Analitika.at.ua. На встрече министров иностранных дел Армении и
Азербайджана в Париже будет предложен новый подход к решению
нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявила госсекретарь США Хиллари
Клинтон 6 июня на совместной с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым
пресс-конференции в Баку. "Мы хотим как можно быстрее достичь мира...
Решение вопроса должно быть найдено", - заявила американский госсекретарь.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ВОВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО В КОНТЕКСТЕ ВИЗИТА
КЛИНТОН НА ЮЖНЫЙ КАВКАЗ на азербайджано-армянской и азербайджано-арцахской
границах сложилась просто взрывная ситуация. Да, и раньше азербайджанцы
предпринимали серьезные диверсионные операции, провоцировали стычки на границе,
в результате которых стороны несли потери. К примеру, в марте 2008-го, когда
азербайджанская сторона попыталась воспользоваться внутриполитической
напряженностью в Армении. Но этот и аналогичные случаи носили, так сказать,
разовый характер. А вот то, что происходит сегодня, имеет все шансы перерасти в
затяжное военной столкновение.
Вряд ли у Хиллари Клинтон не нашлось возможностей, грубо
говоря, для принуждения сторон к миру хотя бы на время своего визита в регион.
В конце концов, ситуация ставит под сомнение и авторитет Америки - страны,
госсекретарь которой говорит о неприемлемости эскалации напряженности, о
недопустимости возобновления военных действий, сразу после чего существующая
напряженность не только не спадает, но и нарастает. Согласитесь, на первый
взгляд, это - свидетельство бессилия сверхдержавы, если верить в искренность
озвученного Клинтон стремления к обеспечению мира. Ведь получается, что
американцы хотят, но не могут прекратить кровопролитие... А если они могут, но
не хотят? Эта версия представляется куда более правдоподобной с учетом наличия
целого комплекса рычагов воздействия США на стороны конфликта.
Значит, нарастание напряженности в зоне конфликта исходит из
интересов Вашингтона: с учетом вероятной атаки на Иран в ближайшей перспективе
зона нагорно-карабахского конфликта обретает для Запада военно-стратегическое
значение. А рост напряженности в регионе дает повод для возрождении идеи ввода
миротворческих сил в зону конфликта. Причем если до сих пор эта идея
рассматривалась как составная часть общего плана по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта, как один из элементов Мадридских принципов, то
теперь она может быть пущена в ход автономно, ибо эскалация
армяно-азербайджанского военного противостояния требует от посредников
оперативных шагов.
ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЗАПАДА ВО ВЗРЫВООПАСНОМ РЕГИОНЕ (которым
уже стала зона карабахского конфликта) именно сейчас актуализируется с учетом
еще одного обстоятельства. Как известно, в начале осени в Армении планируются
широкомасштабные военные учения сил ОДКБ, что кроме всего прочего призвано
подчеркнуть военно-стратегические интересы ОДКБ в регионе, позиционировать
российское военное присутствие в регионе как сдерживающий фактор в случае атаки
на Иран. Не говоря уже о том, что в рамках учений на территорию Армении будут
переброшены значительные силы, войсковые подразделения, военная техника и т.д..
Все это, разумеется, создает, мягко говоря, дискомфорт для Вашингтона в
контексте иранского похода. Соответственно вопрос ввода миротворческих сил
нуждается в форсировании, для обоснования чего требуется экстраординарный
повод. Нынешняя ситуация на армяно-азербайджанской и арцахско-азербайджанской
границе как раз и может расцениваться таковым. Кстати, в этой ситуации теряют
всякий смысл как мониторинг линии соприкосновения, так и нереализованный план
по расследованию инцидентов. Повторюсь: частота, количество, интенсивность,
продолжительность и последствия нынешних ЧП превращают локальные инциденты в
масштабные военные действия, для предотвращения которых востребованы более
жесткие и решительные шаги со стороны посредников.
О том, что нынешнее обострение ситуации в зоне конфликта
может быть (косвенно или опосредованно) связано с антииранскими намерениями
США, свидетельствует и весьма любопытное заявление Генштаба ВС Азербайджана,
сделанное 6 июня: "Азербайджанская армия в любой момент способна
освободить свои земли военным путем. Хватит всего 10 дней, чтобы Вооруженные
силы Азербайджана, освободив наши оккупированные земли, вышли к государственной
границе с Ираном и Арменией. Единственная причина, останавливающая нас от этого
шага, заключается в том, что мы не хотим больше пролития крови и несения
жертв".
