Главная » 2012»Июнь»18 » СМИ: Армении также не следует обращать особо много внимания на Хельсинкский акт
СМИ: Армении также не следует обращать особо много внимания на Хельсинкский акт
00:07
Analitika.at.ua. Министр
иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров весьма откровенно заявил, что
его страна не соглашается с механизмом расследования инцидентов на
армяно-азербайджанской границе только потому, что это будет способствовать
сохранению статус-кво.
Это означает, что Азербайджан признает ответственность за
нарушения режима перемирия и намерение решить карабахский конфликт силой. А
это, в свою очередь, прямое нарушение принципа Хельсинкского заключительного
акта. Азербайджан будет спокойно демонстрировать способность нарушать этот акт,
пока к нему не будут применены карательные механизмы.
Хельсинкский заключительный акт был принят 1 августа 1975
года по инициативе организации Варшавского договора, которая желала урегулировать
отношения с НАТО. Акт был принят в рамках СБСЕ (ОБСЕ) и европейским странам
гарантировал неизменность границ, мирное урегулирование конфликтов,
невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и
равноправие суверенитетов, было зафиксировано и обязательство уважать право
народов на самоопределение и права человека.
Армения и Азербайджан присоединились к документу. И,
поскольку он был принят в рамках ОБСЕ, эта организация, по идее, обязана
следить за его выполнением. Однако, судя по всему, Заключительный акт может
выражать обязательства или нормы, которые юридически не обязательны. Нарушение
таких обязательств или норм не порождает международно-правовую ответственность.
У ОБСЕ нет ни механизмов, ни сил, ни законодательной базы
для того, чтобы уличить Азербайджан в применении силы при урегулировании
конфликта. Азербайджан знает это и ссылается на Заключительный акт только
потому, что в нем есть выражение «нерушимость» границ.
На этот Акт ссылаются и международные посредники, хотя они,
особенно, главы США, России и Франции, знают, что нарушение этого Акта не
влечет за собой правовой ответственности. А это значит, что перемирие в регионе
поддерживается исключительно благодаря дипломатическому балансу и, в какой-то мере,
воле и политике мировых держав.
К Азербайджану применяется множество мер, удерживающих его
от военной авантюры. Начиная с 907 поправки к Биллю о Свободе США, по которой
Баку не должна оказываться помощь, и кончая косвенными угрозами провоцировать
внутренние потрясения в Азербайджане. Недопустимость возобновления войны и
изменения статус-кво признается всеми мировыми центрами силы. Но Азербайджан
все время нащупывает слабые места и предпринимает попытки «прорвать оборону».
Армении также не следует обращать особо много внимания на
Хельсинкский акт, хотя он определяет право на самоопределение. Лучше
сосредоточиться на предложении мировым центрам силы таких военно-политических,
энергетических и стратегических проектов, которые позволят сохранить нынешний
настрой на нерушимость статус-кво. Наира Айрумян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.