Главная » 2012»Июнь»30 » Станислав Тарасов: Россия и Иран могут пойти на признание независимости Карабаха
Станислав Тарасов: Россия и Иран могут пойти на признание независимости Карабаха
21:10
Analitika.at.ua. Публикуем
полный текст выступления обозревателя ИА REGNUM, директора исследовательского
центра "Ближний Восток-Кавказ" Международного Института новейших
государств Станислава Тарасова на экспертных слушаниях Международного Комитета
"Евразийская перспектива и решение политических, гуманитарных и
экономических проблем "непризнанных" государств" в Москве, 14
июня 2012 года:
"В перспективе я не исключаю, что Москва и Тегеран
пойдут на признание независимости Карабаха. Но появление феномена "двух
Армений" может быть сопряжено только с серьезнейшими геополитическими
изменениям в регионе так называемого "Большого Ближнего Востока".
Более того, я не исключая и того, что "армянский центр" в Закавказье
переместиться из Еревана в Степанакерт. Во всяком случае, по моему наблюдению,
сейчас формируется закавказское направление в иранской внешней политике,
которое преподнесет в скором будущем немало сюрпризов. И только после этого,
как и после признания независимости Приднестровья возможно сформировать,
вернее, мне кажется это было бы целесообразным реанимировать процесс
объединения Карабаха и Приднестровья в некий альянс непризнанных государств. В
свое время этот процесс был. Тогда Карабах вышел из него, но сейчас можно
предположить изменение позиции, так как в случае признания Россией Карабаха
вокруг него возникает новый центр Армении и рождается новая геополитическая
конфигурация с вариантом присутствия России.
Следующий серьезный момент: с кем мы будем делить, а мы
вынуждены будем "делить", регион Закавказья. С Ираном или с Турцией?
С кем нам предпочтительнее? Если честно говорить, то конечно лучше с Ираном,
так как Иран открыто говорит: "Или вы выходите к Араксу и мы будем
молчать, или мы будем осуществлять свою политику, но тогда вы молчите".
Но, рано или поздно эта ситуация придет к какой-то развязке. Но если контуры
евразийских проектов Ирана и Турции очерчены, обозначен ареал влияния этих
проектов, то что такое российский проект, честно говоря я не знаю. Какие его
контуры? Ну включаем мы в него границы Казахстана, а дальше terra incognita для
нас. Войдут ли в него государства Закавказья? Вот в Молдавии, например,
заговорили о возможности ориентации на евразийское пространство. Я рассматриваю
эти разговоры как рефлексию на кризисные явления в Европе, потому что в самой
Европе тоже идет распад и очень серьезный. Скорее всего речь идет о
формировании Старой Европы, появлении лимитрофных зон в Восточной Европы.
Отдельно Греция. Непонятно как мы будем реагировать на Грецию? Внешние факторы
заставляют Москву реагировать на них и в реактивности минус наших позиций.
Многое в дальнейшем ходе событий в регионе "Большого
Ближнего Востока" зависит от качества дипломатической работы российского
внешнеполитического ведомства. Перед нашими слушаниями я просмотрел список
западных послов - США, Англии, Франции, Германии в закавказских государствах и
государствах Средней Азии. Все они высокопоставленные дипломаты связанные с
различными аналитическими центрами, со спецслужбами и так далее. Я посмотрел и
список наших послов в этих же странах, я их уважаю, не хочу оскорблять, но это
вообще-то ужасно. Мы имеет дело с фактором не только низкого уровня аналитической
работы, но и ее практического отсутствия. Некоторые послы с которыми приходится
общаться, неглупые люди, пишут какие то аналитические справки, доклады,
обозначают какие-либо аналитические перспективы, но их никто здесь не слышит.
То есть идет параллелизация - на уровне администрации работают
бюрократизированные структуры, на уровне МИД вообще никакой аналитики нет,
Совет Безопасности физически не может разрабатывать эту аналитику, так как не
имеет возможностей.
