Главная » 2012»Июнь»13 » Турция пытается свести армяно-турецкие отношения на уровень конфликта Армения-Азербайджан
Турция пытается свести армяно-турецкие отношения на уровень конфликта Армения-Азербайджан
21:04
Analitika.at.ua. «Карабахская карта свободно разыгрывается Турцией.
Некоторые турецкие специалисты считают, что это не столь принципиально, сколь
используется, чтобы дороже продать. В любой момент, когда в отношениях
Азербайджан-Турция возникнут определенные проблемы, Турция может продать этот
рычаг Армении по более высокой цене», - отметил в беседе с корреспондентом
Panorama.am доцент факультета международных отношений Ереванского
государственного университета, кандидат исторических наук Ваграм Петросян.
Представляем интервью о политических развитиях в регионе с
Ваграмом Петросяном. Озвученные мнения могут не совпадать с позицией
Panorama.am.
- Господин Петросян, как Вы оцениваете развития вокруг Ирана?
- Развития вокруг Ирана, пожалуй, следует рассматривать в
контексте американского проекта «Большой Ближний Восток» и внешнеполитической
стратегии США после холодной войны. Среди влиятельных американских экспертов
распространено мнение о том, что вопрос не в том, будет ли совершено нападение
на Иран или нет, а в том, когда это нападение произойдет. Подобные развития
сложно прогнозировать, однако американские эксперты с каждым днем все больше
склоняются к такой постановке вопроса. Выступающие против нападения эксперты
аргументируют свою точку зрения тем, что нападение не гарантирует полноценного
успеха или того, что даже в случае успешного нападения Иран полностью и
окончательно откажется от своих намерений. Кроме того, в случае нападения США,
оппозиционные иранскому режиму силы могут из патриотических чувств объединиться
против врага. Важно также учесть то обстоятельство, что большая часть ядерных
объектов Ирана размещается в районах компактного проживания национальных
меньшинств, в частности населенных азербайджанцами Тебризе и курдами
Керманшахе. В случае ударов пострадает местное население. Они отмечают, что
если санкции, давление, сетевые атаки и устранение некоторых из иранских ученых
не дадут результатов, США остается лишь смириться с существованием ядерного Ирана
и разработать новую модель отношений.
А склоняющиеся к нападению эксперты приводят аргумент, что
хуже войны с Ираном может быть только обладающий ядерным оружием Иран. В ответ
на то, к каким контршагам могут привести закрытие Ормузского пролива, возможный
рост цен на нефть, активизация деятельности террористических групп и т.д.,
эксперты отмечают, что если даже в этих условиях говорить о таких угрозах, то
Иран, обладающий ядерным оружием, более опасен. Отмечается также, что реакция
Ирана будет более слабой, если США заявят, что цель – только в отказе Ирана от
идеи создания ядерного оружия, а не в устранении режима ИРИ. Кроме того,
эксперты заявляют, что Иран представляет определенную проблему для реализации
внешней политики США на Ближнем и Среднем Востоке, многочисленные союзники США
после обладания Ирана ядерным оружием станут более неуступчивыми в вопросе
своих требований и также потребуют ядерных технологий. К примеру, речь идет о
Саудовской Аравии и Турции, которые, видя, что баланс нарушен, почувствуют себя
уязвимыми и потребуют ядерное оружие.
- То есть, проблема более глобальная, поскольку после Ирана ряд стран
будут стремиться к тому, чтобы иметь ядерное оружие?
- Учитывая Договор о нераспространении ядерного оружия,
который одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968
года и вступил в силу 5 марта 1970 года, тем не менее можно отметить, что те
реалии, которые сдерживали ядерный конфликт между СССР и США, не существуют
сегодня в отношениях Иран-Израиль. Во-первых, в случае Ирана и Израиля их не
разделяет большая территория, а во-вторых, в случае США и СССР сдерживающим
обстоятельством являлось наличие возможности нанесения ответного удара за
короткое время. Существовал также фактор нормальных отношений между сторонами,
постоянных контактов и диалога вокруг спорных вопросов.
- Какая схема может быть применена в условиях Ирана?
- Та модель, которая могла быть применена в контексте
Иран-Израиль, в случае обладания Ирана ядерным оружием, просто не может
работать, поскольку нет отношений между Ираном и Израилем, а говорить о
формировании таких отношений в нынешней ситуации – утопия.
- Какова роль Турции в этих процессах?
- Знаете, имеет место довольно интересная реальность,
объявленная Ахметом Давудоглу политика «ноль проблем с соседями», может быть
заменена понятием «ноль отношений с некоторыми соседями». Вмешательство во
внутренние вопросы Сирии свидетельствует о том, что эти отношения также
проблематичные. Крайне напряжены и отношения с Ираком. Премьер-министры двух
стран обмениваются месседжами и проблема в том, что Турция не скрывает, что
желала бы видеть в Ираке суннитский режим. Турция и Иран конкурируют в ряде
сфер. Будь то в вопросе Ирака, или сирийские события… Сирия является
однозначным союзником Ирана, союзник, который оказывал содействие Ирану во
время конфликта с Израилем. И проводимая Турцией в отношении Сирии политика не
может не удостаиваться критики официальных кругов и высшего руководства Ирана,
которые не хотели бы видеть крушение режима Сирии.
- Если обратиться к отношениям Турция-Армения, то в последний период
вновь активизировались обсуждения об урегулировании армяно-турецких отношений.
Однако озвучивались заявления о том, что эти отношения будут урегулированы,
когда Армения выведет войска с «оккупированных» территорий Азербайджана.
- Турция свободно разыгрывает карабахскую карту. Некоторые
турецкие специалисты считают, что это не столь принципиально, сколь
используется, чтобы дороже продать. В любой момент, когда в отношениях
Азербайджан-Турция возникнут определенные проблемы, Турция может продать этот
рычаг по более высокой цене Армении. Хотя, не думаю, что Турция когда-либо
полностью откажется от этого рычага, несмотря на то, что роль Азербайджана для
Турции постепенно уменьшается. Она представляла интерес с точки зрения
сообщения со странами Центральной Азии, превращения Турции в полноценный
энергетический транзитный узел, однако, по сути, Турция потерпела крах в этих
двух вопросах.
- С чем связан этот провал?
- Ожидания финансовых инвестиций не оправдались, поскольку
ожидание тюркоязычных стран (Азербайджана и стран Центральной Азии) были
больше, чем Турция могла бы удовлетворить. Многие из этих стран, в частности
Казахстан и Туркменистан, не чувствуют необходимости в «старшем брате». А
Турция чувствует необходимость в этих странах из-за энергоносителей, и больше,
чем они нуждаются в самой Турции. По большому счету Турция не смогла оправдать
и надежд Азербайджана. С начала карабахской войны, Азербайджан ожидал помощи от
Турции, однако российская сторона сыграла сдерживающую роль и Турция
ограничилась лишь скоплением крупного военного контингента по всей
протяженности границы и финансовой и военной помощью. Роль Азербайджана для
Турции также уменьшается, но Турция продолжает ощущать необходимость рычагов давления
на Азербайджан и этим обуславливается попытка противопоставить Ходжалу факту
Геноцида армян.
- То есть, тем самым Турция чего пытается достигнуть?
- Тем самым Турция делает свои рычаги довольно весомыми и
создает розыгрышную карту, для выведения которой нужно платить. В настоящее
время мы ставим вопрос армяно-турецких отношений, но Турция пытается опустить
их на уровень конфликта Армения-Азербайджан и выступить с позиций регионального
государства и игрока. Те деятели, которые пытались в разные времена принизить
роль Армении в политических процессах – Сулейман Демирель, Реджеп Тайип Эрдоган
– отмечали, что Армения не большой фактор, но является фактором большой
политики. Следовательно, не отрицают также региональное значение Армении. И те
цели, которые ставятся перед Арменией, уже показывают весомую роль Армении в
региональных развитиях. Давид Петросян, Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.