Analitika.at.ua. В первых числах апреля вышла книга
Армена Ахназаряна "Три монастыря Артаза". Доктор архитектуры,
создатель Центра по изучению армянской архитектуры (RAA), много сделавший для
спасения армянских памятников за пределами современной Армении, он скончался в
2009 году, не успев завершить работу над книгой, посвященной армянским
монастырям на территории Ирана.
Армен Ахназарян родился в Тегеране. Его отец Ованес
Ахназарян, родом из Агулиса, чудом избежал смерти во время резни 1918 года. Вся
его семья тогда погибла. Сам он, перебравшись в Тегеран, многие годы работал
смотрителем армянской школы. Ованес Ахназарян - автор книги об Агулисе. Есть
определенная мистика в том, что, сообщив днем о завершении многолетней работы
над этой книгой, он скончался в ту же ночь от остановки сердца. Миссия была
выполнена.
Сын Армен Ахназарян унаследовал от отца его любовь к
исторической родине. Известный архитектор, автор многих интересных проектов,
воплощенных в разных городах и странах, все свободное время посвящал изучению
памятников армянской архитектуры Западной Армении и Ирана. В середине 80-х
годов прошлого века в Милане вышел 23-томник "Памятники армянской
архитектуры". Два тома его подготовлены Арменом Ахназаряном. Один посвящен
армянским памятникам новой Джуги, второй - монастырю апостола Фаддея (Тадевоса)
в Иране. Сам он вместе с женой Маргрит, немкой по национальности,
поддерживавшей мужа во всех его начинаниях, жил в Германии, в городе Аахен. В
1982 году он создал там Центр по изучению армянской архитектуры.
После обретения Арменией независимости регулярно приезжал на
историческую родину, а в 1998 году создал в Ереване Центр по изучению армянской
архитектуры. И хотя дом его оставался в Германии, большую часть последних
десяти лет жизни проводил в Армении, отдавая все силы любимому делу - знакомил
мир с памятниками армянской архитектуры на территориях Западной Армении,
Арцаха, нынешней Армении и стран, где когда-то компактно проживали армяне,
оставившие миру удивительные творения своей архитектуры. И что не менее
значимо, Армен Ахназарян сам финансировал деятельность созданной им в Ереване
организации, хотя и не был человеком богатым.
"Три монастыря Артаза" - последняя работа Армена
Ахназаряна. Он успел написать текст, сделать чертежи, оставить фотографии. На
плечи сотрудников RAA легла ответственность подготовить книгу к печати, дать
прочтение эпиграфики - древних армянских надписей, сохранившихся на стенах этих
монастырей.
Три монастыря Артаза расположены в Макийском районе Ирана.
Местность эта, ранее именуемая гавар Артаз, ныне носит название гавар Маку.
Находится она по другую сторону видного из Еревана малого Арарата. На этой
территории с древнейших времен - вплоть до 1840 года - компактно проживали
армяне, перебравшиеся затем в Российскую империю, чтобы жить в христианском
государстве. По свидетельству летописных источников, монастырь апостола Фаддея
был основан в 1319 году на месте его захоронения. Через 500 лет, в начале XIX
века, полуразрушенный, не выдержавший влияния времени монастырь был отстроен
заново. По своей архитектуре и богатой резьбе по камню он напоминает храм
Ахтамар.
Монастырь являет собой огромный комплекс, обнесенный вокруг
каменной стеной, с несколькими часовнями, множеством построек самого разного
назначения, в том числе жилья для служителей церкви и гостей, приезжающих сюда
со всех концов страны. Эта традиция сохранилась и поныне. В день монастыря, а
он отмечается летом, сюда съезжаются армянские священники из Тегерана и
Тавриза, чтобы отслужить патараг. Паломничество к монастырю совершают и армяне
из разных городов и сел Ирана. Интересный факт - иранское правительство
регулярно проводит здесь реставрационные работы, так что монастырь выглядит
отлично.
Монастырь Цорцор, еще один армянский памятник Артаза, по
своим размерам не сравним с монастырем апостола Фаддея. Эта небольшая церквушка
покоряет четкими пропорциями и красотой. С этой церковью связана и поучительная
для нас история. В середине 80-х годов прошлого века на этой территории было
решено построить водохранилище. Чтобы Цорцор не оказался под водой, иранское
правительство приостановило на три месяца уже идущие работы, и церковь,
разобранная на камни, каждый из которых был пронумерован, перенесена на
возвышенное место. Тогда же здесь произвели археологические раскопки, в ходе
которых были обнаружены части давно разрушенного купола, имеющего форму
зонтика. После проведения реставрационных работ купол был посажен на место. Мы
должны быть благодарны организации по охране исторических памятников Мирасэ
Фарханги, столь тщательно оберегающей памятники армянской культуры.
Третий монастырь Артаза - Степанос Нахавка (Святой Стефан
Первомученик) также являет собой огромный комплекс, но уже в ущелье реки Аракс.
Согласно документальным свидетельствам X века, ранее здесь тоже находилась
армянская церковь, и именно на ее месте в XVII веке был построен монастырь
Степанос Нахавка или, как его еще называют, монастырь Магараванк. Армен
Ахназарян, досконально изучивший все постройки монастыря, оставил подробное
описание его архитектуры.
Книга "Три монастыря Артаза" - 15-я по счету,
выпущенная RAA. В ней 368 страниц, огромное количество фотографического и
картографического материала. Все чертежи, обмеры, фотографии выполнены самим
автором, посвятившим не один год этой работе. И лишь несколько фотографий
церкви Цорцор сделаны Маргрит Ахназарян уже после смерти мужа. Архитектор по
специальности, она продолжила его дело. Маргрит - член научного совета RAA.
Древнеармянские надписи, приведенные в книге, прочтены сотрудницей RAA Эммой
Абрамян. Она же несколько месяцев проработала в архиве, собирая исторические
данные об этом районе древней армянской земли из разных источников. Так книга
обрела необходимую ей плоть.
За 14 лет работы центра здесь собран богатейший материал по
памятникам армянской архитектуры в разных странах. И это не просто исторические
данные, это сегодняшняя жизнь культурных сооружений наших предков, это
отношение к ним властей и жителей стран, где они находятся. Не все эти
материалы тянут на книгу, поэтому и было решено издавать журнал
"Вардзк". В этом месяце в свет выйдет уже пятый номер журнала. Одна
из его статей расскажет об армянском пантеоне в иранском селении Махлам, где
похоронены армяне, павшие за свободу Армении в конце XIX - начале XX века.
Кладбище целиком сохранено и очень хорошо ухожено. В селе этом давно нет ни
армян, ни персов, только курды и иранские азербайджанцы, но за сто с лишним лет
не было зафиксировано ни одного факта осквернения могил. И это опять заслуга
организации по охране памятников Мирасэ Фарханги. В этом мусульманском
государстве чтят и бережно относятся к памятникам христианской культуры.
Возможно еще и потому, что сами обладают уникальным наследием и знают ему цену.
Между Степанакертом и Шуши в прошлом году было раскопано
древнее городище Каркар. Истории этого городища, находках, обнаруженных в ходе
раскопок, посвящена другая статья этого номера. Зверства турок, совершавших
поджоги в армянских кварталах городов Ван, Чмшкацак, Акин, Сиври-Гисар, Арабкир
еще до резни армян 1894-96 гг. во времена султана Хамида, раскрывает статья
Самвела Карапетяна. Чтобы построить ее на фактах и документальных
свидетельствах очевидцев, ему пришлось переворошить груду источников. В статье
рассказывается и о том, как турецкие военные, оцепив горящий дом, не разрешали
армянам тушить пожар. И это были не случайные факты, а целенаправленная
политика турецких властей, приведшая в 1915 году к тотальному Геноциду армян в
Османской империи. В этом же номере журнала помещена статья, показывающая
попытки турок подправить историю, теперь уже на примерах, искажающих правду
надписей у входа на туристические объекты.
Статья о реставрационных работах, ведущихся в армянских
церквах на территории Западной Армении, продолжает тему, начатую в четвертом
номере, где приводятся факты нарушений при проведении реставрации церквей на территории
Джавахка, Арцаха и самой Армении. Иллюстрируют статьи архивные фотографии. Этот
же номер знакомит нас со скальным монастырем Царакар в ущелье реки Аракс,
недалеко от города Кагзман. На стенах этого монастыря сохранились армянские
надписи 952 года.
Архитектор Самвел Айвазян и археолог Гагик Саркисян провели
археологические раскопки в селе Чаректар Карвачарского района Арцаха, нашли
надгробные плиты с надписями, черепицу с крыши монастыря. Еще одна статья,
теперь уже Рафика Кортошяна, посвящена армянским селам в Кесабе - он расположен
на северо-западе Сирии в приграничном с Турцией районе. Надписи на хачкарах,
найденных на южном берегу озера Ван, сделаны на армянском языке, но высечены
особыми формами тайнописи. Эмма Абрамян, внучка профессора Ашота Абрамяна,
опираясь на книгу своего деда "Армянская криптография", расшифровала
эти надписи.
Хорошая новость для русскоязычного читателя. Если первый и
четвертый номера журнала были представлены в сайте "Вардзк" на
армянском языке, второй и третий номера - на армянском и английском, то
нынешний, пятый, будет уже на трех языках: армянском, английском и русском. Нора
КАНАНОВА, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.