ЛЮБОПЫТНО ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ВОВСЕ НЕ ФАНФАРОНСКОЙ
САМОУВЕРЕННОСТЬЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА, пытающегося таким
образом успокоить общество, сдержать волну паники, нарастающую в нем после
внушительных ответов армянской стороны на провокации азербайджанских ВС.
Интересно заявление тем, что в нем открыто подчеркивается возможность подступа
азербайджанских ВС к границам Ирана, что, собственно, должно исходить из
интересов Вашингтона.
То ли Баку таким образом внушает американцам, что они
заинтересованы в обострении ситуации, в краткосрочной (10-дневной)
азербайджано-армянской войне, в результате которой эпицентр армяно-азербайджанского
военного противостояния окажется на границе с Ираном, и что фактически вводить
якобы миротворческие силы в качестве буфера между армянскими и азербайджанскими
ВС можно будет буквально на границу с Ираном. Об этом вашингтонские стратеги и
лоббисты антииранской операции могут только мечтать.
То ли это просто бакинский анонс запланированной и, по сути,
стартовавшей 4 июня - в день визита Клинтон и начала азербайджанских
диверсионно-провокационных операций на границах с Арменией и Арцахом -
программы. В любом случае Баку акцентирует внимание на заинтересованности
Вашингтона в дальнейшей эскалации напряженности в зоне конфликта.
С учетом этого можно предположить, какие сюрпризы готовит
Вашингтон для сторон конфликта, какова природа и мотивы тех новых предложений,
которые будут обсуждаться министрами ИД Армении и Азербайджана 18 июня в
Париже. Судя по всему, сюрпризы для армянской стороны малоприятные.
Между тем в этой ситуации совершенно странной представляется
позиция прежде всего МГ ОБСЕ. Ведь речь идет о беспрецедентной эскалации
напряженности на границах. По идее, буквально на второй день обострения
ситуации посредники должны были выступить с жестким, осуждающим заявлением.
Но... Пока с их стороны реакции нет вообще.
КАК МИНИМУМ СТРАННО МОЛЧАНИЕ И ДРУГИХ ИГРОКОВ - ОДКБ В ЦЕЛОМ
И РОССИИ В ЧАСТНОСТИ. Это при условии, что буквально месяц назад генсек ОДКБ
Николай Бордюжа заявил: "Армения является полноправным членом ОДКБ и если
в отношении Армении будут предприняты недобрососедские шаги, страны-члены ОДКБ
однозначно окажут ей поддержку". Уже несколько дней в отношении Армении
регулярно предпринимаются те самые "недобрососедские шаги", однако
обещанной Бордюжей "однозначной поддержки" со стороны партнеров по
ОДКБ что-то не видно. И речь тут вовсе не о поддержке военной, материальной или
технической. Речь - о поддержке моральной в виде заявления ОДКБ, осуждающего
"недобрососедские шаги" в отношении Армении.
Не менее странной выглядит реакция на ситуацию со стороны
нашего стратегического союзника – Москвы, с некоторых пор (после продления и
обновления договора о дислокации в Армении российской военной базы) являющегося
гарантом безопасности армянских границ. Конечно, повода для непосредственного
вмешательства российских военных в конфликт пока нет. И слава богу. Но, с
другой стороны, по меньшей мере странно более чем сдержанное поведение Москвы
при условии, что уже в который раз азербайджанские ВС пытаются проникнуть на
территорию Армении – в, так сказать, зону ответственности 102-й российской военной
базы. Конечно, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич выступил с
заявлением о недопустимости эскалации напряженности в зоне конфликта. Однако
заявление было, по сути, дежурным, да и отреагировал российский МИД с
четырехдневной задержкой. Но главное, в подходах МИД РФ невозможно заметить
нюансы, свидетельствующие о союзнических отношениях в военной сфере между
Россией и Арменией. Скорее, в данном случае Москва выступила в роли одной из
стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, традиционно поставив знак равенства между
армянской и азербайджанской сторонами. А это, согласитесь, явно не адекватно
нынешней ситуации.
И последнее. Столь сдержанная позиция Москвы и вовсе
удивительна, если рассматривать ее в представленном выше контексте интересов
сверхдержав и иранской проблемы. Для Кремля, как известно, абсолютно
неприемлемы американо-израильские антииранские военные планы. Тем не менее,
видя явные признаки реализации этих планов с попыткой вовлечения в них
стратегического союзника России – Армении, Москва почему-то весьма пассивна. Не
говоря уже о том, что анонсом новых предложений по карабахскому урегулированию
Вашингтон фактически отнимает у Москвы роль ключевого посредника по
урегулированию, которую взяла на себя Россия в период президентства Дмитрия Медведева…
Ара МЕЛИКСЕТЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.