Analitika.at.ua. Протокольная, по сути, встреча глав МИД Азербайджана и Армении с посредниками - сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Люксембурге, вновь констатировала неустранимые противоречия, имеющиеся между сторонами нагорно-карабахского конфликта. Безусловно, ни один эксперт и не ожидал каких-то сенсационных заявлений или тем более действий от участников мирного процесса. Тем не менее после старта армяно-турецкого сближения и настойчивых заклинаний турецких руководителей о взаимосвязи и параллельности двух переговорных линий не проходит ожидание некоего мистического сдвига в карабахском урегулировании. На этом фоне слухи о том, что стороны секретничают, не желая испортить конъюнктуру момента, обретают все большее распространение. Причем «доброжелатели» подозревают в этом не только Анкару и Ереван (первые контакты между сторонами действительно были тайными), но и Баку.
Есть мнение, что Азербайджан (также как в свое время и турецкие партнеры) вышел на тайные, не афишируемые переговоры с Арменией. Опровергается же это очень простым наблюдением, если бы такое течение событий имело место, то это означало бы согласие Баку на формально независимый статус Карабаха или наоборот, отказ Еревана от такого исхода конфликта. В таком формате нахождение компромисса представляется практически невозможным занятием. Вести для этого тайные переговоры просто не имеет смысла, особенно если учесть наличие посреднической Минской группы ОБСЕ. Такой переговорной площадки у Турции с Арменией не было и посему было выбрано посредничество Швейцарии.
Уже после подписания цюрихских протоколов Анкару стали подозревать в ведении неких еще более секретных переговоров с Ереваном уже на нынешнем этапе. На них якобы стороны обсуждают, ни много ни мало, конкретные условия ухода армянских войск с «оккупированных азербайджанских» территорий. Из обеих столиц разом последовали опровержения таких слухов, а из Армении еще раз пояснили, что никаких секретных протоколов с Турцией подписано не было.
Позиции Азербайджана и Армении всеми силами пытаются приблизить США. При всех публичных заявлениях о разделении карабахского и армяно-турецкого процессов в Вашингтоне осознают, что повлиять на Турцию и заставить ее не просто ратифицировать протоколы, но и реально открыть границу с Арменией невозможно без демонстрации прогресса на карабахском направлении.
Для этих целей на прошлой неделе визит в регион предприняла помощник заместителя госсекретаря США Тина Кайданов. Это была ее первая поездка-знакомство с конфликтной зоной непосредственно на месте. Именно Кайданов заменила одну из ипостасей бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайзы, курировавшего весь Южный Кавказ. И теперь от нее ждут формулирования базовых правил поведения новой американской администрации на всем Южном Кавказе, бурлящем от конфликтов.
Они не претерпели серьезных изменений в сравнении с прежними подходами бушевских дипломатов. Задача предельно проста – помощь в решении конфликтов с последующим вовлечением стран в орбиту своих интересов в виде благодарности за посредничество. Однако пряников иного свойства у нынешней, впрочем, как и у прошлой администрации нет. Набор средств традиционен – челночный штурм с требованием к каждой из сторон уступить. Весенний «штурм» от Метью Брайзы и его коллег по МГ ОБСЕ, казалось бы, должен был привести к результату. Стороны были на волоске от соглашения, но все сорвалось. В итоге планировавшийся пакетный вариант турецко-армянского и армяно-азербайджанского урегулирования, который мог бы быть презентован накануне 24 апреля, когда армяне отмечают дату Геноцида, оказался урезанным. Турецкий поезд ушел вперед, и пока карабахский состав догнать его не может. Причина также очевидна – Ереван не готов одновременно уступить сразу на двух фронтах с запада и востока. Излишнее давление извне приводит к отходу от конструктивна и замыкании на прежних консервативных позициях.
Армения может уступать только частями и только после того, как один из этапов будет переварен обществом и обратится в позитивные преимущества. Сближение с Турцией, как ни странно, менее болезненно, поскольку от Армении не требуют физического отступления, а всего лишь признания или если угодно констатации исторических фактов и статус-кво. В случае с Карабахом все гораздо сложнее. Вывод войск с «оккупированных азербайджанских» территорий воспринимается как продажа победы, достигнутой на поле боя. Отказ же от независимости карабахских армян и вовсе трактуется как конец идеи армянства. Правящие власти в Ереване, выходцы из Карабаха, непосредственно принимавшие участие в войне с Азербайджаном, не имеют политической воли переступить через такие настроения, тем более отводить войска из так называемой буферной зоны.
Урегулирование конфликта невозможно без смены политических элит в Ереване, или без иного, но уже внешнего воздействия на ситуацию. Предпочтительней выглядит, конечно же, новый дипломатический штурм, а в худшем варианте не исключено и возобновление боевых действий. И в Вашингтоне, и в Москве, и в Париже отдают отчет в вариативности ситуации и, наверняка, постараются еще раз прибегнуть к силе убеждения. Очередной визит сопредседателей МГ ОБСЕ в регион состоится уже в ноябре.
Евгений Кришталев
Источник: Вестник Кавказа |