Analitika.at.ua. Интервью
ГАс ректором Армянского института
туризма (АИТ), директором международной бизнес-школы Vatel Yerevan профессором
Робертом Минасяном.
- Г-н Минасян, недавно вы вернулись из служебной поездки на Северный
Кипр. В чем цель командировки на турецкую часть острова?
- Будучи членом совета директоров EURHODIP, я принял участие
в работе 71-го заседания престижного образовательного европейского союза. Как
известно, EURHODIR объединяет более 150 учебных заведений Европы, Азии, Африки,
Америки и продвигает по всему миру передовые технологии подготовки специалистов
международного уровня в сферах гостиничного и туристического бизнеса. В городе
Джирн (Никосия) мы обсуждали планы действий на 2012-2013гг., итоги конференции
в Маракеше (Морокко) и место проведения осеннего заседания совета директоров
EURHODIP. Последний вопрос для нас представляет определенный интерес. Я
предложил провести осеннее заседание совета директоров в Ереване. Окончательное
решение будет принято в июле в Мартиньи (Швейцария).
- Что дает вашему институту членство в EURHODIP?
- Нам, несомненно, выгодно состоять в ассоциации ведущих
школ гостеприимства, работающих под эгидой Евросоюза. Во-первых, это
международное признание армянской школы гостеприимства, во-вторых, это
интеграция в европейское и мировое образовательное туристическое пространство
и, наконец, использование передовых технологий подготовки квалифицированных
кадров для нашей страны.
- Образовательные программы оправдывают себя?
- Армянский институт туризма является филиалом Российской
международной академии туризма (РМАТ).Такая же школа функционирует в Москве. В
основе педагогической концепции международной бизнес- школы VATEL-РМАТ лежит
соблюдение баланса между теоретическим обучением и развитием профессиональных
навыков и умений. Французский город Ним, где проходят основные стажировки,
расположен в центре Южной Европы, в бассейне Средиземноморья - колыбели
мирового туризма. Институт VATEL в Ниме располагает такой материальной базой,
которая позволяет создать студентам условия для будущей успешной трудовой
деятельности.
Руководство нашей страны делает все необходимое, чтобы
решение французской стороны о создании регионального центра подготовки кадров
стало реальностью. Большой интерес к обучению в Ереване проявляют Индия, Иран,
Китай, Румыния, некоторые регионы России и страны СНГ.
РМАТ предложил для туризма концепцию подготовки специалистов
XXI века, которую проводит сейчас EURHODIP. Концепция согласована на уровне
университетов Сорбонны и Милана. Речь идет о трухступенчатой системе подготовки
кадров: техник, технолог, концептолог. Техник - это среднее профессиональное
образование; технолог - бакалавриат; концептолог - магистратура, обеспечивающая
научное творчество в сфере туризма. Это крайне необходимо. Здесь также должны
быть определены свои границы по субъектам финансирования. Словом, крайне важно
обеспечить соответствие лучшим международным стандартам, которые уже
разработаны в мире. Образовательные стандарты РМАТ соответствуют международным
стандартам качества ISO 901.Сфера туризма глобализирована, и выпускник Vatel
Yerevan должен быть конкурентоспособен, чтобы работать на любом предприятии
индустрии гостеприимства, в любой точке земного шара. Mы стремимся на базе
лучшего зарубежного опыта создать систему национальной сертификации специалиста
в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Это очень важно для повышения
качества услуг.
- Почему Армения остается малопривлекательной для иностранных туристов?
- Причин несколько. Во-первых, в сфере туризма огромную роль
играет человеческий фактор. А 90% работников сферы сервиса и туризма в нашей
стране не имеют профессиональной подготовки. Обслуживание в ресторанах, кафе,
гостиницах не на уровне. За последние годы созданы благоприятные условия для
развития инфраструктуры отрасли, сделаны огромные инвестиции. Правительство
страны приняло концепцию развития туризма до 2030 года и рассчитывает, что к
этому времени Армению ежегодно будут посещать 3 млн туристов. При этом будет
обслуживаться 1,5 млн туристов из числа граждан Армении. Предполагается также
построить 51000 гостиничных мест. Одновременно надо создать систему безупречно
действующей индустрии, учитывать все потребности и интересы туристов. По
объективным данным наша страна привлекательна для туристов. Это и благоприятные
природно-климатические условия, и огромное количество историко-культурных
памятников. Есть серьезные основания полагать, что мы успешно справимся с
поставленной задачей. И это будет иметь важное значение для экономики нашей
страны, ведь доходы от мирового туризма уже превзошли поступления от экспорта
нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования, автомобилей и т.д.
