Суббота, 22.01.2022, 11:20
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 7 » Светлана Глинкина: Все будет определяться от позиции переговорщиков с Турцией
Светлана Глинкина: Все будет определяться от позиции переговорщиков с Турцией
13:54

Analitika.at.ua. Интервью заместителя директора Института экономики РАН, доктора экономических наук, профессора Светланы Глинкиной агентству АрмИнфо

 

- Г-жа Глинкина, мировой финансовый кризис уже «перекинулся» из России в Армению, назовите инструменты этого процесса, а также возможные шаги по его приостановке?

 

- Я думаю, что волна кризиса, прежде всего, затронула те экономики мира, которые наиболее тесно были вплетены в мирохозяйственные связи. Следовательно, хотя Россия тоже почувствовала кризис с опозданием, и еще год назад наше руководство уверяло нас всех в том, что Россия в условиях кризиса будет представлять собой тихую гавань в экономике, тихой гавани не получилось. Россия по полной программе почувствовала этот кризис. Насколько я понимаю, такие страны как Армения, Молдова, Кыргызстан только сейчас в полной мере начинают чувствовать его последствия, и это сказывается, прежде всего, на социальных процессах в этих государствах. К примеру, для Армении очень болезненно, что трансферты от миграции сократились на 30%. В стране, где трансферты составляют до 10% по отдельным годам от ВВП это, конечно, очень существенно. Следовательно, на такие государства как Армения кризис действительно влияет через других больших игроков, в частности, экономическая ситуация в России не самым лучшим образом сказывается на Армении. Хотя Россия и оказала республике финансовую помощь в виде полумиллиардного кредита. Кроме того, Россия пытается смягчить влияние кризиса на третьи страны, которое идет уже через нее созданием Стабилизационного фонда в рамках ЕврАзЭС, который после последнего заседания в рамках министров финансов должен быть ратифицирован. Думаю, что посредством Евразийского фонда Россия еще окажет немалую помощь государствам, с которыми она сотрудничает. В этом смысле появляются дополнительные элементы для сотрудничества между нашими странами.

 

- Правительство Армении пытается забить брешь, образовавшуюся в экономике в результате мирового кризиса многомиллионными кредитами от международных финансовых организаций. Насколько эффективна и как долго может продолжаться подобная политика?

 

- Кредиты сейчас пытаются взять все, кто только может. Все новые члены Европейского союза их берут. Получают их и многие государства постсоветского пространства. Соответственно, вопрос не в получении кредитов, вопрос в том, как вы будете их возвращать. А это напрямую зависит от того, насколько будет эффективна экономическая политика государства, так как именно от этого зависит, насколько эффективной окажется политика заимствования и в случае Армении. Кроме того, Армения находится в достаточно сложном положении еще и в силу известных причин. Блокада республики со стороны Азербайджана и Турции не слишком способствует экономическому росту. Мне кажется, что в случае Армении очень многое будет зависеть от геополитической ситуации в регионе, в частности от того, как будут складываться армяно-турецкие отношения. В случае Армении развитие экономики напрямую связано с тем, удастся ли снять экономическую изоляцию республики со стороны Турции или нет. Кроме того, Армения имеет такое очень большое преимущество, как транзитное положение, которое сегодня не задействовано, возможности выхода в Европу и т.д.

 

- Вы отметили предполагаемые выгоды Армении, в случае если Турция разблокирует границы с республикой. А как насчет рисков, связанных с многократной разницей между объемами двух экономик. Не приведет ли это к турецкой экономической экспансии?

 

- Это опять же будет зависеть от того, на каких условиях вы будете открывать границу с Турцией, так как возможность договориться на взаимоприемлемых условиях есть всегда. Понятно, что наряду с положительной стороной открытия границы есть и отрицательная. Если положительная в том, что резко возрастут транспортные, в том числе транзитные возможности страны, то отрицательная - в приходе турецких товаров в Армению. Весь вопрос в том, что придет в Армению, турецкий капитал или товары, что вы будете стимулировать, приток инвестиций, которые будут создавать здесь какие-то производства или вы просто откроете границу для того, чтобы затопить свой рынок турецкими товарами. Есть очень хороший пример Китая. Многие у нас боятся ВТО, утверждая, что в случае вступления России в эту организацию, в стране сразу появится огромное количество иностранных товаров, что плохо скажется, в общем-то, на не самой сильной экономике РФ. Китай вступил в ВТО, добившись порядка 240 оговорок для себя, сохранив право монополии во внешней торговли по отдельным видам товаров, возможности установления цен в централизованном порядке и т.д. То есть, при правильном переговорном процессе Армении можно будет существенно улучшить условия для развития экономики. Вот еще один пример, когда Мексика вступала в ВТО средневзвешенный таможенный тариф в этой стране равнялся 13%, а вступили они в ВТО на условиях 36%. Следовательно, в случае Армении все будет определяться от позиции переговорщиков с Турцией, прямо скажем, от их неподкупности, ориентированности на национальные интересы и умению договариваться даже с вековым врагом.

 

- В Армению очень много говорится о развитии МСБ, однако процентные ставки, в том числе ставки рефинансирования за счет иностранных ресурсов армянских предприятий остаются довольно высокими.

 

- Я думаю, высокий кредит для малого и среднего бизнеса – это не очень хорошая вещь. Однако, если даже в условиях, когда окончательная ставка кредита с учетом ставки рефинансирования Центробанка, а также ставки комбанков достигает 18-20%, как это происходит в случае Армении, а МСБ все же берет кредит, следовательно, он надеется их отдать и имеет веские основания для этого. Вообще само направление поддержки МСБ в такой стране как Армения выбрано достаточно правильно, однако для того, чтобы малый и средний бизнес реально вставал на ноги, вообще-то нужны каникулы не только в налоговой сфере, но и по части снижения процентных ставок по кредитам для МСБ.

 

- Следовательно, в случае Армении следует ставить на МСБ, а не на возрождение промышленных гигантов типа «Наирита» и Ванадорского химкомплекса, тем более, что об этом свидетельствует и практика последних 20 лет?

 

- Я думаю, что в случае Армении, прежде всего, следует делать ставку именно на МСБ, поскольку именно эта сфера в первую очередь решает в республике проблему занятости населения, которая в Армении, насколько я понимаю, стоит достаточно остро. Кроме того, в Армении есть все ресурсы, необходимые для создания или хотя бы реанимации 2-3 крупных производств, естественно, при участии крупных корпораций других государств. Я убеждена, что со стороны российского бизнеса было бы очень умным шагом проявить инициативу в этом направлении, причем на уровне госполитики.

 

- В принципе эта политика уже осуществляется, в Армении более 1000 предприятий с участием российского капитала…

 

- Это, конечно так, но в условиях кризиса России следовало бы еще более нарастить свое присутствие в Армении, хотя наши корпорации в условиях кризиса тоже чувствуют себя, скажем так, не очень хорошо. При этом, известно, что средства у них есть, а в сложившихся условиях беспрецедентного падения активов, можно и нужно создать несколько не очень дорогих совместных производств. Они могли бы стать взаимовыгодными производствами, а если бы их продукция еще и реализовалась на территории России, это стало бы самой большой помощью России для Армении. Россия, конечно, оказывает финансовую помощь и Киргизии, и Армении, и Беларуси, но здесь есть свои проблемы, в частности конкуренция среди структур, способных предоставлять финансовые ресурсы. Международные организации также довольно активно эти ресурсы дают, и, следовательно, демонстративный эффект такой помощи не всегда тот, на который рассчитывала Россия. Финансовая помощь действительно очень важна, однако для Армении значительно важнее, когда финансы вели бы не просто к появлению средств, которые можно раздать малому бизнесу под очень высокие проценты, а когда бы на их основе решались проблемы строительства объектов, которые могли бы совместно использоваться и быть интересными. Перед нами яркий пример Евросоюза, который сначала дает финансовые возможности, затем создает производство, а уж потом открывает на своих условиях свой внутренний рынок. Мне кажется, что в случае России и Армении это может стать лучшей схемой взаимодействия.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Экономика | Просмотров: 652
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru