Analitika.at.ua. Обновление транспортного парка, в котором так остро
нуждается наша страна, удовольствие далеко не из дешевых. Стоимость, к примеру,
автобусов марки "Богдан", курсирующих сегодня по столице, начинается
с 50 тыс. долларов и выше. Поэтому постепенная замена микроавтобусов на
автобусы, о чем так много говорится на самых разных уровнях, подразумевает
довольно большие временные и финансовые затраты. Ведь только в Ереване
насчитывается более 2100 микроавтобусов, а самих автобусов почти в четыре раза
меньше.
Основным поставщиком автобусов в Армению является сейчас
Китай, ввозятся они также из Украины. Однако помимо импорта автобусов есть еще
и другой вариант - производство на месте, благодаря чему их стоимость может
существенно снизиться.
- НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ НА УРОВНЕ РАЗНЫХ ГОСОРГАНОВ,
ответственных за сферу транспорта, велись переговоры с иностранными
производителями автобусов, чтобы в Армении наладить сборочное производство.
Подобный опыт сборки на местах применяется сейчас по всему миру. В итоге Министерством
транспорта и связи Армении была достигнута договоренность с индийской компанией
Ashok Leyland об основании у нас в стране сборочного завода автобусов средней и
большой вместимости. Сама компания известна по всему миру и производит порядка
35 тыс. автобусов в год. У нас же она намерена выступить вместе со своим
немецким партнером - компанией MedAK GmbH, основав совместное индийско-немецкое
предприятие, в котором за технологическую часть будет отвечать индийская
сторона, а за финансовую - немецкая, - рассказал в беседе с нами заместитель
министра транспорта и связи Арташес АВЕТИСЯН.
В общей сложности немецкая компания MedAK GmbH планирует в
течение ближайших семи лет инвестировать около 7,1 млн долларов для
строительства на территории в 4 тыс. кв. м производственных помещений,
необходимых для обеспечения технологической последовательности сборки
автобусов. В середине января текущего года правительство приняло решение о
передаче в аренду компании MED A.KGmbH имущества на окраине столицы сроком на
32 года. При этом ежегодная арендная плата в течение семи лет составит 1 млн
драмов, а в дальнейшем она будет рассчитываться исходя из действующих на тот
момент рыночных цен. Однако, по словам нашего собеседника, имеющиеся на этой
территории помещения, скорее всего, снесут и вместо них построят новый
производственный корпус.
Строительство завода начнется уже в первом квартале 2013
года. Сейчас готовится необходимая техническая документация, после чего
компания приступит непосредственно к стройработам. По планам в течение года
производственные помещения должны быть сданы в эксплуатацию, а ко второй
половине 2014 года начнется производство новых автобусов. На начальном этапе
предусмотренный объем производства достигает 300 автобусов в год, но в
дальнейшем эта цифра будет увеличена с учетом того, что с точки зрения
экспорта, к примеру, в соседнюю Грузию это довольно актуальное производство.
ОДНАКО В САМОЙ АРМЕНИИ СПРОС НА АВТОБУСЫ СЕГОДНЯ НАСТОЛЬКО
ВЫСОК, что, по мнению замминистра транспорта и связи, в ближайшие пять лет
внутренний рынок способен поглотить всю выпускаемую заводом продукцию, если,
конечно, они будут качественными и доступными по цене. Как уверяют сами
инвесторы, стоимость производимых автобусов, оснащенных кондиционерами, будет
значительно ниже импортируемых сейчас в страну автобусов. Речь идет как минимум
о 20%-ной разнице, то есть если те же "Богданы" завозятся по 50-53
тыс. долларов, то новые автобусы поступят на рынок по цене не выше 43 тыс.
долларов.
Образцы новых моделей автобусов скоро будут доставлены в
Армению. По предварительным расчетам, средняя вместимость автобусов, которые
поступят на отечественный рынок, будет колебаться в пределах 28-32 мест, но по
ходу наращивания производства завод начнет выпускать также автобусы
вместимостью до 54 мест.
- Продукция индийской компании Ashok Leyland соответствует
всем принятым международным нормам. Поэтому и в Армении будут производиться
высококлассные автобусы. Однако речь сейчас не о том, что здесь будет налажен
какой-то сборочный цех. Новый завод в дальнейшем может стать системообразующим
предприятием, поскольку помимо гарантийного обслуживания, которое будет
проводиться непосредственно на заводе, предполагается также сервисное
обслуживание. А это сотни новых рабочих мест. Так что если изначально планируется
порядка 100 рабочих мест на заводе, то в дальнейшем эта цифра может увеличиться
в разы. Не говоря уже о том, что по бизнес-плану компании предполагается также
создание здесь же побочных производств и развитие инфраструктуры. К примеру, те
же сиденья для автобусов, лобовое стекло или тормозные колодки: вместо того
чтобы их завозить, компания намерена либо создать новые производства, либо
сотрудничать с действующими у нас компаниями, которые в соответствии с
предъявленными критериями будут поставлять свою продукцию на завод, - пояснил
А.Аветисян. Лиана ГЕЗАЛЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.