Туристический бизнес стал очень выгодным вложением капитала. Наряду с развитием
промышленности и сельского хозяйства туризм может стать одним из приоритетных
направлений развития экономики. Но достижение этой цели требует
безотлагательной разработки подробного плана действий как для марзов, так и для
страны в целом.
- Какие страны особенно перспективны для развития туризма в Армении?
- В первую очередь это 80-миллионный Иран. Для нашей страны
это золотая жила. Иранцы охотно приезжают в Армению. Но нам необходимо быстро
решить ряд вопросов: подготовить гидов, владеющих персидским языком,
путеводители и специальные программы, учитывающие национальные особенности
иранцев. Мы должны продемонстрировать нашим соседям дружеское и теплое
отношение. Но все эти вопросы должны регулироваться государственным органом.
Насколько мне известно, в Минэкономики готовится специальная программа по этому
направлению, но надо спешить. Не только Иран должен стать донором для Армении.
Необходимо разработать целевые программы с донорами мирового туризма,
поставщиками туристов – Германией, Францией, Италией, Японией, Китаем.
Особого внимания требует Россия. Это тоже перспективное
направление, поскольку нет языкового барьера. Надо учитывать интерес и других
стран СНГ к Армении, создание Евразийского союза, разработать комплексную
рекламную программу Армении для стран – доноров.
- Это правда, что число посещающих Армению туристов ежегодно растет?
- Да, и это, конечно, радует. Это свидетельство возросшего
авторитета нашей страны. Но, чтобы туристический бизнес развивался успешно,
надо обрабатывать данные – посмотреть, сколько приезжающих являются туристами в
классическом понимании, то есть организованными, плановыми туристами, которые
въехали в страну через туристические фирмы, пользуются турпакетами. Так
делается во всем мире. Нужно показать деятельность отрасли по привлечению
туристов из разных стран. На сегодня лишь 15-20% туристов прибывают через
туристические фирмы. Известно, что каждые 3-4 туриста создают одно рабочее
место. И если располагать точными данными, то можно показать, сколько десятков
тысяч рабочих мест создано в сфере туристического бизнеса. Необходимо начать с
составления реестра работающих в Армении туристических организаций - въездных и
выездных. Такая статистика будет способствовать развитию инфраструктуры.
- Вы много лет возглавляли армянский Союз туроператоров въездного
туризма и хорошо знаете ситуацию в регионах республики. Могут ли наши области
достойно рекламировать свой турпродукт?
- Государство должно коренным образом пересмотреть политику
в отношении внутреннего туризма. Надо сбить цены, но силовыми методами этой
проблемы не решить, поскольку весь бизнес находится в частных руках.
Правительство планирует выделить в окрестностях Гарни территорию с целью
предоставления ее инвесторам для строительства объектов туристического бизнеса.
Это правильный шаг для привлечения инвестиций. Если государство одновременно
пойдет и на предоставление налоговых льгот, тогда инвестор сможет рассчитать
окупаемость и цены снизятся. Такой подход используется во многих странах.
У наших марзпетаранов должна быть своя программа развития
туризма, включающая каждый город, каждое село. Чтобы концепция развития туризма
до 2030 года была реализована, необходимо всеми возможными средствами создавать
благоприятные условия для развития этой сферы и современный турпродукт. Во
многих странах успешно работают НИИ туризма. У нас нет туристической науки, а
без этого достичь конкурентных преимуществ и предоставить эксклюзивные
турпродукты невозможно. Левон ОГАНЕСЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.