Analitika.at.ua. На вопросы ARMENIA Today отвечает руководитель ереванского офиса ОБСЕ посол Сергей Капинос.
- На ваш взгляд, какие перспективы перед Арменией открывает урегулирование армяно-турецких отношений?
- Прежде всего, хотел бы отметить, что открытые границы, особенно в Европе – это абсолютно нормальное явление, закрытые – ненормальное, выбивающееся из общего ряда, можно сказать, пережиток. Границы не должны быть препятствием для людей, товаров, услуг и капитала. Открытие границы выгодно и Армении, и Турции. Для Армении это альтернативный транзитный путь – и в Европу, и на Ближний Восток. Это новые рынки для армянских товаров и возможности быстро наращивать экспорт, в первую очередь, таких товаров с высокой добавленной стоимостью как электроэнергия, фольга и др. Это также создание конкурентной среды, которая будет стимулировать развитие наиболее жизнеспособных, современных отраслей экономики. С точки зрения потребителей – это потенциально более низкие цены.
При этом, следует быть реалистами. Неоднократно отмечалось, что далеко не все экономические и другие проблемы Армении являются следствием блокады. Открытие границ это также и определенный вызов для армянского общества, для всех систем управления. В многочисленных отраслях нужны будут серьезные реформы - на уровне законодательства и практики, для того чтобы страна эффективно, динамично развивалась в новых условиях в регионе, и в современном мире вообще. Этот путь не будет легким, но “без труда не выудишь и рыбку из пруда”, и мы надеемся, что нормализация армяно-турецких отношений послужит сильнейшим стимулом, даст импульс для комплексной системной реформы в стране.
Более того, большая открытость двух соседних обществ, поможет преодолеть те проблемы, которые находятся в их повестке дня. При этом хочу заметить, что открытие границы и установление дипломатических отношений отнюдь не решит сразу многочисленных двусторонних проблем – на это уйдет, по всей видимости, немало времени. Могут возникнуть и некоторые новые проблемы, но проблемы другого порядка, проблемы, связанные с развитием, а не наслоениями прошлого. Развитие идет через разрешение противоречий и проблем. Во всем есть две стороны, и свет, и тень. Но света открывается гораздо больше. ОБСЕ полностью поддерживает нормализацию отношений между двумя государствами - участниками Организации.
- Может ли Армения надеяться на вовлечение в проект “Набукко” с нормализацией армяно-турецких отношений?
- Несмотря на подписанные документы, проект “Набукко” пока не имеет, насколько мне известно, очень четкой перспективы. До конца не решены, в частности, вопросы с его ресурсной базой. Если все открытые вопросы будут решены, то он может связать Европу с производителями газа в Каспийском регионе и на Среднем Востоке. Предполагаемый ныне маршрут не проецируется через Армению, но одна из “питательных веток” газопровода теоретически могла бы пройти по армянской территории. Экономически это выгодно для владельцев и операторов этого трубопровода. Но говорить об этом в практической плоскости, полагаю, можно будет только в случае существенных подвижек в Нагорно-Карабахском урегулировании.
- Как Вы оцениваете нынешний уровень демократии в Армении?
- Демократия – это не нечто застывшее, статичное, неизменное. История знает ее различные формы. Даже страны с развитыми, устоявшимися демократическими системами не стоят на месте, совершенствуют их. Если понимать демократию, как процесс, требующий постоянных усилий по ее защите и развитию, если понимать, что исторические прыжки или невозможны, или крайне трудно достижимы по целому ряду причин, одной из которых является особенности социальной психологии и мышления, если хотите, инерционность общественных стереотипов, трудности их ломки, то можно констатировать прогресс в демократическом развитии страны. В Армении действует демократическая Конституция, большинство принимаемых законов проходит международную экспертизу институтов ОБСЕ и Совета Европы, в результате референдума по изменениям в Конституции Республики Армения были определенным образом пересмотрены полномочия между исполнительной и законодательной ветвями власти в пользу последней. Впервые в этом году были проведены выборы в Муниципальный Совет столицы и ее мэра. Движение есть. У любого, кто движется, возникают проблемы. Повторюсь, развитие есть преодоление возникающих противоречий и проблем. При этом понятно, что добиться всего сразу и сейчас нереально. Есть вопросы в текущей повестке дня. Они известны. Это, в первую очередь, совершенствование избирательной системы. Как вы знаете, в докладах электоральных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ давались конкретные рекомендации по улучшению этой системы. Нуждается в совершенствовании и судебная система. Мы поддерживаем принятую стратегию судебных реформ в 2009-2011 гг. и считаем, что она должна повысить эффективность и самостоятельность судов, всей судебной системы в целом.
