Analitika.at.ua. Тема открытия аэропорта в Арцахе продолжает оставаться
ключевой в перипетиях карабахского процесса. На фоне уже подзабытых и
изначально умозрительных намерений сопредседателей разработать механизмы
расследования приграничных инцидентов возобновление работы аэропорта стало по
сути дела единственным предметным вопросом, в который на настоящем этапе
упирается весь процесс урегулирования. Принципиальность проблемы подчеркивается
очередным беспрецедентным шагом Баку - законодательным закреплением права
сбивать гражданские самолеты и непоколебимостью армянской стороны в решимости
открыть аэропорт. В очередной раз об этом заявил в ходе предвыборных встреч
действующий президент РА, отметив, что аэропорт начнет работать в ближайшее
время.
На этом фоне в Париже 28 января состоялась встреча
сопредседателей с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, по итогам
которой по традиции было принято заявление. Теме аэропорта в нем уделена всего
одна фраза, однако достаточно красноречивая: посредники обсудили этот вопрос с
министрами, но не сказали ничего нового, сославшись на собственные заявления от
14 апреля 2011 года и 13 июля 2012г. и подчеркнув тем самым, что их позиция
остается неизменной. Стоит в этом контексте вспомнить, что именно говорилось в
этих заявлениях.
Итак, 14 апреля 2011 года, то есть без малого два года
назад, сопредседатели Минской группы выражали свою "обеспокоенность
планируемым открытием аэропорта в Нагорном Карабахе, которое может привести к
дальнейшему возрастанию напряжения". Они оговаривали, что выполнение
полетов не может быть использовано для поддержки изменения статуса НК в рамках
международного права, призывали стороны достичь взаимопонимания в трактовке
международных конвенций и учитывать существующую между Арменией и Азербайджаном
практику полетов над их территориями. Наконец, сопредседатели приветствовали
заверения сторон об отказе от угроз и атак в отношении гражданских самолетов,
стремление решить вопрос дипломатическим путем и избегать его политизации.
В заявлении, принятом более года спустя - 13 июля 2012 года,
сопредседатели были лаконичны. Они вновь заявили о полученных от сторон
заверениях воздержаться от применения силы в отношении гражданских самолетов и
повторили практически все остальные пункты предыдущего заявления. Кроме одного,
но весьма существенного: в июльском документе отсутствовала фраза о том, что
открытие аэропорта может привести к возрастанию напряженности. Именно эта
весьма существенная деталь позволила экспертам предположить, что вопрос аэропорта
практически решен.
Однако очень скоро позиция Баку круто изменилась. Напомним,
что вскоре после этого заявления - спустя полтора летних "мертвых"
месяца, регион взорвали передача Венгрией Азербайджану и немедленное
помилование и героизация будапештского убийцы - Рамиля Сафарова. На официальный
Баку посыпался шквал всевозможных заявлений с осуждением этого позорного шага,
с которыми выступили лидеры наиболее авторитетных международных организаций и
крупных держав, множество политиков и правозащитников. Дольше всех этот курс
выдерживали Соединенные Штаты: отреагировав первым, Белый дом затем
неоднократно требовал объяснений как от Венгрии, так и от Азербайджана. Правда,
спустя пару месяцев Вашингтон благополучно забыл о своей
"принципиальной" позиции.
Переждав этот шквальный огонь, Баку ринулся в атаку. И
главной мишенью стал Степанакертский аэропорт. Игнорируя очевидно данные
посредникам заверения в отказе от насилия, алиевский режим от словесных угроз
перешел к действиям, на уровне закона закрепив свое "право" сбивать
гражданские самолеты, пользующиеся аэропортом Арцаха.
Опасные капризы и легкомысленные отказы от собственных
обязательств, конечно, не новость в поведении Баку. Однако в данном случае
важнее другое: в то время как на уровне Минской группы сопредседатели
фактически подтверждают лояльный подход к открытию аэропорта, на уровне
государственном посредники - по меньшей мере, двое из них - не только не
осуждают, но и в ряде случаев идут на поводу агрессивных намерений Баку. Так,
ни одна из стран - членов Минской группы и ее сопредседательства не выступила
по поводу принятого в Баку закона, откровенно противоречащего нормам
международного, в том числе гуманитарного, права (об этом, кстати, детально
говорилось в статье, опубликованной 24 января на сайте американского издания Eurasianet.org.).
А посол США в Баку Ричард Морнингстар неоднократно заявлял и буквально накануне
последней встречи в Париже повторил, что, дескать, сопредседатели МГ считают,
что "стороны должны воздерживаться от шагов, которые могут нанести удар по
мирному процессу".
Напомним г-ну Морнингстару, что не только в июльском
заявлении сопредседателей, но и в озвученной в ноябре прошлого года позиции его
непосредственного работодателя - Госдепа США - представитель последнего Виктория
Нуланд ни слова не сказала о возможном "ударе" по мирному процессу в
связи с открытием аэропорта. Она лишь подчеркнула то, что уже заявляли
посредники, призвав найти дипломатическое решение вопроса "в соответствии
с международными соглашениями, международным правом и нынешней практикой между
Арменией и Азербайджаном в отношении гражданских авиаперевозок". Последнее
заявление посредников - от 28 января - подтверждает эту позицию, а тот факт,
что июльский документ 2012г. был принят по времени значительно позже
апрельского от 2011г., заставляет думать, что они не считают открытие аэропорта
потенциально опасным шагом для мирного процесса.
С аналогичным морнингстаровскому заявлением выступил в
ноябре и посол России в Азербайджане В. Дорохин. Это невольно наводит на мысль
о том, что послы в Азербайджане, сознательно искажая позицию своих стран в
формате сопредседательства в Минской группе, просто-напросто потакают
агрессивным намерениям Азербайджана. В связи с этим очень хотелось бы задать
этим дипломатам один-единственный вопрос: может ли эксплуатация гражданского
аэропорта, являясь реализацией права жителей Нагорного Карабаха на свободу
передвижения, больше помешать мирному процессу, нежели помилование и героизация
на государственном уровне преступника, осужденного судом европейской страны на
пожизненное заключение за убийство, совершенное по этническому признаку?
Впрочем, ответа от послов мы, конечно же, не ожидаем. И
прежде всего потому, что как в вопросе Сафарова, так и - особенно - в вопросе
Степанакертского аэропорта отразился корневой подход международного сообщества
в лице посредников к карабахской проблеме в целом: политика прежде права. Призывая
стороны не политизировать открытие аэропорта, сопредседатели сами подают яркий
пример политизации этого преимущественно гуманитарного вопроса, не желая
признавать фундаментальный постулат: народ Арцаха, вне зависимости от
признанности или непризнанности государства, имеет такие же общечеловеческие
права, как и народ любой другой страны, в том числе Соединенных Штатов и
России. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.