Главная » 2012»Июнь»16 » Станислав Тарасов: Зачем Турции ракеты большой дальности?
Станислав Тарасов: Зачем Турции ракеты большой дальности?
16:19
Analitika.at.ua. 4 июля
под председательством премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана состоится
заседание Исполнительного комитета по оборонной промышленности страны. На нем
должны также присутствовать начальник генштаба ВС Турции Неджет Озел и министр
обороны Мегмет Йылмаз. В этой связи в турецкие СМИ из правительственных
источников была организована "утечка" информации, которая привела в
замешательство многих экспертов. Так газета "Sabah" сообщила, что
Анкара намерена закупить систему для защиты от баллистических ракет, на что
будет выделено $4 млрд. Сенсационность тут в том, что, по циркулирующим слухам,
Турция рассматривает четыре варианта систем для обеспечения ПРО - российская
система С-400, американский ЗРК Patriot (PAK-3), китайская система FD-2000 и
франко-итальянский ЗРК Eurosam SAMP/T.
Дело в том, что в начале нынешнего года было объявлено, что
в Турции начинает осуществляться программа по строительству баллистических
ракет с дальностью применения 2,5 тысячи километров. Ее намечается провести в
три этапа. Первый уже пройден: турецкие специалисты сконструировали и построили
ракету с дальностью полета до 500 километров. Она успешно прошла испытания.
Второй этап: создание и производство ракет дальностью до 1500 километров,
испытание которых намечено провести в конце 2012 года. Наконец, третий этап -
создание ракет с дальностью полета до 2500 километров. По словам профессора
государственного научно-исследовательского института Турции Юселя Алтинбасака,
создание ракет с такой дальностью действия является для Турции выполнимой
задачей. При этом Анкара мотивирует свои действия тем, что сейчас на вооружении
ПВО страны нет средств дальнего радиуса действия, которые могли бы
перехватывать баллистические ракеты большой дальности еще на подлете к
территории страны.
В этом как раз и главная интрига. Если Турция действительно
рассматривает возможность закупки зенитных ракетных комплексов США, России,
Китая и Франции с Италией, означает ли это, что она отказывается от
собственного производства ракет средней дальности? Это - во первых. Во-вторых,
если появление ракет дальностью от 500 километров до 1500 еще можно объяснить
какими-то потенциальными военными угрозами для нее регионального значения, то
появление ракет дальностью до 2500 километров - это уже выход на уровень военного
противостояния глобального характера. Наконец, в-третьих, не является ли
объявление о возможности приобретения российской, китайской или и
франко-итальянской ракетных систем попыткой Анкары продавить решение Вашингтона
о создании на турецкой территории противоракетного щита НАТО, которого пока
нет.
Дело в том, что радар НАТО с системой раннего оповещения,
строительство которого было утверждено в 2010 году на Лиссабонском саммите в
рамках новой стратегии, уже готов к эксплуатации. Он размещен в городе Кюреджик
в провинции Малатья. В этой связи командующий армией США в Европе и седьмой
Армией генерал-лейтенант Марк Хертлинг заявил, что радар будет контролироваться
американскими военными. Правда, в центре управления системой радара будет
находиться представитель турецких ВС в чине не ниже генерала с правом контроля
управлением базой, но не самого управления. По мнению газеты "Sabah",
это не устраивает Анкару, которая с учетом обострения обстановки в регионе, в
том числе вокруг Ирана, опасается "удара возмездия" с его стороны.
Напомним, в 1991 году с началом военной операции США против Ирака, Турция под
предлогом возможных ракетных обстрелов территории страны иракскими ракетами
"Скад", добилась решения НАТО разместить на своей территории ЗРК
Patriot. Сейчас, если судить по имеющимся признакам, осуществляется подобная
операция давления на США через механизм Исполнительного комитета по оборонной
промышленности страны.
Тут многое настораживает. Турция, которая ранее стремилась
обладать современными военно-воздушными силами с мощными ударными
возможностями, теперь пошла по пути Ирана и Северной Кореи - стала осуществлять
ракетные программы. К тому же она с 1997 года является членом РКРТ - Режима
контроля за ракетными технологиями (Missile Technology Control Regime - MTCR),
который был создан в 1987 году Канадой, Францией, Германией, Италией, Японией,
Великобританией и Соединенными Штатами, для запрещения распространения
беспилотных систем доставки оружия на дальность не менее 300 километров.
Кстати, ранее РКРТ удалось свернуть несколько ракетных программ: Аргентина,
Египет и Ирак отказались от совместной программы по созданию баллистической
ракеты Condor II, а Бразилия, ЮАР, Южная Корея и Тайвань отложили или отменили
ракетные и космические программы. Некоторые страны Восточной Европы, такие как
Польша и Чехия, уничтожили свои баллистические ракеты, чтобы иметь лучшие шансы
на вступление в РКРТ. В этой связи со стороны РКРТ уже раздаются призывы
объявить Турции эмбарго на поставку военных технологий. Но как бы то ни было,
стремление Турции создать или приобрести ракетные системы является очень
опасным сигналом для сохранения как системы стабильности на Ближнем Востоке,
так и безопасности самой Турции, которая сначала превращает себя в мишень для
военного удара, а потом ищет защиты. ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.