Analitika.at.ua. "За" и "против" Общественного совета
Вчера члены Общественного совета встретились с президентом страны Сержем Саркисяном, которому и представили одобренное в четверг большинством голосов мнение Общественного совета по поводу Протоколов, уже целый месяц будоражащих умы практически всех наших соотечественников. Взвесив все плюсы и минусы, Общественный совет в конечном итоге выступил за ратификацию Протоколов по нормализации армяно-турецких отношений, отметил председатель ОС Вазген МАНУКЯН, добавив, что подписание Протоколов станет реальной возможностью для нормализации армяно-турецких отношений и позволит не только Армении, но и всему армянству вступить в новый этап – с новыми возможностями и вызовами, - для которого требуется более высокий уровень национального единства.
Впрочем, в разработанном Общественным советом документе не все так гладко. Здесь нашли место сомнения, связанные с ними возможные риски, а также предложения, которые, однако, не отличились оригинальностью. Ибо уже были озвучены в разное время и разными людьми в течение сентября. И тем не менее сей документ ценен тем, что представлен структурой, призванной стать мостом между обществом и властью, структурой, которая объединила в своих комиссиях и подкомиссиях 960 общественных организаций, союзов и фондов – с 1750 членами.
В разработанный ОС документ вошли практически все озвученные на обсуждениях позиции, а также возможные положительные и отрицательные последствия в случае ратификации Протоколов. ОС констатирует, что почти все члены ОС высказались за открытие армяно-турецкой границы, установление дипломатических отношений и развитие двусторонних отношений, что позволит иметь непосредственную связь с историческими территориями Западной Армении, находящимся там имуществом и культурным наследием армянского народа.
В то же время члены ОС опасаются, что подписание Протоколов может отрицательно сказаться на процессе международного признания Геноцида армянского народа, отмечая при этом, однако, что предполагающаяся Протоколами историческая подкомиссия может стать не только дополнительной трибуной для международного сообщества, но и единственной возможностью донести до турецкой общественности суть вопроса.
Отмечая, что открытие границы является необходимостью, члены ОС в то же время подчеркивают, что это может повлечь за собой определенные проблемы в плане миграционной, экономической экспансии, а также бесконтрольной скупки недвижимости. Кроме того, некоторые члены ОС опасаются признания Протоколами нынешних границ, а также того, что ратификация документов может навредить процессу урегулирования карабахской проблемы. Кстати, что касается последней, то Общественный совет уверен, что в Протоколах вопрос урегулирования карабахской проблемы не нашел места – ни в официальной форме, ни в скрытой, так сказать, между строк.
Общественный совет считает, что внесение изменений в Протоколы означало бы отодвинуть на неопределенный срок открытие границы и дорог и установление дипотношений. А наши государственные и национальные интересы в Протоколах ОС узрел в том, что на исходящее из наших интересов открытие границ и дорог и установление дипотношений Турция впервые идет без увязки с проблемами Карабаха и Геноцида. Посему ОС считает, что было бы неверным не воспользоваться благоприятной геополитической ситуацией, и вносит свои предложения, в случае если дело дойдет до ратификации Протоколов парламентом страны. В частности, ОС считает, что при формировании повестки исторической подкомиссии сам факт Геноцида не должен стать предметом для обсуждения. ОС предлагает властям выступить с четкой позицией по этому вопросу. Кроме того, ОС считает, что все международные договоры и внутреннее законодательство Армении следует подвергнуть мельчайшему анализу с тем, чтобы внести в них все те изменения, которые необходимы при открытии границы для преодоления возможных рисков, для наилучшего использования благоприятной ситуации, а также для обеспечения между Арменией и Турцией принципа взаимности.
И последнее. По мнению ОС, фактически действующие армяно-турецкие границы и связанный с их утверждением или уточнением вопрос международного или двустороннего договора требуют разъяснения специалистов по международному праву.
Для начала диалога
Выступления членов ОС Вазген Манукян условно разделил на "за" и "против". Однако мнения против подписания Протоколов как такового не прозвучало, прозвучали лишь вышеприведенные опасения, которые и попытался развеять в своем ответе президент Серж Саркисян, прежде всего отметив, что нет ничего удивительного в том, что у многих возникают эти самые опасения, ибо они были и у него, когда он принимал решение пригласить президента Турции.
По мнению президента, следует исходить из того, что подписанием Протоколов мы всего лишь пытаемся создать более или менее сносную атмосферу для начала диалога. "В этом цель наших шагов", - подчеркнул президент. Что касается тревог и опасений, то они были всегда – и когда были вынуждены начать вооруженную борьбу в Нагорном Карабахе, и когда голосовали за независимость Армении. Никто сегодня не может просчитать все последствия или шаги в плане армяно-турецких отношений.
"Я не могу обещать армянскому народу, что все вопросы и нюансы мы учли, я всего лишь говорю, что так жить дальше неверно, у нас должны быть естественные отношения, для чего следует начать диалог", – подчеркнул С.Саркисян, добавив, что он с уважением относится к тем, кто был против диалога с Турцией и вчера, и позавчера, чего нельзя сказать о тех, кто, играя на эмоциях людей, набирает очки".
