Понедельник, 06.12.2021, 01:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 22 » В основе – принцип обоюдности
В основе – принцип обоюдности
00:21

Analitika.at.ua. Вопросы, касающиеся процесса установления армяно-турецких отношений, приобрели широкий общественный резонанс. Принимая во внимание, что публикуемая в этом контексте информация не всегда юридически безупречна, за соответствующими комментариями "ГА" обратился к министру юстиции, доктору юридических наук, профессору Геворгу ДАНИЕЛЯНУ.

 

- Г-н Даниелян, в СМИ идет активное обсуждение правовой силы подписанных между Арменией и Турцией Протоколов, порядка их ратификации и заключений Министерства юстиции относительно правовой сути документов. Какова ваша позиция по этим вопросам?

 

- Авторы некоторых публикаций представили законодательные решения, но некоторые фактологические обстоятельства, по всей вероятности, в результате малой информированности выглядят умозаключениями. Кроме того, считаю, что правовые процессы необходимо представлять систематизированно, сопоставляя их с международными правовыми стандартами, а также соотнося с правовыми решениями турецкого законодательства.

 

- Что вы имеете в виду, когда говорите, что фактологические обстоятельства представляются искаженно?

 

- Я бы не сказал искаженно, просто они не в достаточной степени соответствуют реальности. Так, еще несколько дней назад прозвучали утверждения, что Министерство юстиции уже выдало заключение по поводу подписанных Протоколов. Во-первых, в данном случае не заключение, а справку, которая была выдана не днями ранее, а еще в процессе обсуждения документов. Причем справку выдало также и Министерство финансов РА. Во избежание разночтений отмечу, что на основе заявления министра иностранных дел министр юстиции предоставляет юридическое мнение или заключение только в случае, если подобное прямо предусмотрено конкретным международным договором. Причем юридическое мнение или заключение предоставляется после ратификации или утверждения международного договора.

 

Кстати, согласно 26-й статье Закона РА "О международных договорах", Министерство юстиции представляет справку о наличии или отсутствии противоречий между положениями международного договора и законодательством и юридическими нормативными актами РА. А также о необходимости принятия новых законов, нормативных актов или внесения изменений и дополнений в законодательство, исходя из положений международного договора. Министерство же финансов представляет справку о возможности возникновения финансовых обязательств страны при принятии международного договора.

 

- Какими юридическими актами регулируется процедура ратификации международных договоров и какие они содержат положения?

 

- Во-первых, это Конституция, согласно 6-й статье которой международные договоры вступают в силу с момента их ратификации или утверждения. Конкретно армяно-турецкие Протоколы подлежат ратификации по установленному 81-й статьей Конституции порядку. Здесь имеется в виду политический характер международного договора. Этот регламент обстоятельно урегулирован законами РА "О международных договорах" и "О регламенте Национального Собрания", а также конвенцией "О праве международных договоров" и Венской конвенцией от 23 мая 1969 года. Кстати, к последней, в отличие от Армении, Турция пока не присоединилась.

 

После представления справок министерствами юстиции и  финансов президент представляет международные договоры в Конституционный суд для определения соответствия их положений с положениями Конституции. В случае положительного заключения Конституционного суда официальный представитель президента по регламенту представляет договор на ратификацию Национального Собрания.

 

- А каков аналогичный регламент в Турции?

 

- Он имеет существенные отличия, которые мы учитываем не только при ратификации международных договоров, но и при определении возможных законодательных изменений в будущем. Кстати, в этих целях в настоящее время Министерство юстиции осуществляет соответствующие исследования. В любом случае относящиеся к вышеизложенному отношения регламентированы принятой 7 ноября 1982 года Конституцией Турецкой Республики. Так, 87-я статья Основного Закона Турции предусматривает, что международные договоры ратифицирует Великое национальное собрание. Согласно 90-й статье Конституции, ратифицированный международный договор имеет силу закона. Причем обсуждаемые Протоколы, по законодательству Турции, также являются подлежащими ратификации международными договорами. Турция также имеет возможность внесения изменений в национальное законодательство.

 

Таким образом, процесс ратификации международных договоров в Турции несравнимо прост. Это предполагает, что в случае естественного продолжения процесса Протоколы Турцией должны быть ратифицированы раньше. Однако они вступят в силу для обоих государств только после ратификации Протоколов другой стороной.

 

- Вы дали заключение Протоколам лишь с юридической точки зрения. Однако более актуальным считается политическая оценка документа. В частности, не прекращаются разговоры о наличии в Протоколах предусловий: некоторые утверждают, что документы не содержат предусловий, а некоторые утверждают обратное. Опубликованы заявления юристов, еще более запутавшие вопрос. В частности, они утверждают, что договоров без условий не бывает.

 

- Мы должны четко осознать: в данном случае речь идет о том, что достигнутые договоренности не сопровождаются дополнительными условиями или предусловиями, что Протоколы получат юридическую силу безотносительно к тому, имеют Турция или Армения противоречивые требования друг к другу или разнятся во мнениях по любому вопросу. Принятие договоров не означает, что Турция не может представить различные требования, к примеру, по статусу Нагорного Карабаха, международного признания Геноцида или в любом другом вопросе. Армения в свою очередь свободна в вопросе дальнейшего определения и осуществления независимой политики. На основе бытующих мнений может сформироваться впечатление, что если Турция продолжит реализацию своей политики отрицания Геноцида, то для этого правовой основой будут считаться Протоколы. Очевидно, что между этими вопросами правовой связи попросту нет и стороны не могут прекратить дипломатические отношения на основе подобных разногласий. Положение договора "для восстановления взаимного доверия между народами" отнюдь не предполагает, что одна из сторон обязана неукоснительно принять любую позицию другой стороны.

 

Не стоит принимать во внимание то, что Протоколы стали серьезным свидетельством фактического пересмотра и внешней политики Турции. Тем не менее до сих пор некоторые уверены, что Турция не наладит дипотношения и не откроет границу, пока не будет найдено справедливое в их понимании решение нагорно-карабахского вопроса.

 

Что касается бытующего мнения относительно двусмысленности положений Протоколов, то этот вопрос может решиться не только редактурой этих положений, но и реализацией долгосрочной, терпеливой и правильно просчитанной политики, поскольку любое определение с точки зрения различных комментариев не может быть неуязвимым.

 

- Кстати, очевидно, что вступление Протоколов в силу приведет к определенным законодательным изменениям. Готово ли правительство направить эти тенденции в правильное русло?

 

- Я уже отметил, что в Министерстве юстиции проводятся системные исследования законодательства Турции. В настоящее время мы изучаем ключевые правовые акты этой страны, в результате чего готовятся соответствующие материалы, предусматривающие законодательные инициативы. В любом случае за основу будет взят принцип обоюдности, что полностью соответствует международному правовому сотрудничеству.

 

Лусине МИКОЯН, Рубен ГРДЗЕЛЯН

Источник: Голос Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 560
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru