Понедельник, 06.12.2021, 00:50
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 23 » Турция не осмелится торпедировать процесс нормализации отношений с Арменией
Турция не осмелится торпедировать процесс нормализации отношений с Арменией
00:03

Analitika.at.ua. Интервью председателя организации «Европейская интеграция» Карена Бекаряна агентству АрмИнфо

 

- Г-н Бекарян, сроки ратификации подписанных в Цюрихе протоколов неизвестны. Попытается ли Турция использовать этот отрезок времени для того, чтобы опять таки увязать начавшийся процесс с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, или же затянуть его?

 

Конечно, Турция попытается спекулировать нагорно-карабахским конфликтом. Что касается вопроса, затянет ли ратификацию протоколов, то затрудняюсь ответить, поскольку спекуляцией турецкие власти проявляют определенную политическую позицию, направленную на демонстрацию Азербайджану своей «верности». Реальная же затяжка – совсем другой вопрос. Здесь есть международное сообщество, различные силовые центры, и, следовательно, Турция вряд ли возьмет на себя такую ответственность за попытку провала процесса, а затяжка – это уже попытка торпедировать процесс. У меня нет сомнений в том, что власти Турции постоянно будут выступать с проазербайджанскими заявлениями, они имели место с самого начала Карабахского конфликта. Но Анкара не осмелится при помощи этих заявлений торпедировать процесс нормализации армяно-турецких отношений. В противном случае, она попросту не подписала бы протоколы. Если бы у Анкары было достаточно ресурсов для того, чтобы отказаться от процесса вопреки влиянию ведущих держав, то она бы это сделала с самого начала. Но мы видим, что подобной тенденции нет.

 

- В этом случае, Анкаре остается убеждать Азербайджан и свою проазербайджанскую аудиторию в необходимости нормализации отношений с Арменией?

 

- Эти попытки она всегда делала. Когда турецкие власти шли на переговоры по налаживанию диалога с Арменией, они параллельно вели в обществе разъяснительную работу относительно необходимости сближения с нашей страной. Это касается как собственного общества, так и в определенной мере азербайджанской аудитории. Не надо думать, что турки вели переговоры с армянской стороной в конфиденциальном для своего общества порядке, встречая с его стороны исключительно противодействие и не пытаясь выложить свою позицию. Безусловно, это не так. А в ходе разъяснительных работ использовали все PR-технологии, включая и фактор лжи. Процесс убеждения есть, другой вопрос, активен ли он или пассивен.

 

- В каких случаях употребляется этот фактор лжи?

 

- В протоколах нет упоминания о нагорно-карабахском конфликте, но турецкое руководство заверяет собственное общество в том, что, пока не решится эта проблема, никаких отношений с Арменией устанавливать не будут. Анкара обнадеживает собственное общество тем, что созданием подкомиссии будет возможность обсуждать факт Геноцида, что уже означает ставить его под сомнение. Но турецкая сторона очень хорошо осознает, кто бы из армянской стороны не был в составе подкомиссии, он никогда не пойдет на обсуждение факта Геноцида. Просто турецкое руководство по-своему представляет суть вопроса обществу, чтобы общество адекватно реагировало на процесс, и чтобы не было взрыва общественного мнения.

 

- В протоколах содержатся пункты, интерпретирующиеся с обеих переговорных сторон по-разному. Чья точка зрения, в конечном итоге, может получить перевес?

 

- Вообще есть два крайних подхода к пунктам протоколов, первый заключается в том, что они рассматриваются исключительно как победа армянской дипломатии, второй – как поражение. Обе позиции являются неприемлемыми. Здесь нужна последовательная работа. Дипломатия не функционирует в прерываемом режиме, политические процессы постоянны, и она также не должна прекращать последовательное решение поставленных перед собой задач – защите национальных интересов. Теперь вопрос, попытается ли Турция искать под строками протоколов выгодные себе пункты и решения? Однозначно, да. Никто не говорит, что мы имеем дело с партнером, соседом, который изменился. Естественно, есть вражда, в конце концов, не надо забывать, что мы имеем дело с турками. Но, удастся ли ей навязать свои условия - зависит от нас, от того, что мы предпримем в ответ. В этом заключается вся суть вопроса. В политике есть закономерность: ослабишь свою бдительность - будешь иметь потери, будешь принципиальным и дальновидным – выиграешь. Настало время, чтобы Армения как государство, как субъект, смогла противостоять определенным вызовам и отстаивать свои интересы, сумела обеспечивать свою национальную безопасность.

 

- Можно говорить об определенном давлении на Армению и Турцию со стороны крупных игроков?

 

- Я согласен с тем, что давление было, но и не хочу использовать это слово в худшем смысле. Мировая общественность заинтересована в процессе, открытии границы, установлении дипломатических отношений, чтобы этот вековой узел был, наконец, развязан. Теперь, можно ли обвинять мировую общественность в оказании давления! Разумеется, нет. Вопрос армяно-турецких отношений стал предметом такого формата, при котором мы не стоим один на один с Турцией. Сегодня в армянском обществе есть страх перед новыми вызовами, которые стоят на пути установления отношений. Но в результате инициативной политики Армении, сложилась очень интересная ситуация: несмотря на определенную неуверенность армянской стороны в успехе начавшегося процесса, за ней стоят различные силовые центры. Следовательно, нужно рассматривать и оборотную сторону медали и понять, что процесс армяно-турецкого сближения – это, в первую очередь, возможности, а не риски.

 

- Какие интересы преследуют Россия и США в процессе нормализации армяно-турецких отношений, и что дало подписание протоколов каждой из этих держав?

 

- Пока рано говорить о том, кто что выиграл, поскольку документы не ратифицированы, и естественно, процесс не завершился. При успешном же финале для США существенно, что регион становится более удобным для транзита энергоресурсов. Мы сегодня стали свидетелями политизации экономических проектов – начиная с проектируемого Набукко и кончая действующим нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан. Это не является закономерным явлением. Экономические программы должны быть деполитизированы. К тому же реализация проектов в обход Армении требует огромных затрат, тем более в условиях мирового экономического кризиса. Следовательно, открытая граница имеет серьезное значение для Соединенных Штатов. Второй фактор – это политика новой администрации США, пресловутая «перезагрузка», которая дала новый импульс международной политике. Суть этой политики заключается в том, чтобы начать решать имеющиеся проблемы, а не избегать их. Следовательно, результат процесса нормализации армяно-турецких отношений имеет для США и психологическое значение, поскольку может стать одним из ярких проявлений этой «перезагрузки».

 

Для России же проблема состоит в следующем: после августовской войны, она нуждается в том, чтобы показать себя в качестве конструктивного партнера. Она имеет задачу реально способствовать урегулированию конфликтов, внести свою лепту в это дело. Она хочет иметь дело с Турцией, но – без США или других игроков. И на фоне российско-турецкого сближения, свидетелями чего мы становимся, улаживание проблем приносит России как политические, геополитические, так и экономические дивиденды.

Кроме того, Армения, будучи членом ОДКБ, является стратегическим партнером России, и здесь очень актуальной проблемой является вопрос транзита военных грузов в Армению. В этом плане, воздушное пространство Турции является наиболее удобным для этой цели, поскольку через Грузию, по известным причинам, невозможна доставка грузов, а армяно-азербайджанская граница закрыта.

 

Здесь я хотел бы отметить проблематичный подход нашей общественности к процессу армяно-турецкого сближения на фоне сопоставления интересов глобальных игроков. В результате долгого отсутствия государственности, в армянском обществе сложился такой стереотип, согласно которому, не может быть пересечения интересов двух сторон: если что-то выгодно одной из них, то обязательно должно ущемлять интересы другой. Это ошибочный образ мышления. Интересы очень часто совпадают, давая при этом свои положительные результаты, и нужно быть очень мудрым и проницательным, чтобы суметь воспользоваться этим шансом.

 

Ашот Сафарян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 548
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru