Суббота, 27.04.2024, 03:44
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Июнь » 9 » Сюрприз по-американски
Сюрприз по-американски
00:17

Analitika.at.ua. На встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Париже будет предложен новый подход к решению нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон 6 июня на совместной с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым пресс-конференции в Баку. "Мы хотим как можно быстрее достичь мира... Решение вопроса должно быть найдено", - заявила американский госсекретарь.

 

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ВОВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО В КОНТЕКСТЕ ВИЗИТА КЛИНТОН НА ЮЖНЫЙ КАВКАЗ на азербайджано-армянской и азербайджано-арцахской границах сложилась просто взрывная ситуация. Да, и раньше азербайджанцы предпринимали серьезные диверсионные операции, провоцировали стычки на границе, в результате которых стороны несли потери. К примеру, в марте 2008-го, когда азербайджанская сторона попыталась воспользоваться внутриполитической напряженностью в Армении. Но этот и аналогичные случаи носили, так сказать, разовый характер. А вот то, что происходит сегодня, имеет все шансы перерасти в затяжное военной столкновение.

 

Вряд ли у Хиллари Клинтон не нашлось возможностей, грубо говоря, для принуждения сторон к миру хотя бы на время своего визита в регион. В конце концов, ситуация ставит под сомнение и авторитет Америки - страны, госсекретарь которой говорит о неприемлемости эскалации напряженности, о недопустимости возобновления военных действий, сразу после чего существующая напряженность не только не спадает, но и нарастает. Согласитесь, на первый взгляд, это - свидетельство бессилия сверхдержавы, если верить в искренность озвученного Клинтон стремления к обеспечению мира. Ведь получается, что американцы хотят, но не могут прекратить кровопролитие... А если они могут, но не хотят? Эта версия представляется куда более правдоподобной с учетом наличия целого комплекса рычагов воздействия США на стороны конфликта.

 

Значит, нарастание напряженности в зоне конфликта исходит из интересов Вашингтона: с учетом вероятной атаки на Иран в ближайшей перспективе зона нагорно-карабахского конфликта обретает для Запада военно-стратегическое значение. А рост напряженности в регионе дает повод для возрождении идеи ввода миротворческих сил в зону конфликта. Причем если до сих пор эта идея рассматривалась как составная часть общего плана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, как один из элементов Мадридских принципов, то теперь она может быть пущена в ход автономно, ибо эскалация армяно-азербайджанского военного противостояния требует от посредников оперативных шагов.

 

ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ ЗАПАДА ВО ВЗРЫВООПАСНОМ РЕГИОНЕ (которым уже стала зона карабахского конфликта) именно сейчас актуализируется с учетом еще одного обстоятельства. Как известно, в начале осени в Армении планируются широкомасштабные военные учения сил ОДКБ, что кроме всего прочего призвано подчеркнуть военно-стратегические интересы ОДКБ в регионе, позиционировать российское военное присутствие в регионе как сдерживающий фактор в случае атаки на Иран. Не говоря уже о том, что в рамках учений на территорию Армении будут переброшены значительные силы, войсковые подразделения, военная техника и т.д.. Все это, разумеется, создает, мягко говоря, дискомфорт для Вашингтона в контексте иранского похода. Соответственно вопрос ввода миротворческих сил нуждается в форсировании, для обоснования чего требуется экстраординарный повод. Нынешняя ситуация на армяно-азербайджанской и арцахско-азербайджанской границе как раз и может расцениваться таковым. Кстати, в этой ситуации теряют всякий смысл как мониторинг линии соприкосновения, так и нереализованный план по расследованию инцидентов. Повторюсь: частота, количество, интенсивность, продолжительность и последствия нынешних ЧП превращают локальные инциденты в масштабные военные действия, для предотвращения которых востребованы более жесткие и решительные шаги со стороны посредников.

 

О том, что нынешнее обострение ситуации в зоне конфликта может быть (косвенно или опосредованно) связано с антииранскими намерениями США, свидетельствует и весьма любопытное заявление Генштаба ВС Азербайджана, сделанное 6 июня: "Азербайджанская армия в любой момент способна освободить свои земли военным путем. Хватит всего 10 дней, чтобы Вооруженные силы Азербайджана, освободив наши оккупированные земли, вышли к государственной границе с Ираном и Арменией. Единственная причина, останавливающая нас от этого шага, заключается в том, что мы не хотим больше пролития крови и несения жертв".

 

ЛЮБОПЫТНО ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ВОВСЕ НЕ ФАНФАРОНСКОЙ САМОУВЕРЕННОСТЬЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА, пытающегося таким образом успокоить общество, сдержать волну паники, нарастающую в нем после внушительных ответов армянской стороны на провокации азербайджанских ВС. Интересно заявление тем, что в нем открыто подчеркивается возможность подступа азербайджанских ВС к границам Ирана, что, собственно, должно исходить из интересов Вашингтона.

 

То ли Баку таким образом внушает американцам, что они заинтересованы в обострении ситуации, в краткосрочной (10-дневной) азербайджано-армянской войне, в результате которой эпицентр армяно-азербайджанского военного противостояния окажется на границе с Ираном, и что фактически вводить якобы миротворческие силы в качестве буфера между армянскими и азербайджанскими ВС можно будет буквально на границу с Ираном. Об этом вашингтонские стратеги и лоббисты антииранской операции могут только мечтать.

 

То ли это просто бакинский анонс запланированной и, по сути, стартовавшей 4 июня - в день визита Клинтон и начала азербайджанских диверсионно-провокационных операций на границах с Арменией и Арцахом - программы. В любом случае Баку акцентирует внимание на заинтересованности Вашингтона в дальнейшей эскалации напряженности в зоне конфликта.

 

С учетом этого можно предположить, какие сюрпризы готовит Вашингтон для сторон конфликта, какова природа и мотивы тех новых предложений, которые будут обсуждаться министрами ИД Армении и Азербайджана 18 июня в Париже. Судя по всему, сюрпризы для армянской стороны малоприятные.

 

Между тем в этой ситуации совершенно странной представляется позиция прежде всего МГ ОБСЕ. Ведь речь идет о беспрецедентной эскалации напряженности на границах. По идее, буквально на второй день обострения ситуации посредники должны были выступить с жестким, осуждающим заявлением. Но... Пока с их стороны реакции нет вообще.

 

КАК МИНИМУМ СТРАННО МОЛЧАНИЕ И ДРУГИХ ИГРОКОВ - ОДКБ В ЦЕЛОМ И РОССИИ В ЧАСТНОСТИ. Это при условии, что буквально месяц назад генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил: "Армения является полноправным членом ОДКБ и если в отношении Армении будут предприняты недобрососедские шаги, страны-члены ОДКБ однозначно окажут ей поддержку". Уже несколько дней в отношении Армении регулярно предпринимаются те самые "недобрососедские шаги", однако обещанной Бордюжей "однозначной поддержки" со стороны партнеров по ОДКБ что-то не видно. И речь тут вовсе не о поддержке военной, материальной или технической. Речь - о поддержке моральной в виде заявления ОДКБ, осуждающего "недобрососедские шаги" в отношении Армении.

 

Не менее странной выглядит реакция на ситуацию со стороны нашего стратегического союзника – Москвы, с некоторых пор (после продления и обновления договора о дислокации в Армении российской военной базы) являющегося гарантом безопасности армянских границ. Конечно, повода для непосредственного вмешательства российских военных в конфликт пока нет. И слава богу. Но, с другой стороны, по меньшей мере странно более чем сдержанное поведение Москвы при условии, что уже в который раз азербайджанские ВС пытаются проникнуть на территорию Армении – в, так сказать, зону ответственности 102-й российской военной базы. Конечно, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич выступил с заявлением о недопустимости эскалации напряженности в зоне конфликта. Однако заявление было, по сути, дежурным, да и отреагировал российский МИД с четырехдневной задержкой. Но главное, в подходах МИД РФ невозможно заметить нюансы, свидетельствующие о союзнических отношениях в военной сфере между Россией и Арменией. Скорее, в данном случае Москва выступила в роли одной из стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, традиционно поставив знак равенства между армянской и азербайджанской сторонами. А это, согласитесь, явно не адекватно нынешней ситуации.

 

И последнее. Столь сдержанная позиция Москвы и вовсе удивительна, если рассматривать ее в представленном выше контексте интересов сверхдержав и иранской проблемы. Для Кремля, как известно, абсолютно неприемлемы американо-израильские антииранские военные планы. Тем не менее, видя явные признаки реализации этих планов с попыткой вовлечения в них стратегического союзника России – Армении, Москва почему-то весьма пассивна. Не говоря уже о том, что анонсом новых предложений по карабахскому урегулированию Вашингтон фактически отнимает у Москвы роль ключевого посредника по урегулированию, которую взяла на себя Россия в период президентства Дмитрия Медведева… Ара МЕЛИКСЕТЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 874
Календарь новостей
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru