Если человеку, абсолютно ничего не знающему о царящей в
Азербайджане ситуации, просто "предъявить" народного (до недавних
пор) писателя Акрама Айлисли и будапештского убийцу-рецидивиста Рамиля Сафарова
и снабдить "предъяву" парой-тройкой цитат из официальной хроники,
сомнений в оценке этой ситуации не будет. Будут лишь сложности с определением
диагноза, поскольку выбирать придется из ряда терминов-приговоров, причем не
только медицинских, а скорее политических.
В САМОМ ДЕЛЕ, В КАКОЙ ДРУГОЙ СТРАНЕ МИРА, КРОМЕ СЕГОДНЯШНЕГО
АЗЕРБАЙДЖАНА, возможно прославление убийцы спящего человека, присуждение ему
очередного воинского звания, квартиры, жалованья за проведенные в тюрьме годы,
превращение его в символ патриотизма и пример для молодежи? В какой еще стране,
кроме Азербайджана, возможна хорошо организованная сверху травля пожилого
писателя, посмевшего сказать правду и тем самым покаяться за совершенные
соотечественниками преступления против человечности, а значит, попытавшегося
очистить свой народ покаянием и показать его с лучшей, нежели это делают
бакинские правители, стороны? В какой еще стране, кроме Азербайджана, возможна
та вакханалия ненависти и бесовства, которую устроили по случаю возвращения
недоумка, способного лишь на ночную расправу с безоружным человеком и
опозорившего свою страну на весь мир? Где еще могут устраиваться подобные
шабаши чествования нелюдя, которые еще более усугубляют восприятие страны как
охваченной средневековым мракобесием? Да еще и удивляющейся при этом, что
"весь мир" не только не разделяет их убежденности в том, что убийство
армянина не является преступлением, но и осуждает за героизацию убийцы...
После совершенного в Будапеште убийства из Баку все еще
раздавались трезвые голоса, осознающие, каким оно стало ударом по репутации страны.
Однако шквалом кликушествующих и выдумывающих все новые и новые небылицы
госпропагандистов эти единицы буквально смело со страниц прессы. Сегодня в хоре
голосов, на все лады поносящих некогда почитаемого в Азербайджане человека, в
хоре невежественных зомби, оскорбляющих талантливого писателя, уже практически
не слышны голоса тех, кто понимает, какой новый урон наносится репутации
Азербайджана. Не будем заходить еще дальше и вспоминать, как после
"сумгаита" все в Азербайджане замерли в ужасе от содеянного и в
ожидании всеобщего порицания и осуждения. А потом ринулись в бой, усердно
нагромождая горы лжи и чудовищных измышлений, что, как выяснилось потом,
является существенной частью политики отрицания Турции и Азербайджана.
ДУМАЕТСЯ, НА АКРАМА АЙЛИСЛИ НАКИНУЛИСЬ СТОЛЬ ЯРОСТНО не
только потому, что он посмел рассказать о событиях, более чем известных и
аргументированных и без него. И не только потому, что в романе содержится
прозрачный намек на организацию армянских погромов на государственном уровне
при самом деятельном участии папы - "общенационального вождя". Айлисли
осмелился замахнуться в целом на совместную турецкую политику отрицания
Геноцида - на всех этапах ее осуществления в течение века, на выпестованную
десятилетиями, глубоко продуманную и систематизированную линию защиты от любых
обвинений в совершении этого преступления и приверженности такой политике по
сей день. Более того, он осмелился поднять тему территорий, что смерти подобно
именно для Турции.
Убийца и писатель: возвеличивание и награждение первого и
травля и репрессии в отношении второго - даже без углубления в подробности это
сопоставление весьма показательно для современного Азербайджана, где интеллект
и совесть давно заменены культом невежества и безнравственности и зомбированием
бессовестных невежд. Как и в Турции, в Азербайджане также предпочитают
продолжать дискредитировать собственный имидж в глазах мира, нежели признать
очевидное и тем самым расписаться в покаянии. Как и в Турции, в Азербайджане
также предпочитают яростное отрицание подтвержденной и доказанной многократно
истины и организованную травлю, вплоть до изгнания из страны несогласных с
ложью, - но не отказ от политики геноцида в отношении армянского народа. Эта
общность двух государств одной нации более чем красноречиво всплыла как в
случае с Сафаровым, так и в случае с Акрамом Айлисли, как ранее - в случае тех
турок и граждан Турции, которые осмелились громко и свободно говорить о
Геноциде.
И ЕЩЕ ОДНА ДЕТАЛЬ. В ЭТИ ДНИ МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО - как
правозащитные организации, так и европейские политики самого высокого уровня -
дружно осуждают бакинские власти за арест и репрессии в отношении оппозиционных
деятелей. Но те же правозащитники и политики молчат по поводу кампании против
Айлисли, хотя, казалось бы, речь идет о фундаментальных правах человека -
свободе слова и выражения мнения. Либо ждут, когда алиевский режим от слов
перейдет к действиям (о намерении подать на писателя в суд уже объявило
несколько организаций), либо "благоразумно" считают, что в этом
случае речь идет исключительно о внутренних делах Азербайджана.
На самом деле проблема в том, что писатель Айлисли затронул
тему погромов армян в Азербайджане, которая после развала СССР не интересует
европейских и иных представителей реал-политики. Надо же выдерживать порочный
паритет, который столь же мало общего имеет с европейскими ценностями, сколь
мало общего имеет подобная политика с истинными интересами региона, в том числе
народов Турции и Азербайджана. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.