Analitika.at.ua. Одним из заметных событий последних дней стали переговоры и, как результат этих переговоров, подписание известных Протоколов между Турцией и Арменией о восстановлении дипломатических отношений и открытии границ между этими государствами
Что вызвало бурные дискуссии как в Турции и Армении, так и в заинтересованных странах мира. Аналитики разных стран по-разному оценивают это событие и выдвигают свои версии по данному вопросу и его возможных последствиях. Независимо от того, будут ли реализованы на практике намерения этих двух государств, мы тоже хотели бы высказать некоторые соображения на данную тему. Наши многолетние наблюдения дают нам основание прийти к выводу о том, что если события движутся по тому сценарию, о котором мы догадываемся, то реализация этих намерений будет означать решающий бой руководителей Турецкой республики за спасение своего государства от разрушения и расчленения.
Распад Советского Союза, образование независимых государств на территории Средней Азии и провозглашение государства под названием Азербайджанская Республика ознаменовались распространением турецкого влияния в странах с преобладающим тюркоязычным населением. Именно в эти годы один из патриархов среднеазиатского новобасмачества, ныне покойный президент Туркмении Сапармурат Туркменбаши произнес известную фразу «Бир миллет – ики довлет», т.е. «Одна нация – два государства», имея в виду, что туркмены и оттоманские турки являются одним народом. Как ни странно, в дальнейшем Туркменбаши ни разу не возвратился к этой фразе и не повторял ее. Видимо, вскоре после произнесения данной фразы он посмотрел на свое отражение в зеркале и понял, что в его антропологии нет ничего общего с тюрками, он вылитый индоевропеец, за что ему стало просто стыдно! Поэтому мудрый «Баши» объявлял на вес мир, что «мы парфяне, нам пять тысяч лет», и взял курс на сближение с Ираном – исторической колыбелью индоевропейской цивилизации. Через несколько лет, любящий, по роду своей базовой профессии, присвоить все, что ему не принадлежит, небезызвестный Гейдар Алиев подхватил эту фразу из уст Туркменбаши и в 1996 году во время пребывания в Берлине на встрече с соотечественниками выдал ее как великий продукт своего ума.
Вспомним первые месяцы захвата власти в Азербайджане Гейдаром Алиевым в 1993 году. Он постоянно выступал по телевидению и ругал правительство НФА за то, что они привели народ к расколу своим решением объявить тюркский язык государственным языком Азербайджана. «Какой тюркский язык? Мы же все азербайджанцы и наш язык – азербайджанский!», - возмущался он. Он быстро отменил данное решение Милли Меджлиса, и азербайджанский язык снова стал государственным языком Азербайджана.
Прошло несколько лет, и Алиев-старший понял, что еще рано так грубо отталкивать Турцию от себя. Ему требовалось сперва укрепить свою личную власть и добиться поддержки со стороны великих держав. С одной стороны, за год правления НФА и за предшествовавший период в стране увеличилось количество сторонников пантюркистских идей, а с другой - решение Карабахского вопроса без участия Турции было весьма затруднительно.
Не секрет, что одним из главных соперников СССР на международной арене всегда оставалась Турция. Советская разведка в течение долгих лет разрабатывала планы по разрушению Турции, либо по предотвращения возможных посягательств на суверенитет с ее стороны. Немалая роль в этом деле отводилась Курдской Рабочей партии, которая получала регулярную финансовую и иную помощь из СССР. Боевики КРП проходили подготовку на территории Советского Союза.
Гейдар Алиев не мог остаться в стороне от этой работы. Он хорошо знал, кем является по национальности, и никогда не испытывал особых чувств к туркам и Турции. В те далекие 60-е годы, когда Алиев работал в КГБ, никому и в голову не могла прийти мысль о том, кем он является по национальности. Наверняка, об этом кто-то догадывался или даже точно знал, но перед населением этот вопрос не стоял. В 1969 году Москва назначает Гейдара Алиева на пост первого секретаря ЦК КП Азербайджана. Одним из первых его инициатив на этом посту был вызов к себе директора Института Истории АН Азербайджанской ССР профессора Играра Алиева. «Он вызвал меня к себе и сказал: - Играр муаллим, пожалуйста, посмотрите в архивах, может, что-нибудь найдете о курдах в Азербайджане», - вспоминал ныне покойный Играр Алиев. – «А зачем вам это, Гейдар Алиевич? – спросил я. – «Посмотрим, может быть, создадим какую-нибудь автономию для курдов в составе Азербайджана». Я пошел по своим делам, через некоторое время пришел к нему и сказал: «Нет, Гейдар Алиевич, не смог найти что-нибудь существенного». – «Ладно, - сказал он. – Идите, занимайтесь своими делами, потом вернемся как-нибудь к этому вопросу».
То, что Гейдару Алиеву не удалось осуществить во время коммунистического режима, не было забыто. А в независимом Азербайджане можно было реализовать мечту без особых трудностей.
В октябре 1993 года в Азербайджане прошли президентские выборы. Во время предвыборной кампании повсюду были развешаны портреты Гейдара Алиева, под некоторыми из них было написано: «Я дарю своему народу оставшуюся часть своей жизни». Злые языки в республике сразу заговорили, что, мол, под фразой «своему народу» он имеет в виду именно свой народ, то есть курдов, а вовсе не население Азербайджана в целом. Таким образом, с первых же дней пребывания Г. Алиева у власти, разумные люди в Азербайджане поняли планы новоявленного президента. Действительно, с каждым годом он еще больше укреплял позиции курдов в верхах правительственной иерархии, выдвигая новых и новых соплеменников на правительственные должности. А чтобы население не заподозрило его в строительстве курдского государства в Азербайджане, он мастерски использовал термин, придуманный его духовным предшественником М.Багировым: «азербайджанец». Умело манипулируя фразой «Бир миллет - ики довлет», он давал анатолийским туркам понять, что под словом «азербайджанец» на самом деле имеет в виду тюрков. Впрочем, оппоненты Гейдара Алиева предполагали, что под фразой «Бир миллет» он на самом деле имеет в виду курдов, проживающих в Турции и Азербайджане, а вовсе не тюрков. А под второй частью этой фразы – «Ики довлет» понимает курдизацию одновременно Азербайджана и Турции и построение в будущем единого курдского государства на территории этих двух государств. Для обоснования своей правоты те же «злые языки» говорили: если бы он на самом деле имел в виду тюрков, то и говорил бы не о двух, а о трех, четырех и более государствах – ведь разве население Узбекистана, Туркменистана, Киргизии и Казахстана не турки? Есть и еще один аргумент в пользу таких утверждений: Гейдар Алиев нигде и никогда не называл себя тюрком. Ему нравилось называть себя азербайджанцем, по-видимому, предполагая, что в будущем Азербайджан станет курдским государством.
С самого начала своего правления Алиев, под громкими заявлениями о братстве, начал бурную деятельность по поддержанию курдских сепаратистов в Турции. Награбленные деньги народов Азербайджана огромным потоком направлялись в сторону Турции. В самом Азербайджане высокопоставленные чиновники курдской национальности порою даже не скрывали, что финансируют курдов в Турции. Как-то во время телепередачи корреспондентка задала вопрос одному из представителей клана: «В печати пишут, что вы финансируете Курдскую рабочую партию в Турции. Что вы можете сказать по этому поводу?». «Хорошо делаю, и что скажете на это?», - ответил он.
Своими громкими заявлениями Гейдар Алиев мог обманывать (даже подкупить!) старика Сулеймана Демиреля, но только не тандем Эрдоган-Гюль. Может, однако, возникнуть вопрос: неужели руководители Турции не знали о планах Алиева? А если знали, то почему молчали и делали вид, что ничего не происходит?
Разумеется, они знали об этом и регулярно предъявляли соответствующие претензии руководству Азербайджана. После того, как Алиев-младший заменил своего покойного отца на посту президента Азербайджана, между этими государствами регулярно наблюдались случаи обострения отношений. Высокопоставленные турецкие чиновники-силовики привозили в Баку номера банковских счетов своих коллег из азербайджанского правительства, через которых обеспечивается финансирование курдских сепаратистов в Турции. Нет сомнения, что руководители Турции могли придать этим фактам всеобщую огласку. Но, думаю, при этом они лишь выполнили бы свою задачу. Таким путем они могли бы добиться всеобщего порицания Азербайджана, поддерживающего терроризм, и даже добиться введения против него санкций международного сообщества, но корень зла остался бы нетронутым. Поэтому они выбрали другой, более изощренный дипломатический путь.
В течение последних лет Турция «сблизилась» с Азербайджаном. Она добилась того, что получила от Азербайджана все, что хотела, в первую очередь азербайджанскую нефть, природный газ и пр. Кроме этого, в Турцию перекочевали многомиллиардные азербайджанские инвестиции. Определенная часть награбленных у народа денег азербайджанских чиновников тоже хранится именно в турецких банках и служит развитию турецкой экономики. При неизбежном развале Азербайджанской республики на несколько частей не останется даже правопреемников, способных потребовать эти деньги у Турции.
Еще несколько лет назад Турция планировала решать курдскую проблему силовым путем, но скоро выяснилось, что это не дает желаемых результатов. Поэтому они избрали другой путь – сближение с курдами через решение их проблем. В Турции уже начался процесс предоставления курдам автономии. Курды получили право обучаться на своем языке. Им предоставлен телевизионный эфир. Возвращаются исконные названия курдских населенных пунктов и т.д.
Одновременно руководство Турции ведет огромную работу на международной арене. Оно начало сближение с мусульманским Ираном, где тоже существуют проблемы с курдами. Впервые за всю историю русско-турецких отношений РФ и Турция стали крупными торгово-экономическими партнерами. Турецкие инвестиции в российскую экономику исчисляются десятками миллиардами долларов. Турция добилась того, что Россия перестала видеть в ней своего врага и поддерживать курдских сепаратистов.
Впервые за все существование Турецкой республики, благодаря умелой политики ее нынешних руководителей, было снижено до минимума израильское влияние в Турции. После известного конфликта с президентом Израиля Шимоном Пересом в Швейцарии, слова премьер-министра Турции Эрдогана «One minutes» стали лозунгом всех турков, начиная с футбольных стадионов до самых разных массовых мероприятий в международном масштабе. Эти слова в одночасье сделали его героем в арабском мире.
Известный судебный процесс по делу «Эргенекона» тоже служит ослаблению курдского влияния в Турции. Известно, что люди, входящие в эту группу, замышляли свергнуть правительство Эрдогана-Гюля путем государственного переворота. Не случайно, что среди этих людей прозвучали фамилии некоторых высокопоставленных правительственных чиновников и известных политиков Азербайджана.
После выполнения всех этих задач, наконец, настало время поквитаться с курдско-еврейским (курдско-татским) руководством Азербайджана. Для этого руководство Турции создало благоприятные внешние условия, когда уже ни одно государство не станет мешать борьбе с Азербайджаном, и внутри страны добилось сближения с курдами.
Разумеется, у Турции есть свои геополитические интересы в Азербайджане. Около половины населения Азербайджана называет себя тюрками, кем бы ни были их предки. Это создает благоприятные условия для турецкого присутствия в стране. Кроме того, сегодняшняя Турция является крупной региональной державой, которая не стесняется выдвигать свои условия при решении проблем региона. В течение последних лет Турция последовательно, шаг за шагом, выступает с предложениями о том, что проблемы региона должны быть решены без вмешательства извне, т.е. с участием России, Турции и Ирана вместе с другими государствами региона.
Поэтому вышесказанное вовсе не означает, что Турция борется с Азербайджаном. Наоборот, эта борьба должна еще больше сблизить два государства. Тюркоговорящее население Азербайджана, хоть и не так активно, как хотелось бы Турции, но не скрывает свое недовольство тем, что курды силой захватили власть в «тюркском государстве». Оппозиционные пантюркистские газеты временами публикуют антикурдские материалы и даже обвиняют курдское руководство государства в финансировании курдского терроризма в Турции. Не секрет, что многие из этих газет финансируются из Турции и выполняют прямые заказы оттуда. Среди населения как в самом Азербайджане, так, еще в большей степени и масштабах, за пределами страны, в России и других странах СНГ, ведется активная антикурдская пропаганда среди азери-тюрков. В Турции прекрасно понимают, что свержение курдско-еврейского руководства Азербайджана и приход к власти представителей пантюркистских партий приведет к еще большему сближению Азербайджана с Турцией. При этом Турцию мало заботит проблема сохранения территориальной целостности Азербайджана. Тут логика Турции вполне ясна и четка: лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе! В соответствии с этим, Турция даже согласна на расчленение Азербайджана и образование на его территории нескольких государств. Одно из таких малых государств уже создано в Нахичевани, которую Турция считает своей «фазендой». Именно Нахичевань в будущем может стать основой для создания там настоящего тюркского государства - союзника Турции.
Подписанные с Арменией Протоколы, по нашему убеждению, свидетельствуют именно об этих целях Турции. Турецкие дипломаты в очередной раз блестяще продемонстрировали своим коллегам из Баку, что государство не может строить свою политику на основе принципа «братства». Этот урок они усвоили еще со времен Ильдрыма Баязида, которого его же тюркский брат Тимур-хромой унизил и оскорбил на глазах у всего мира. Турки, имеющие, в отличие от своих бакинских коллег, многовековой опыт государственного строительства, хорошо знают опыт Советского Союза, правопреемница которого Россия пожинает сегодня плоды ущербной политики, построенной на славянском братстве. Ее результатом является то, что сегодня украинские ракеты, выпущенные руками украинцев, убивают русских солдат в Южной Осетии!