Возникает вопрос, есть ли в этой стране, в России, структуры
которые занимаются серьезным анализом этих проблем? На экспертном уровне
подготавливать почву для принятия и осуществления решений? Мой личный опыт
работы, поездки в Карабах, Иран, готовящаяся поездка в Турцию, показывает, что
можно реализовывать публичные акции и, даже вызывая огонь на себя, заставлять
МИДовских работников соответствующих подразделений реагировать и действовать.
Такого типа работу - выход в широкое информационное пространство, наших
геополитических партнеров и конкурентов необходимо делать. Прошел тот момент,
когда, вот мы сидим анализируем, а МИД, Администрация принимают решения - этот
этап уже прошел. Идут ошибки. Необходимо публично об этом говорить. И так
говорить, что бы заставлять принимать решения. Почему? Потому, что ход событий
с Юга, вынудит, заставит действовать, заставит реагировать, ситуация не будет
находиться в статике. В Средней Азии это точно. В Закавказье, мне кажется это
вопрос где-то осени или ближе, судя потому что происходит на Карабахском направлении.
Там, в Карабахе уже идут перестрелки, армянская сторона
говорит, что это выгодно режиму Саргсяна, Баку утверждает, что им тоже это
невыгодно - мол они еще не сгруппировались. Но поскольку в Карабахе нет
миротворческого корпуса, в любой момент может вспыхнуть военный конфликт
работающий как детонатор. Причем в этом конфликте в нынешней ситуации
заинтересованы и Иран и Турция.
И важный момент, на который я хотел обратить внимание, если
смотреть со стороны Турции, со стороны Ирана если смотреть, который просто
физически ощущаешь там и который не возможно увидеть из Москвы - фактора страха
перед американцами нет. Он исчез. Например Иран активно ведет противостояние с
американцами на афганском направлении и у них все получается. Они нашли
успешные формы действий и больше не боятся американской агрессии. Более того у
них есть идея распространения шиизма, сбываются их прогнозы по арабской весне,
в результате которой шиизм укрепляется, начинает преобладать над суннизмом.
Заставляют Саудовскую Аравию как реперную точку американского присутствия в
регионе делать ошибки, такие как конфедерация с Бахрейном. Это означает, что
евразийский проект Ирана уже начал работать. И если российская сторона окажется
не готова к координации то мы встретимся с фактором южной империи, скорее
всего, это будет Иран.
Но Иран начнет действовать тогда, когда он блокирует Турцию
через курдский фактор в юго-восточной Анатолии. В связи с этим еще одно
наблюдение. Мне повезло, я владею турецким и иранским языками. И находясь там я
смотрю выпуски новостей, и там смотря новости можно понять что происходит в
мире. Так вот очень интересно наблюдать за внешностью Эрдогана, турецкого
премьера Гюля, их министра иностранных дел, руководителя службы безопасности,
других министров. В последние два, три месяца я заметил интересную вещь - на
второй-третьей минуте публичного выступления они впадают в истерику. Раньше
говорили монотонно, образно, со ссылками на пророков. А теперь - истерика.
Эрдоган заводится буквально на пятидесятой секунде. Если бы вы посмотрели его
выступления по курдскому фактору, то рядом можно поставить Гитлера. Я, конечно,
не сравниваю политическую мотивацию, я говорю о истеричном осознании
возможности проигрыша, который серьезно скажется и на общем развитии ситуации,
через сирийский плацдарм. Который может стать спусковым крючком общей
дестабилизации.
Мы, российская дипломатия, впервые за двадцать лет
попыталась дать бой на ближнем востоке, блокируясь с китайцами. Судя по тому,
что говорил наш президент в Пекине и позже в формате Шанхайской группы, из того
что я знаю, если только размен сирийской карты пойдет по фрагментации, как в
Ливии, если нашу дипломатию продавят, например путем спасения Асада, то я хочу
сказать, что следующим ходом может быть признание Карабаха. Кем? Единственное
государство которое может первым пойти на признание сразу всех трех кавказских
непризнанных государств - Иран, но следующим ходом будет признание Тегерана
будет признание иракского Курдистана".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.