Analitika.at.ua. Бывшие руководители турецкого государства решили высказаться по поводу перспективы установления дипломатических отношений с Арменией.
На прошлой неделе несколько пенсионеров, в прошлом занимавших высшие государственные посты, собрались в Анкаре для того, чтобы сказать “нет” ратификации армяно-турецких протоколов. Эта реакция экс-правителей активно используется турецкой оппозицией для дискредитации инициативы правительства по сближению с Арменией. Но утверждения оппонентов Эрдогана и Гюля о том, что все предшественники категорически против диалога с армянами, на самом деле абсолютно не соответствуют действительности.
На приглашение обсудить судьбу армяно-турецких протоколов откликнулись два бывших премьер-министра, бывший спикер меджлиса, три бывших начальника генерального штаба вооруженных сил, бывший секретарь Совета безопасности. Из ныне здравствующих экс-президентов на встречу никто не явился. Стоит заметить, что почти все участники встречи были представителями оппозиции. Так что их отношение к политике правящей администрации в вопросе армяно-турецкого диалога было вполне предсказуемым. Подписанные Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давутоглу протоколы удостоились негативного заключения “бывших”. В совместном заявлении, распространенном по итогам их встречи, содержится адресованный меджлису призыв не ратифицировать документы. С аналогичным призывом выступил недавно и экс-президент Сулейман Демирель. В интервью газете “Миллиет” он заявил: “В случае открытия границы урегулирование карабахского конфликта будет растянуто на многие годы, что равносильно потере Азербайджаном Карабаха. Потому идти на сближение с Арменией нельзя”. На прошлой неделе, уточняя свою позицию, он заявил, что если бы был сейчас президентом, не допустил бы подписания протоколов.
Для турецкого обывателя было важно, что скажет по поводу протоколов премьер-министр Месут Йлмаз. Особый интерес к его персоне объясняется слухами относительно его армянского происхождения. Как известно, Йлмаз родился на восточном побережье Черного моря. В тех краях живут исламизированные амшенские армяне, говорящие на диалекте армянского языка. Говорят, родители бывшего премьера владели этим диалектом. Так вот Месут Йлмаз отчетливо заявил о своем неприятии процесса сближения с армянами. “Подписание протоколов является отрицательным для Турции фактом”, — сказал он сразу после заключения в Цюрихе исторических соглашений.
Но семеро участников тайной встречи плюс Демирель с Йлмазом — это еще не все бывшее руководство. Целый ряд в прошлом высокопоставленных государственных мужей думают иначе. Некоторые из них решаются говорить об этом вслух. Но большинство молчит, вызывая раздражение противников армяно-турецкого сближения. Молчит, в частности, предшественник Абдуллы Гюля Ахмед Сезер. Десятый президент Турецкой Республики ни разу не обмолвился словом относительно армяно-турецких протоколов. По некоторым сведениям, в последние годы своего президентства он и сам склонялся к тому, что открытие границы необходимо. По крайней мере турецкие националисты, проклиная “продавшихся армянам предателей”, в одном ряду с Гюлем и Давутоглу упоминают также имя Ахмеда Сезера. Необходимость диалога осознавал и ныне покойный восьмой президент Турции Тургут Озал. Напомню, армяно-турецкая граница была закрыта сразу же после его внезапной смерти в 1993-м. Сам же Озал был одним из первых глав государств, признавших независимость Армении. В 1992-м именно он настоял на том, чтоб позволить поставки в Армению зерна и муки. Известно также, что Озал на полном серьезе обсуждал вопрос о целесообразности признания факта геноцида армян. Очевидцы его беседы с послом Турции в США Кантемором подтверждают, что экс-президент действительно произнес неожиданную для всех фразу: “А что, если мы действительно признаем геноцид армян и избавим себя от головной боли?..”
Убежденным сторонником армяно-турецкого диалога был и покойный министр иностранных дел Исмаил Джем. Если бы его партия “Новая Турция” в 2001-м победила на парламентских выборах, граница сейчас была бы открыта. Сторонником открытых границ был и основатель радикальной националистической группировки “Серые волки”, создатель Партии национального движения Алпарсан Туркеш. Теперь уже не секрет, что в 1997-м он дважды встречался с тогдашним президентом Армении Левоном Тер-Петросяном и вел переговоры об открытии границы. Переговоры эти прервались из-за смерти Тюркеша. Преемники его резко пересмотрели политику своего покойного лидера.
Но отчетливее других бывших представителей политического руководства Турции высказывается экс-министр иностранных дел Ильтер Туркмен. Вновь хочу процитировать его интервью, данное мне полгода назад: “Никаких предварительных условий быть не должно. С добрым сердцем как можно скорее мы должны открыть границу. Конечно, для нас важно мнение наших азербайджанских братьев. Но наши национальные интересы требуют того, чтобы между Анкарой и Ереваном немедленно были бы налажены дипломатические отношения. Нужно сначала открыть границу и затем только обсуждать все спорные вопросы в гораздо более спокойной атмосфере...” Автор этих строк стоял у истоков армяно-турецкого диалога. Ильтер Туркмен был членом распущенной в 2004 году Армяно-турецкой комиссии по примирению. Ветеран турецкой дипломатии говорит, что будет рад дожить до того дня, когда из Стамбула до Еревана можно будет доехать поездом. Так что зря оппоненты нынешнего политического курса команды Эрдогана утверждают, что никто из бывших представителей высшего руководства страны инициативу армяно-турецкого сближения не поддерживает. Истина в том, что вопрос диалога между Анкарой и Ереваном давно уже стал в Турции предметом внутриполитических спекуляций. И национальные интересы тут ни при чем.
Артем ЕРКАНЯН
Источник: Новое время |