Аппарат Представителя ОБСЕ по свободе средств массовой информации пристально следит за процессами в этой области в Армении. Ряд вопросов повестки дня можно было бы продолжить, но хочу подчеркнуть, что какими бы сильными ни были институты, для успеха демократических процессов этого было бы недостаточно. Демократическое общество – общество социально активных, хорошо организованных людей, представляющих связь своего повседневного бытия со своей гражданской позицией, общественно-политической жизнью, деятельностью государственных структур. Вряд ли можно говорить о современной демократии без динамично развивающегося гражданского общества. К сожалению, приходится констатировать недостаточно высокий уровень такого общества, низкий уровень самоорганизации граждан и социальной солидарности. Граждане должны знать, что они не только “потребители”, но и “производители”, творцы демократии.
- Какие институты в стране наиболее нуждаются в демократизации?
- Я уже назвал ряд важнейших из них. Можно добавить важность укрепления роли Национального Собрания в общественно-политической жизни Армении, продолжение демократической трансформации силовых структур, большую самостоятельность, в т.ч. финансовую, местных органов самоуправления. В обществе все взаимосвязано, поэтому без серьезной трансформации экономики, хозяйственных отношений, создания открытой конкурентной среды любые преобразования в общественной “надстройке” не дадут ожидаемых результатов.
- Насколько эффективны шаги правительства Армении в преодолении коррупции?
- Коррупция – многомерная проблема, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и некоторые развитые. Борьба с этим социальным злом, очень живучим и легко приспособляющимся явлением, требует решительности и комплексности подходов. Каждая страна, в зависимости от своих особенностей сама должна определять стратегию и механизмы достижения поставленных целей. Но вполне очевидно, что общее направление или базовые принципы борьбы с коррупцией – устойчивые независимые демократические институты, в первую очередь судебная система, действующая в условиях верховенства закона, обеспечивающая обратную связь с обществом, свободные СМИ, транспарентность, контролируемость и подотчетность структур госаппарата, эффективная работа органов правопорядка и, далеко не в последнюю очередь, сознательность простых граждан.
Коррупция остается одной из серьезнейших проблем Армении, без преодоления которой невозможны ощутимые подвижки в становлении демократии, повышении экономического роста и обеспечении устойчивого развития страны.
Правительство Армении осознает важность борьбы с коррупцией, предпринимает конкретные шаги, как на уровне выработки стратегии, так и оперативных мер. Вместе с ОБСЕ и другими международными организациями оно разработало новую антикоррупционную стратегию и план действий на 2009-2013 гг. Полагаю, что реализация этих документов даст более впечатляющие результаты, чем ранее. На оперативном уровне Генеральная Прокуратура предпринимает шаги по выявлению и пресечению коррупции в госаппарате. Подтверждением этому служит заведение целого рода уголовных дел по фактам коррупции, получивших довольно широкую огласку.
- Насколько успешно, на Ваш взгляд, Армения выполняет резолюцию ПАСЕ, насколько удается обеспечивать защиту прав человека в стране?
- С моей стороны было бы не совсем корректно комментировать и давать оценки документам другой международной организации и тому, как выполняются содержащиеся в них положения. Поэтому ограничусь соображениями самого общего плана. Сами резолюции ПАСЕ преследовали цель снижения политической напряженности в Армении в 2008г. Я бы хотел остановиться на выполнении Арменией требований этих резолюций, которые затрагивают вопрос об амнистировании лиц, заключенных в связи с событиями 1-2 марта 2008г. ПАСЕ приветствовала это как шаг, направленный на стабилизацию внутриполитической ситуации в стране. Были внесены поправки в статьи УК о массовых беспорядках и попытках узурпации власти, которые существенно ограничили возможность произвольной трактовки этих понятий. В результате было принято решение о не включении вопроса об Армении в повестку обсуждений Ассамблеи. В то же время известно, что не все заключенные из указанной категории освобождены. Нет однозначных, скорее, можно говорить о разнополюсных оценках результатов парламентского расследования событий 1-2 марта с.г.
