Главная » 2012»Июнь»3 » Стрелять иль блефовать – вот в чем вопрос
Стрелять иль блефовать – вот в чем вопрос
11:33
Analitika.at.ua. За развитием событий вокруг открытия степанакертского
аэропорта не следят только ленивые, поскольку за все время подготовки аэропорта
к эксплуатации было сделано немало сенсационных заявлений. К примеру,
азербайджанская сторона не раз уже заявляла, мол, Карабах не имеет право
регистрировать "Эйр Арцах” и осуществлять авиарейсы. Они утверждают, что в
случае же все-таки полетов карабахских гражданских самолетов с азербайджанской
стороны будет дано предупреждение. А при отказе изменить курс, покинуть
воздушное пространство или приземлиться в указанном аэропорту на территории
Азербайджана "силы ПВО поступят с воздушным судном точно так же, как поступили
бы на их месте наземные пограничники с нарушителем сухопутной государственной
границы, не подчинившимся приказу остановиться”.
Заговорить вновь о степанакертском аэропорте наших соседей
заставило недавнее заявление главы аппарата Управления гражданской авиации
Нагорного Карабаха Тиграна Габриеляна относительно срока эксплуатации. По
последним данным, аэропорт планируется ввести в эксплуатацию уже этим летом. Со
стороны правительства Карабаха есть и утвержденные тарифы на аэропортное
обслуживание.
В настоящее время Управлением осуществляются работы по
сертификации аэропорта и аэронавигационной службы. Ведутся работы по созданию
того правового поля, которое позволит осуществлять полеты в соответствии с
международными стандартами, а также сделать все, чтобы принятые правовые акты и
нормативные приказы полностью соответствовали установленным со стороны ICAO
требованиям и ограничениям, и как отмечают сами сотрудники, "этот процесс почти
на завершающей стадии”.
"Азербайджанская сторона в случае нарушения признанного
мировым сообществом воздушного пространства своей республики будет принимать
соответствующие меры”, — заявляет азербайджанский эксперт Фикрет Садыхов.
Политологу не помешало бы ознакомиться с Конвенцией Международной организации
гражданской авиации (ICAO), согласно которой, государство обладает полным и
исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией.
Естественно, каждая страна вправе обеспечивать свою безопасность. Тут уже
задумываться о том, сбивать самолет, нарушивший твое воздушное пространство,
или нет, особенно после предупреждений, даже не стоит. Только какое это имеет
отношение к карабахским самолетам?
Пролетать арцахские лайнеры прямо над территорией
Азербайджана и не планируют, хотя, конечно, будут в зоне их контроля. Точно так
же азербайджанские самолеты, летающие примерно по 30 направлениям в день, не
входят в воздушное пространство Нагорного Карабаха, но тоже находятся в зоне
контроля арцахских ПВО. А суверенитетом государство обладает именно над своей
территорией, а не вокруг нее. Так о каком нарушении воздушных границ идет речь
и какие лайнеры могут быть объявлены нарушителями? Блеф? Хотя блефом
азербайджанцы почему-то считают открытие степанакертского аэропорта. "Армяне
блефуют по поводу аэропорта. Заявление Тиграна Габриеляна — это очередной
армянский блеф”, — говорит Фикрет Садыхов.
Принимать угрозы соседей исключительно как за последние
попытки надавить на Карабах и удержать его от решения в некоторой степени
проблемы блокады было бы немного рискованно. Особенно если вспомнить
авиакатастрофу в 1990 г. гражданского самолета Як-40, выполнявшего рейс Ереван
— Степанакерт, когда погибли все 39 пассажиров и 4 члена экипажа. По
официальной версии комиссии Госавианадзора СССР и Азербайджана, проводивших
расследование, самолет разбился из-за потери ориентировки в условиях
ограниченной видимости. Сотрудниками степанакертского аэропорта было проведено
параллельное расследование, вследствие которого были озвучены и другие версии —
перегруз и попадание ракеты земля-воздух.
Учитывая этот факт и постоянные угрозы Азербайджана, вряд ли
Карабах пойдет на необдуманные шаги, подвергая жизни собственных граждан
опасности. Уж наверняка у него имеются какие-то серьезные гарантии, иначе зачем
бы он стал поднимать шум вокруг такой щепетильной на государственном уровне
темы, а уж тем более зачем вкладывать в строительство аэропорта и приобретение
лайнеров миллионы долларов, если их не будут эксплуатировать? Армине МАРТИРОСЯН,
NV.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.