В 23 раза больше
Говоря об открытии границы, С.Саркисян отметил, что последнее будет означать лишь открытие дорог и более ничего. А связанное с этим опасение относительно экономической экспансии президент не разделяет. Причем не априори, а обосновывая своими многочисленными беседами с армянскими предпринимателями, которые, сопоставляя наш 3-миллионный рынок с 70-миллионным турецким, отмечали, что мы получим в 23 раза больше возможностей.
Президента удивляет приводимый зачастую аргумент низких цен на турецкие товары. Он отметил, что в случае необходимости все эти вопросы можно урегулировать на законодательном уровне, кроме того, обе страны сегодня являются членами ВТО, а Турция – членом Европейского таможенного союза, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Что касается миграционной, религиозной экспансии, то единственный метод борьбы против этого президент видит не в изоляции от внешнего мира, а в построении современного, справедливого государства: "Имея всего два выхода во внешний мир, мы не можем построить такое государство".
Компромиссы, но не предусловия
Президент обратил внимание на понятие "предусловия", отметив, что это - принуждения и таковые есть во многих договорах, в том числе и в Карсском.
"Где вы увидели предусловия в опубликованных Протоколах? Если бы это было так, значит, в документе было бы написано, что мы подписываем их с предусловиями, - отметил С.Саркисян. – Да, в документе нашли отражение определенные положения, которые являются результатом компромисса. Неужели в этих документах нет ничего хорошего для нас?" Президент не исключил, что в будущем возможно будет достичь большего, однако нынешний документ, ставший результатом переговоров, оказался "максимумом наших возможностей на данном этапе".
А относительно звучащей сегодня критики президент заметил, что установление дипотношений с Турцией было одним из положений его предвыборной программы. Однако тогда, в предвыборный период, никто не сказал о неприемлемости этого пункта. Президент не согласен также с утверждениями, что Армения идет на переговоры с Турцией под международным давлением: "Никто не заставлял нас идти на нормализацию отношений с Турцией, никто не оказывал давления, никто не заставлял меня приглашать президента Турции в Армению".
Цена процесса
Коснувшись опасений относительно исторической подкомиссии, С.Саркисян отметил, что установление отношений с Турцией отнюдь не означает ставить под сомнение и тем более предать забвению факт Геноцида: "Это просто невозможно!"
Насколько Протоколы вредят процессу международного признания Геноцида? "Очевидно, если этот процесс замедлится или, чему я не верю, прекратится, то виновницей этого будет не наша инициатива, а те люди, которые нашу инициативу используют как повод для того, чтобы не заниматься этим делом", - ответил на свой же вопрос президент. По его мнению, в какой-то степени замедляя процесс, мы тем не менее сильно стимулируем обсуждение этой проблемы внутри Турции: "Следует серьезно подумать, что для нас важнее, – чтобы какая-либо маленькая страна признала Геноцид или чтобы внутри Турции начались серьезные процессы, чтобы Турция поменяла свой закон и разрешила открыто говорить в стране о Геноциде?"
Не разделяет С.Саркисян опасений и относительно того, что первым же вопросом повестки исторической подкомиссии станет вопрос Геноцида, ибо подкомиссия будет создана на паритетных началах. "Я четко осознаю, что мы вошли в очень тяжелый процесс, что каждый политический процесс имеет свою цену, и я готов заплатить эту цену, потом станет ясно, в каком объеме мы приобрели, а в каком потеряли", - подчеркнул президент. По словам президента, Протоколы не решают вопрос признания Карсского договора.
Связи нет
В Протоколах нет и намека на карабахский вопрос, отметил президент, возмутившись, что те, кто видит эти намеки, основывают свое мнение на турецких или азербайджанских высказываниях, а не на мнении армянского президента. "Это всего лишь их желание, - отметил С.Саркисян, добавив, что после армяно-турецких заявлений и Россия, и США, и Франция, и Евросоюз объявили, что эти вопросы не увязаны друг с другом". Мы ожидаем, что и сопредседатели МГ ОБСЕ также должны сделать заявление, есть здесь связь или нет. И если уже и после этого в нашем обществе будут звучать мнения об увязке нормализации армяно-турецких отношений с карабахским вопросом, то, думаю, серьезно их воспринимать нельзя. Когда мы посредством переговоров придем к решению, которое принесет длительный мир региону, которое позволит Нагорному Карабаху развиваться, тогда мы организуем такие же обсуждения – в Общественном совете, с политическими партиями, в обществе".
Возможно ли отозвать подпись? По словам президента, после ратификации парламентом страны действует порядок, согласно которому тот же парламент может принять другой закон, отзывающий подпись: "Я здесь никаких проблем не вижу, не думаю, что у какого-либо юриста здесь может возникнуть вопрос".
Резюмируя сказанное, президент отметил, что важно, чтобы предпринимаемые шаги были приемлемы для большинства армянского народа и чтобы позднее они были оценены как положительные.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН
Источник: Голос Армении |