Все эти годы турки успешно играли с алиевским кланом в «братство», при этом, прекрасно зная истинные цели и намерения Баку и делая вид, что ничего не замечают. Поэтому в Турции сделали ставку на своих же граждан, то есть курдов, заз (талышей-дейламитов, переехавшие в незапамятные времена на территорию современной Турции из Атропатены), наконец, армян. Свидетельством этого является и тот факт, что сегодня в Турции, по свидетельствам тюркоговорящих граждан Азербайджана, приезжих армян уважают больше, чем тюрков-азеров. Нельзя забывать и тот факт, что армяне сыграли немаловажную роль в становлении и развитии Оттоманской империи. Часто главными визирами турецких султанов были именно армяне, благодаря умелым советам которых турки смогли распространить свое влияние на огромные территории евразийского континента.
Впрочем, мы вовсе не думаем, что описанное нами произойдет «как по маслу», т.е. сразу и без каких-нибудь проволочек. Может быть, прежде чем все это будет реализовано на практике, пройдет определенное время. Но понятно одно: Турция сделала свой выбор, и она пойдет дальше. Турцию мало беспокоит судьба Карабаха, еще и потому, что такой же прецедент создан ею самой задолго до карабахских баталий на севере Кипра, что ближе ей, чем собственно Карабах. Четко следуя своим государственным интересам, Турция сделает все для того, чтобы быть принятой в Евросоюз, главной преградой на пути в который являются именно закрытые границы с Арменией. На этом фоне вызывает снисходительную улыбку наивность бакинских политиков и политологов о том, что якобы Турция «закрыла свои границы в связи с Карабахском конфликтом и откроет их только после его разрешения». Нет, конечно! Туркам нужно было сблизится с Азербайджаном с тем, чтобы заполучить его основные богатства. Эту задачу они выполнили блестящим образом, умело скрывая свои мотивы за карабахским конфликтом.
Что касается талышского народа, происходящие в нашем регионе бурные события имеют непосредственное отношение к нам, что заставляет нас, как выразителей интересов своего народа, по-новому анализировать приоритеты нашей борьбы и внести некоторые коррективы в плане ее конечной цели. То, что происходит и будет происходить в обозримом будущем на Южном Кавказе, создает реальные условия для создания независимого талышского государства, за что мы ведем борьбу в течении достаточно длительного времени. В соответствии с новыми реалиями, мы берем курс на создание независимого талышского государства, и призываем всех талышей объединиться вокруг этой единственной цели.
Остается еще один момент, который мы не имеем права оставить без внимания - роль России в этом процессе. То, что российские дипломаты во время дискуссий вокруг вышеназванных Протоколов ведут себя слишком спокойно и не выступают с резкими заявлениями, дает основание констатировать, что все это происходит при активном участии России, которой тоже давно уже изрядно надоело подвешенное состояние Южного Кавказа, и, в первую очередь, положение дел в Азербайджане. Если это на самом деле так, то успех данного плана не должен вызывать сомнений даже у самых заядлых скептиков. Если все это закончится так же успешно, как и началось, то это, несомненно, будет еще одним доказательством воскресения России после «примирения Грузии к миру» и признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
Знатокам хорошо известно, что возникновение Азербайджанской республики как самостоятельного государства как в 1918, так и в 1920 годах было результатом масонского сговора между Лениным и Ататюрком. Те же масонские ножницы сыграли немалую роль в 1991 году в становлении независимой Азербайджанской республики. Именно благодаря торгам между ними в те далекие годы была начерчена карта современная Южного Кавказа и возникло незаконное дитя под названием «Азербайджанская Республика», которая, благодаря действиям клана Алиевых, стала сущим адом для народов этой земли. Но всему рано или поздно наступает конец, и торжествует Божья правда! Весь путь, пройденный Азербайджаном как отдельным государством, доказывает, что в Баку не совсем верно поняли турецких братьев, которые вынуждены сегодня говорить им прямо в лицо: мы вас породили, мы и вас уничтожим!
Когда я заканчивал работу над этой статьей, по телевидению показали американский фильм, где один из персонажей спрашивал другого, надевшего на его руки наручники: «Ты читал Библию»? Вот в чем заключается главная вина алиевского клана, представители которого никогда не считали нужным читать ни Библию, ни Коран, ни другие священные книги, вообще забыли о существовании Бога и самонадеянно верили, что с помощью награбленных денег достигнут любых своих грязных целей. Они превратили Азербайджан – этот райский уголок Кавказа – в очередной Содом, и даже не подозревали, что рано или поздно Всевышний накажет их за содеянное. То, что происходит в наши дни, есть Божья кара, о чем они даже не ведают. Нужно читать божественные книги, чтобы стать еще ближе к Всевышнему, чтобы понимать: что бы ни делал человек, окончательную точку над «i» ставит Он. Мы уверены, что наши правоверные братья Абдулла Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган придерживаются того же мнения, и будут вовсе не против создания независимого талышского государства.
Фахраддин Абосзода
Источник: Геополитика.ру |