Главная » 2013 » Февраль » 22 » Убытки экономики из-за "минных полей" на дорогах вырастут до 50 млрд
Убытки экономики из-за "минных полей" на дорогах вырастут до 50 млрд
11:35
Analitika.at.ua. В Киеве перед глазами автомобилистов предстали
беспрецедентные разрушения на дорогах. Ямы в 30 см и больше — зачастую
прикрытые лужами и оттого незаметные — стали обязательным элементом переулков и
шоссе. На СТО появились вереницы машин, требующих внеочередного ремонта. По
оценкам Лиги страховых организаций Украины, убытки отечественной экономики в
результате роста количества ДТП из-за плохих дорог и, как следствие, ухудшения
состояния автомобильного парка вырастут в этом году до 50 млрд грн, пишет korrespondent.net.
Плачевное состояние дорог взбесило автомобилистов. В
социальной сети Facebook появилась группа "Я ненавижу Укравтодор",
которая за несколько дней собрала свыше 4 тыс. участников. Плохие дороги стали
главной темой на всех автомобильных форумах.
С большим опозданием проблему признали высшие госчиновники и
дорожные ведомства. Премьер-министр Николай Азаров сообщил, что на украинские
дороги без слез смотреть невозможно и ответственным органам нужно принимать
срочные меры. В Укравтодоре же согласились, что проблема достигла гигантского
масштаба — 90% дорог требуют капремонта.
Вадим Гуржос, экс-глава Укравтодора, утверждает, что
состояние асфальтового покрытия в этом году значительно хуже, чем в предыдущие.
И не только из-за температурных перепадов, на которые ссылаются нынешние
чиновники. По его словам, вместе с ямами на дороги вылезли все проблемы отрасли
— хроническое недофинансирование, устаревшая структура управления. К тому же в
последние два года все силы дорожников были сконцентрированы на отрезках,
которые готовились к Евро-2012, остальными дорогами занимались мало, объясняет
Гуржос.
Список причин ужасного состояния дорог могут дополнить
прокуратура и Госфининспекция. Проверив деятельность Укравтодора и его
территориальных подразделений, ревизоры обнаружили, что многие тендеры на
строительство и ремонт дорог проводились без конкурса, товары и услуги
закупались по завышенным ценам, работы выполнены частично и некачественно, во
множестве случаев была нарушена технология, прописанная в проектной
документации. На таком фундаменте проблем прочных дорог не построить, уверены
эксперты.
На вопрос о том, почему этой весной в стране появилось
столько ям на трассах и улицах городов, у Укравтодора ответ простой: виноваты
климатические условия, зима подкачала.
Однако над соседней Беларусью, расположенной севернее
Украины в более влажном климате, зима смилостивилась. 46-летний Игорь Гирняк,
который часто ездит по делам из Киева в Бобруйск, рассказывает, что разница в
качестве дорог между Украиной и Беларусью ошеломляющая. По Беларуси автобус
едет быстро и без проблем, но как только пересекает украинскую границу,
начинается "минное поле".
Асфальтное покрытие не спешат ремонтировать из-за дефицита
средств, объясняют в профильных службах. Например, в прошлом году Киевавтодору
хватило средств на ремонт лишь 125 тыс. кв. м дорожного покрова, что составляет
около 9% от необходимого объема (6,6% —текущий ремонт, 2,3% — капитальный).
Сергей Дубенко, глава организации Общественный контроль,
уверен, что дорожники многого не договаривают, рассказывая о причинах бед. По
его мнению, ямочный коллапс этой зимой возник из-за низкого качества проведения
ремонта, коррупции в дорожной сфере, закрытости информации о проводимых работах
и беспорядка в сфере управления.
"Не дай бог, дороги станут лучше, тогда прекратится
заработок тех, кто получает откаты, и тех, кто наживается на этих
ремонтах", — уверен активист.
Результаты проверок Генпрокуратуры и Госфининспекции
показывают, что Дубенко близок к истине. Отсутствие контроля качества
выполнения работ со стороны региональных служб и Укравтодора привело к тому,
что отдельные подрядные организации попросту не выполняли работы, которые были
записаны в проектной документации, утверждают в Госфининспекции.
К примеру, фирма Автошляхбуд САА, получившая около 160 млн
грн бюджетных средств на проведение ремонтных работ, не пустила в свое здание
проверяющих. Когда ревизоры пришли на предприятие с представителями
правоохранительных органов, оказалось, что за несколько дней до повторной
проверки в здании произошел пожар — бухгалтерская и производственная
документация за два с половиной года полностью уничтожена, сообщается в отчете
Госфининспекции.
Как выяснил сайт forbes.ua, когда ведомство возглавлял
Владимир Демишкан (сейчас — нардеп от ПР), часть тендерных средств
распределялась в пользу компаний, основанных его родственниками и
бизнес-партнерами. Сейчас у Укравтодора нет главы.
Председатель палаты автомобильных дорог Польши Войцех Малуси
откликнулся на просьбу объяснить, из чего сделаны польские дороги, в течение
нескольких часов. Малуси рассказывает, что в Польше зима также повредила дороги
— в основном не на трассах, а в городах. Он говорит, что в стране
преимущественно битумные дороги. Битумную массу изготовляют при высоких
температурах и кладут при 130 °С.
А министерство путей сообщения Германии в ответ на подобный
запрос издания тут же прислало в редакцию 97-страничный документ. Он объясняет,
как определяется состав покрытия вплоть до миллиметра в зависимости от
категории дороги, нагрузки, на которую данная трасса рассчитана, а также
климатических особенностей конкретных областей страны.
Согласно документу Германия поделена на три климатические
зоны, зима в которых проходит по-разному. Это также учитывается при
строительстве дорог.
Сравнить польские и немецкие технологии с украинскими
журналисты издания не смогли. В Укравтодоре и Киевавтодоре заявили, что
рассуждать на тему качества и состава украинских дорог некому: все
задействованы в латании дыр. ТСН
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.