Analitika.at.ua. В Армении можно на пальцах пересчитать специалистов, которые занимаются изучением ковров…
Наш быт сегодня трудно представить без составного компонента убранства квартиры – без ковров. Постоянно пользуясь этот предметом удобства, а иногда и роскоши, мы и не думаем, что культура ковроткачества среди нас существует с древнейших времен. Точнее говоря, мы все вроде знали об этом, но не сделали ничего для научного обоснования этого факта.
Пока остальные страны, также известные своими традициями ковроделания, подчас прибегая к лживым обоснованиям, “создают” для себя культуру и историю, мы ничего не делаем для того, чтобы сохранить нашу истинную культуру и историю, уберечь их от чужих посягательств и достойно представлять их миру.
Хотя в данном случае слишком претенциозно говорить о мире в том случае, если у нас в нашей стране нет такого учреждения, которое не только занималось бы экспонированием армянских ковров, а также их исследованием и оценкой. А в Армении можно на пальцах пересчитать специалистов, которые занимаются изучением ковров…
Одним из этих специалистов является консультант директора Экспертного центра культурных ценностей, кандидат исторических наук Ашхундж Погосян, который с 70-ых годов занимается армянскими верованиями, а с 80-ых годов специализируется на изучении ковров. Он, наверное, единственный в мире, кто превратил армянское ковроткачество в научную тему, в 2003-ьем году защитив диссертацию по теме “Культура армянского ковроткачества: историко-этнографическая характеристика”. Во время нашей беседы с Ашхунджом Погосяном мы попытались выявить особенности армянского традиционного ковроткачества.
“Искусство ковроткачества каждого народа имеет свои особенности. Как и повсюду, у нас также есть особенности двух видов – в технологическом процессе ткачества и в орнаментизации ковров. В технологическом смысле преимущество наших ковров заключается в том, что наши мастера с тех времен, как известны армянские ковры, использовали двойной узел”,- сказал Ашхундж Погосян.
Самый древний сохранившийся ковер, который считается ярким образцом культуры армянского ковроткачества, датируется 5-ым веком до н.э.. Это исключительный случай, когда сохранился такой древний экземпляр. Дело в том, что этот ковер нашли в заледенелой гробнице. На данный момент ковер хранится в Эрмитаже, и его родиной считается Передняя Азия. Хотя этот ковер был обнаружен в Алтайском крае, он полностью соответствует особенностям армянских ковров.
Система орнаментизации ковра полностью соответствует раннеармянскому, то есть ассирийско-урартскому стилю ковроделания, основанного на применении двойного узла. По свидетельству химиков, в красках ковра использован араратский кошениль (вордан кармир). Все это позволяет отнести ковер к ранним образцам культуры армянского ковроткачества, а регионом, где был создан ковер, считается район озера Ван. Существуют мнения, что ковер является турецким, некоторые считают его персидским, курдским и пр. Однако серьезный специалист не сможет не заметить те особенности, которые позволяют уверенно заявить, что этот единичный образец ковроткаческого искусства имеет армянское происхождение.
При изготовлении наших ковров и сегодня используется двойной узел. “Этот технологический элемент ковроткачества – двойной узел – используют и другие народы. Например, в некоторых районах Ирана его называют “Армани баф”, что означает армянский узел. Азербайджанцы тоже его используют, но, естественно, армянским узлом не называют. Также двойным узлом ткут ковры в Турции, однако не упоминают про армянское происхождение этой технологии. Причем этому узлу разные специалисты давали разные названия- кавказский, турецкий и пр., смотря под чьим влияние находился данный исследователь. Но так как его генеалогия насчитывает 2500 лет, мы с полным правом можем назвать его армянским, тем более, что первыми так назвали этот узел не мы, а персы.
“Следующая, по-сути, самая основная и важная особенность армянских ковров – это их орнаменты”,- продолжает Ашхундж Погосян. “Ни один из орнаментов армянских ковров не является самоцелью: каждый орнамент имеет свой смысл и свое предназначение. Сам ковер не является обычным предметом быта. Не думаю, что 2000-1000 лет назад все использовали ковры.
Ковер является предметом ритуально-культовым, и его орнаменты и его “пространство” нужно рассматривать в этом контексте. Существует множество источников, которые говорят о том, что ковер считался священным и дарующим жизнь пространством. Например, один из турецких путешественников в 1620-ых годах побывал в Эчмиадзине и присутствовал на обряде святого мироварения. Он оставил свидетельство, что огонь разожгли на ковре, и ковер не сгорел. То же рассказывает другой турецкий очевидец. И когда любознательные путешественники захотели выяснить причину, один из монахов сказал, что этот ковер священен, так как на нем родился сам Иисус Христос. Есть история и о том, что на ковре вернули к жизни человека.
Неважно, насколько правдивы подобные истории. Существенно то, что коврам приписывались такие качества. Это означает, что ковер с самого начала не был чем-то случайным, как не случайны сказки о летающих коврах. А царский ковер был предметом поклонения в прямом смысле этого слова. И естественно, что система орнаментизации ковра должна была соответствовать смыслу ковра. У других народов нет таких представлений.
Персидские ковры очень красивы, с прекрасными растительными орнаментами и тонкой вязкой. Однако их не сравнить с армянскими коврами, потому что армянские ковры заключают в себе несравненно огромное количество ритуальных, образных и идейных символов.
К сожалению, во всем мире думают по-другому. Конечно есть исследователи, у которых правильный подход к этим явлениям, однако им не верят и их мнения считают несерьезными и неправильными. В этом виновны прежде всего мы сами. Чем мы занимались, когда армянское культурное наследие мир приписывал туркам? Мы не поставили тогда перед собой цели ответить на это, не попытались научным образом изучить и оценить созданное нами же национальное наследие. Мы молчали в то время, когда другие действовали.
В 1870-80 гг. усилия всех востоковедов Европы турки направили на “создание” своего искусства, на то, чтобы под культурной мантией скрыть свой варварский облик. Это было продуманной, целенаправленной политикой, которая продолжается до сих пор. Уже в начале 20-го века у турков были десятки музеев ковров, институты, университетские кафедры, обширная литература. А знает ли кроме нас, еще кто-нибудь на свете, что у нас сохранились 4000летние свидетельства о ковроткачестве, если не в виде ковров, то в виде инструментов ковроткачества. А что мы делаем сейчас, чтобы рассказать миру о нашем историко-культурном наследии?”.
В 1981-2003 гг. В Государственно-этнографическом музее Армении действовал отдел художественного ткачества, где в основном были представлены ковры. В течении 80-ых годов здесь была собрана огромная коллекция. Может показаться странным, что в советское время для этого дела были предоставлены огромные суммы. Были куплены и переданы музею ковры на миллионы рублей. И все это было сделано с одной целью – создать в Эчмиадзине музей ковров. Причем кроме демонстрационного зала, предусматривалось создание целого научного заведения с лабораториями, экспериментальными мастерскими и т.д.. Даже выбрали помещение для музея. Однако времена изменились, и этот проект остался неосуществленным.
Сегодня в Армении ковры экспонируются в Музее истории Армении, в Государственном этнографическом музее Армении, в музее народного искусства, в музее истории Еревана. Однако у нас нет отдельного музея-института, где было бы возможно экспонировать армянский ковер во всем его величии. По мнению Ашхунджа Погосяна, мы должны задуматься над этим, если хотим уберечь наше культурное наследие от посягательств других. Он представил несколько проектов-предложений в правительство, однако не получил определенного ответа.
«Для того, чтобы вернуть уже потерянное наследие, понадобятся усилия нескольких поколений. К сожалению, новое поколение не интересуется этим искусством, и если в дальнейшем появится возможность для создания института, не знаю, кто этим займется?”, – посетовал Ашхундж Погосян.
Ануш Самвелян
Источник: armar.am
|