Мне бы хотелось также приветствовать как общую тенденцию, инициативу по разработке национального плана действий по правам человека и подписание Президентом РА указа о стратегии судебной реформы. Это, надеюсь, будет способствовать продвижению вперед в этой области, улучшению доступа граждан к справедливости и норм справедливого судопроизводства.
- Независима ли судебная власть в стране, и какие реформы необходимо осуществить в этой сфере? Как помогает в этом вопросе ОБСЕ?
- Я частично уже затронул этот вопрос. Скажу банальность – независимая судебная система – основное условие верховенства закона и обеспечения прав человека. Развитые, устойчивые институты судебной системы, которая должна быть транспарентной и доступной для граждан, играют исключительную роль не только с точки зрения развития демократического общества, но и социально-экономического развития. Это – и ключевой элемент формирования благоприятного инвестиционного климата, конкурентной среды, без чего невозможен полноценный динамичный экономический рост. Судебная реформа в Армении началась, и очень важно, чтобы было сделано все необходимое для ее успешной реализации. Это долгий и нелегкий процесс, и ОБСЕ будет оказывать этому всяческое содействие.
Бюро ОБСЕ в Ереване наработало хороший опыт сотрудничества и оказания содействия Конституционному и Кассационному судам, Палате адвокатов, Генпрокуратуре и Министерству юстиции, который будет, надеюсь, успешно использован для поддержки судебных реформ. Одно из направлений поддержки со стороны нашей организации в перестройке судебной системы РА – это содействие БДИПЧ ОБСЕ в осуществлении стандартов справедливых судебных процессов. Вскоре экспертами БДИПЧ будет завершен проект мониторинга судебных процессов, связанных с событиями 1-2 марта, и армянской стороне будут представлены выводы и конкретные рекомендации в этой связи.
- Как Вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в стране?
- Внутриполитическую ситуацию в Армении оцениваю как стабильную. Правительству Республики удалось заметно смягчить, купировать воздействие и последствия мирового экономического кризиса. В то же время известно, что пока рано говорить о кризисе в прошедшем времени, о полном преодолении его последствий. Неоднозначно воспринимаются в Армении попытки нормализации армяно-турецких отношений. Много бурлящих эмоций – понятных, но не способствующих, а зачастую мешающих поиску оптимальных решений. Это может способствовать определенной электризации внутриполитического поля, а, в конечном счете – уводить от злободневного и крайне важного предметного и продуктивного обсуждения судеб страны. Беспристрастного общеполитического обсуждения пока, как мне кажется, не получилось. Но “еще не вечер”. Что касается прогнозов на будущее, то здесь наличествует ряд существенных “если”. Разумнее пока воздержаться от попыток заглянуть в будущее.
- Нуждается ли Армения в социально--экономических реформах?
- Сегодня Армения как никогда нуждается в целенаправленных реформах, ориентированных на резкое повышение конкурентоспособности страны. Хочу особо подчеркнуть, что имею ввиду преобразования не только в реальном секторе экономики, но и в образовании, науке, социальном обеспечении, включая здравоохранение. Если, скажем, 2-3 года назад можно было, апеллируя к двухзначным показателям экономического роста, высвечивать в мажорном ключе его поверхностные аспекты, то уже сегодня практически все признают, что воздействие мирового кризиса было усилено несовременной и уязвимой структурой валового внутреннего продукта, природой основных источников его экстенсивного роста.
Чем раньше будут сформулированы и осуществлены комплексные реформы второго поколения, направленные на “расшивание” узких мест, тем раньше Армения оправится от последствий рецессии. Если говорить о перспективе, уверен, что армяно-турецкая граница откроется рано или поздно. Армения может предельно усилить положительный эффект от разблокирования своих отношений с Турцией, если начнет продуманную, комплексную, целенаправленную экономическую перестройку.
Источник: ARMENIAToday |