Analitika.at.ua. Справедливость – понятие общечеловеческое. Как мораль и
право. Справедливость необходима, как воздух. С этим понятием неразрывно
связано множество жизненных коллизий.
Христиане говорят: «И как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так и вы поступайте с ними». Справедливо? Конечно.
Пророк Мухаммед говорил: «Делайте всем людям то, что вы
желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали
бы себе». И вновь справедливо.
В буддистской Джаммападе читаем: «Как он поучает другого,
так пусть поступает и сам». И это тоже вполне справедливо.
Эти простые истины напомнило мне посещение российского сайта
«Кавказская политика», руководимого известным журналистом Максимом Шевченко. Материалы
сайта в основном затрагивают северокавказскую тематику, что вполне логично для
российского ресурса. Однако достаточно часто в аспекте охвата Большого Кавказа,
сайт представляет материалы, посвященные Закавказью. Сам Шевченко известен
своей симпатией к исламу, в чем, собственно, нет ничего плохого. Скорее, даже
наоборот – это здорово. И очень здорово, что в сети имеется подобный ресурс,
поскольку в таком многонациональном государстве, каковым является Российская
Федерация, сложно избежать проблем в межнациональных отношениях. А что такие
проблемы, и в достаточно серьезном виде, в России существуют, нам известно не
понаслышке.
В эти дни в объектив зрения сайта «Кавказская политика»
просто не могла не попасть прошедшая на российском телевидении рейтинговая
авторская программа Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», в ходе
которой зрителю был продемонстрирован документальный фильм Евгения Попова
«Проект Кавказ». Сайт отреагировал на программу целым рядом статей, названия
которых красноречиво говорят о том, какие чувства вызвала передача у авторов и
лично редактора ресурса «Кавполитика»: «Кавказский проект Мамонтова», «И
нагнетают, нагнетают, нагнетают…», «Бытовые конфликты как инструмент шантажа»,
«Загнать Кавказ в дикость», «Криминал как повод поговорить», «Сидящие на
чемоданах» и, наконец, редакторское «Танцы расового превосходства».
Не буду касаться достоинств или недостатков указанной
программы, скажу лишь, что и у меня она вызвала двоякие чувства, поскольку я не
понаслышке знаком с ситуацией, складывающейся на российском Северном Кавказе и,
в целом, в России в сфере межнациональных отношений. Мне прекрасно известно, к
каким последствиям могут привести провокационные материалы нечистоплотных
журналистов. Известно еще и потому, что ксенофобские проявления в России с
регулярной частотой затрагивают и моих соотечественников.
И раз уж мы коснулись первого российского телевизионного
канала, не могу не упомянуть о другом показанном им фильме – «Солдат империи»,
некоторые фразы из которого, сказанные героем фильма – писателем Прохановым –
вызвали справедливое возмущение в Армении. Справедливое, потому что перед
многомиллионной российской аудиторией «имперец» Проханов позволил себе
бесцеремонно сыпать лживыми, бездоказательными и уже неоднократно разоблаченными
мифологемами из репертуара азербайджанской пропагандистской машины. В
частности, о так называемых «погромах азербайджанцев в Кафане». И это при том,
что расследованием тех событий занимался не кто иной, как перший друг Проханова
и, по совместительству, еще один «солдат империи» - Альберт Макашов, в бытность
свою военным комендантом города печально прославившийся террором против мирных
жителей Еревана, а также поддержкой ГКЧП и многочисленными ксенофобскими и
антисемитскими выходками. Так вот, Макашов ничего тогда в Кафане не нашел. По
той простой причине, что там ничего подобного не происходило. Что, однако, не
помешало Проханову в очередной уже раз цинично «вешать лапшу на уши»
многомиллионной российской аудитории.
Аналогичных справедливых оценок удостоилась на сайте
«Кавказская политика» и передача Мамонтова вместе с фильмом Попова. Как пишет в
своей статье «Кавказский проект Мамонтова» журналист Султан Агаев, «после
просмотра передача оставила странное чувство, которое появляется, когда ложь
преподносится вперемешку с правдой, отчего ложь уже не кажется неправдой».
Еще более резок журналист Антон Чаблин. «Сомнения вызывают и
документальность, и непредвзятость, и компетентность. Фильм не оставляет
ощущения провокации, способной только ухудшить ситуацию», - пишет он в своей
статье «И нагнетают, нагнетают, нагнетают…»
Крепко досталось передаче Мамонтова и лично от редактора
«Кавказской политики» Максима Шевченко.
«Ночные танцы на Ставрополье были поданы каналом «Россия» в
программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» как элемент кавказской
агрессии и экспансии.
Озабоченность журналиста Евгения Попова, ведущего тяжелые
идеологические бои с американским империализмом в самих же США, происходящим на
Кавказе понятна.
Происходящее – ужасно. Танцуют, гады, несмотря на запреты и
протесты! Танцуют и хоть ты им кол на голове теши! А еще платки одевают и книги
читают мусульманские. А платки и книги – в костер!» - горько иронизирует
Шевченко в редакторской статье «Танцы расового превосходства».
И возмущение журналиста вполне естественно:
«В фильме Попова о том, как русских вытесняют со
Ставрополья, жуткая кавказская лезгинка задала в начале фильма настроение –
зрителю очевидно, что так танцевать могут только звери!»
Общий лейтмотив «постмамонтовских» публикаций в
«Кавполитике» понятен и неоспорим: то, что журналист выпускает в свет, должно
быть «документальным, непредвзятым, компетентным». Тут и спорить нечего –
вполне справедливый посыл.
Теперь остается посмотреть, как обстоят дела с
вышеозначенными материями на самом сайте «Кавполитика». Максима Шевченко, как и
большинство авторов сайта, прежде всего, волнует то, что происходит в России с
северокавказскими мусульманами. Вполне логично, что нас волнует все, что
касается Армении. Поэтому рассмотрим публикации кавполита, касающиеся армянской
темы.
6 февраля на сайте появилась статья азербайджанской
журналистки Лейлы Амировой «В ожидании сына», которую предваряли следующие
слова:
«Приближается 25-летняя годовщина трагических событий 1988
года в Сумгаите. Несмотря на прошедший срок, то, что было тогда, не забывается.
«Кавказская политика» начинает серию публикаций о карабахской войне».
Начинание, которое можно было бы только приветствовать. Но
содержание статьи, при всем моем уважении к ресурсу «Кавполитика», иначе как
издевательством над документальной, непредвзятой, компетентной журналистикой
назвать нельзя. Процитируем и прокомментируем сие творение выборочно:
«До начала войны семья Геюшова жила в селе Баш Гюней
Агдеринского района Азербайджана. В 1992 году армяне готовились к захвату их
села... 12 марта село было окружено армянскими танками... Он видел сотни
трупов, пытался опознать среди них своего сына».
Итак, некое село Баш-Гюней Агдеринского района 12 марта 1992
года подверглось захвату армянскими танками, и в нем насчитывались сотни
трупов. Оставим в стороне правомочность замены названия 100% населенного
армянами Мартакерта на «Агдере». Может, Лейла, а вместе с ней и публикующий
лейлины откровения сайт, попробуют объяснить читателям, каким образом у села
Баш-Гюней оказались армянские танки, если с конца 1989-го до пробития
Лачинского коридора в мае 1992-го, Нагорный Карабах находился в тисках
жесточайшей блокады. Не вертолетами же, в самом деле, эти танки завозились? И
есть ли хоть одно независимое свидетельство о «событиях» в селе Баш-Гюней и
сотнях трупах в нем, или все это – очередной байда азагитпропа из разряда
«бумага все стерпит»?
«На протяжении полугода его с закрытыми глазами возили от
одного места с убитыми азербайджанскими солдатами к другому... Город Ханкенди в
Карабахе. Мы ехали мимо главной площади, и я видел там повешенных 18
азербайджанских девушек. С них содрали кожу, остались одни кости. Затем меня
отвезли в морг, который располагался в бывшем клубе. Здесь лежали тела без
головы, рук, с ослепленными глазами... С закрытыми глазами везли его и через
Ходжалы. Приподняв полоску на глазах, он увидел, как вороны клевали тела
погибших азербайджанцев…»
О «повешенных в Ханкенди азербайджанских девушках», как я
понимаю, тоже знает только Амирова и ее богатый на россказни герой. Также как и
о путешествиях, длиной в полгода с повязкой на глазах. Да и воронам, обнаружь
они тела «погибших в Ходжалы азербайджанцев» через полгода, клевать, поверьте,
было бы уже нечего. Я думаю, Максим Леонардович согласится, что перед такой
кучей откровенного вранья меркнут даже пресловутые кавказские танцы с платками.
И особенно кощунственным и нелепым выглядит это бессовестное вранье в привязке
к 25-летию сумгаитской трагедии.
Можно было бы списать появление бездоказательной страшилки
Амировой на невнимательность и упущение редакции. Однако достаточно вспомнить,
какую реакцию вызвало у Максима Леонардовича появление в его отсутствие
интервью журналиста Руслана Гереева с армянским политологом Левоном
Мелик-Шахназаряном, оперативно спрятанное в глубинах сайта. Взамен него
моментально появилась перепечатка в стиле банального доноса с сайта vesti.az и
«паритетное» интервью с известным и неоднократно разоблаченным фальсификатором
Ризваном Гусейновым, полное липовых цифр, сказок о тысячелетней истории тюрок в
Закавказье и хамских реплик в адрес выдающихся российских общественных деятелей
современности - Андрея Сахарова, Елены Боннэр и Галины Старовойтовой.
Последнее, кстати говоря, провисело на сайте «Кавполитика»
ровно две недели.
Я понимаю, что армянское направление – не главное для
Максима Шевченко, в друзьях у которого ходит Гейдар Джемаль, ведущий тяжелые
идеологические бои и открыто заявляющий, что Армения должна быть уничтожена. Точно
так же, как кавказское направление – не главное для конъюнктурщика Мамонтова. И,
возможно, маленькая Армения и горстка арцахских армян, упрямо вцепившихся в
землю своих отцов и дедов, не представляют ценности, которую представляет для
мировой геополитической конъюнктуры богатый углеводородами Азербайджан. Но
«документальность, непредвзятость, компетентность» не могут относиться к одним,
и не относиться к другим. Равно как и справедливость – понятие
общечеловеческое.
А вот костры из книг действительно жгут. В Азербайджане. Из
книг писателя, осмелившегося сказать правду о том самом Сумгаите. И о Баку, и
об армянском Нахиджеване.
У писателя Акрама Айлисли хватило мужества на эту горькую
правду. Желаю того же Максиму Шевченко и его сайту. Хотя бы в 25-летнюю годовщину
армянских погромов в Сумгаите. А если не хватает мужества на правду, то, может,
для начала, хотя бы перестать лгать… ПАНДУХТ, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.