Analitika.at.ua. Турция и Иран подписали меморандум о взаимопонимании по нефтегазовому сектору. Согласно этому документу, Анкара получит право продажи 17,5 миллиардов кубометров газа в год с крупнейшего месторождения в мире - Южного Парса. Эксперты уверены, что эта договоренность была достигнута с согласия Вашингтона и теперь именно иранский газ будет приоритетной ресурсной базой газопровода Nabucco. На проектную мощность добычи - 35 миллиардов кубометров газа в год - стороны планируют выйти уже через несколько лет. Для этого Тегеран и Анкара намерены инвестировать в проект четыре миллиарда долларов - по одному миллиарду в год. «Мы начнем работы в начале ноября. Соглашение предусматривает для Турции возможность торговли природным газом и вторичными продуктами. Половина объемов топлива будет реализовываться в Турции или через ее территорию», - сказал министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йилдыз. При этом он особо отметил, что в связи с подписанием документа Иран также может стать одним из поставщиков природного газа для газопровода Nabucco. По словам президента турецкого центра международных отношений и стратегического анализа «Турксам» Синана Огана, после подписания этого соглашения иранский газ вышел на первое место в качестве ресурсной базы для Nabucco, потеснив туркменский, иракский и азербайджанский.
Если договоренности, указанные в меморандуме, будут выполнены, то на первом этапе для заполнения Nabucco с лихвой хватит того газа, который Турция намерена закупать с Южного Парса. А значит, этот газопровод, призванный создать для ЕС маршрут транспортировки газа из Каспийского региона в обход России, может получить надежную ресурсную базу. В таком случае не исключено, что Nabucco может быть построен даже раньше, чем лоббируемый Москвой альтернативный проект South Stream. На этом фоне российский «Газпром» пока не видит в турецко-иранском соглашении угрозы своему положению на рынке ЕС. «Данное соглашение мы рассматриваем просто как еще один из множества проектов, планируемых к реализации нашими партнерами по газовому бизнесу»,- заявил официальный представитель компании Сергей Куприянов.
По мнению Синана Огана, подписание этого документа было заранее согласовано с США. «Я не думаю, что Эрдоган делает эти шаги без согласования с Вашингтоном»,- заявил он. Действительно, в начале октября после первой встречи в Женеве «шестерки» по иранской ядерной проблеме с представителями Тегерана казалось, что Иран готов к диалогу. В этой ситуации меморандум о газовом сотрудничестве, который в случае реализации принесет Тегерану колоссальную прибыль, мог стать дополнительным стимулом для иранского руководства поскорее помириться с мировым сообществом. Тем не менее реализация турецко-иранского меморандума далеко не гарантирована. Виной тому может стать очередное обострение ядерного вопроса. В последнее время из Тегерана стали поступать сигналы, что он может серьезно пересмотреть условия сделки, предложенной ему «шестеркой» и МАГАТЭ. США уже дали понять, что любые правки в соглашении, которые изменят его суть, будут отвергнуты. Однако накануне стало известно, что
Иран готов к сотрудничеству с иностранными государствами по дообогащению своего урана за рубежом. В эфире национального телевидения президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил о том, что Тегеран приветствует инициативу Международного агентства по атомной энергии и готов к обмену ядерным топливом и сотрудничеству с ведущими мировыми державами.
Источник: azatamtutyun.com |