вкладывая средства в другие отрасли российской экономики, продукция которых пользовалась бы спросом и на белорусском рынке. Но этого, увы, не произошло. У россиян преобладала иная точка зрения: рынок, мол, сам все отрегулирует. Не обошлось, разумеется, и без коррупционной составляющей: чиновники лоббировали интересы тех торговых фирм, которые им «откатывали» кругленькие суммы.

 

В результате накопившихся проблем товарооборот между двумя государствами стал снижаться, что ощутимо ударило по зависимой от России белорусской экономике. Республике понадобились кредиты на оплату дорожающих энергоносителей, за которыми она обратилась к своей союзнице. Москва пошла навстречу - в 2007-2008 годах выделила 3 млрд. долларов. Второй транш российского кредита в размере 500 млн. долларов Беларусь должна была получить в феврале 2009 года. Весной Россия отказалась переводить на счета Беларуси деньги, объясняя это тем, что правительство сомневается в ее способности погасить этот кредит. Глава Минфина Алексей Кудрин летом «отличился» перед белорусами скандальным заявлением: поскольку Беларуси грозит дефолт, Россия хорошо подумает, давать ли ей очередной кредит. В ответ белорусский премьер Сергей Сидорский сравнил российского вице-премьера с плохо соображающим кладовщиком, а Александр Лукашенко обвинил его в консолидации с «белорусскими отморозками» (оппозицией – Н. К.) и повелел чиновникам не ездить в Москву и ничего не выпрашивать. Какова была действительная подоплека отказа – история пока умалчивает. Видимо, настойчивые просьбы Минска о выделении денег начали раздражать московских бюрократов, которые стали смотреть на Беларусь как на нахлебницу...

 

В июне Лукашенко заявил о давлении со стороны Москвы: «Дошло до крайности: приехали, сказали, будет признание Осетии и Абхазии - будет 500 миллионов». Белорусский лидер «перевел стрелки» на парламент, и вопрос не решен до сих пор.

 

Далее – Россия пытается продавить участие Беларуси в Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР), которые «предназначаются для противодействия чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотраффику». Процедуры по подписанию документов завершены, но соответствующий указ Лукашенко не подписал. Поэтому на комплексном учении «Взаимодействие-2009», прошедшем в Казахстане, от Беларуси присутствовали только офицеры-наблюдатели и штабная группа.

 

Будь на месте Александра Лукашенко другой человек, возможно, для Кремля все прошло бы без сучка и задоринки. Но в данном случае, как говорится, нашла коса на камень. При возникновении трений с Москвой он начинал публично заигрывать с Западом, чтобы, с одной стороны, оказать давление на Россию, а с другой – снять с себя ярлык «последнего диктатора Европы». Евросоюз со своей стороны обещает помощь. Но, естественно, не бескорыстно. Взамен кредитов прозвучали «рекомендации» освободить политзаключенных, остановить репрессии в отношении оппозиции, дать свободу СМИ и неправительственным организациям, провести демократические выборы и т. д. Если Лукашенко пойдет на такие уступки, с большой долей вероятности можно предположить, что после выборов не видать ему президентского поста. Но заменив «Батьку» на своего ставленника, Европа обрекает себя на постоянное противостояние с Россией, поскольку Беларусь является зоной ее цивилизационных и национальных интересов. Надо полагать, в случае дрейфа Минска на Запад Кремль закроет доступ белорусских товаров на свой рынок и будет продавать ей энергоносители уже по мировым ценам, что сильно ударит по белорусской экономике. А будет ли ЕС ее кредитовать – большой вопрос. Для «Старой» Европы объектом переживания стали восточноевропейские страны и Прибалтика, которая вынуждена решать их экономические проблемы и поддерживать амбиции политических лидеров.

 

России также не выгодно возникновение очага напряженности на западных рубежах. Приход к власти радикально настроенных националистов обещает вызвать внутри Беларуси конфликт между сторонниками России и Запада, в который так или иначе Москве придется вмешаться. Такой вариант ей обойдется гораздо дороже, чем 500 млн. долларов.

 

Таким образом, Кремль стоит перед выбором: либо оставить официальный Минск без финансовой поддержки и тем самым допустить риск сближения политических сил Беларуси с ЕС, либо пойти на уступки Лукашенко и сохранить стабильность в республике до того момента, пока «Батька» опять не попросит очередной кредит.

 

Возможен и третий вариант. Изменить методологические подходы к двусторонним отношениям и строительству Союзного государства, стимулировать создание единого экономического пространства, которое бы со временем явилось базисом для формирования политического союза на добровольных и равноправных началах. Для начала созидательных процессов нужно немного – политическая воля лидеров двух стран.

 

Николай КИРМЕЛЬ

Источник: fondsk.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 836
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru