Главная » 2013»Февраль»14 » Василий Ульяновский: "Армянская душа" Украины уникальна и неповторима
Василий Ульяновский: "Армянская душа" Украины уникальна и неповторима
12:29
Analitika.at.ua. У армянской общины в Украине, как и у всего армянского
народа, очень древние традиции, их можно и увидеть и ощутить не только в Армении,
но даже в самой Украине – в древних местах обитания армянских колоний от Крыма
до Львова. «Армянская душа» Украины уникальна и неповторима, ее нельзя не
ценить как составную часть украинской истории и духовной культуры - об этом
заявил в интервью Analitika.at.ua доктор
исторических наук, профессор исторического факультетаКиевского национального университета им.
Тараса Шевченко, Василий Ульяновский.
«Изучая украинское средневековье, я очень хорошо понимаю,
что судьбу титульного этноса здесь во многом и разделяли, и обогащали, и
приумножали, и даже защищали представители многих этносов, среди которых,
конечно же, особое место занимают армяне. Естественно, мы должны любить все те
самые маленькие, как и большие народы, которые внесли свою лепту в сокровищницу
духовной и материальной культуры Украины. Не редко я и в шутку, и в серьез
говорю: все мы происходим из Армении, имея ввиду, конечно же, библейский сюжет
о Ноевом ковчеге и горе Арарат. Лишь недавно, мне самому довелось побывать
вблизи этого священного для каждого христианина места. Столько глобальных
мыслей сразу нахлынуло – за это тоже следует поклониться Великой Армении!
Для меня загадочный мир Армении и ее древнего присутствия в
Киеве, фактически, хотя и неосознанно, открылся очень давно: это были огромные
глаза и ярко выраженный армянский антропологический тип в одной из фресок Софии
Киевской, где изображен Порфирородный представитель армянской
(македонской) династии император Василий II. Но тогда, школьником, я не мог
этого знать, только удивился неподобности этого лика другим фрескам в соборе.
Затем, занимаясь церковной историей, невозможно было не
попытаться «заглянуть» и в церковную историю армян Львова и
Каменца-Подольского, поскольку эта история была неимоверно яркой, она громко
«говорила» о себе Армянской улицей и знаменитым древним храмом Львова,
производившим на всех нас неизгладимое впечатление. Но непонятной оставалась
Церковь: каковы ее особенности, почему она не такая, как все ответвления
Вселенского Православия? Стоит ли говорить, что в учебниках и работах
неармянских авторов все сводилось к монофизитству… Как-то на глаза попалась
замечательная книга архиепископа Магакия Орманяна об Армянской Апостольской
Церкви – и ее понимание, представленное «изнутри», стало возможным. Но этого
умственного, интеллектуального понимания «другого» бесконечно мало, пока ты с
ним не столкнулся лицом к лицу. Для меня это оказалось возможным, как это не
покажется странным, сначала в Петербурге… Там на Невском проспекте есть
армянская церковь, куда по какому-то наитию я зашел как-то после изнурительных
трудов над рукописями в Российской национальной библиотеке. Фимиам каждения,
прекрасное пение, общая исповедь и причастие – мне тогда показалось, что я
где-то в ином исключительной духовной силы мире.
Затем был один из моих героев – митрополит Киевский Спиридон
(1470-80 гг.), круг вольнодумцев при дворе киевских князей Олельковичей и
разработка идеи, что ими были не традиционно «привязываемые» к Киеву представители
иных течений, а армяне-павликиане. Эта идея не просто захватила, но воистину
понесла меня, выведя к крымским колониям армян указанного времени и их
рукописям.
Надо быть очень черствым и бесчувственным человеком, чтобы
эмоции не стали переполнять тебя и неотступно требовать – поезжай в Армению,
посмотри все там, в самой среде армянской древней культуры и ее народа!
Мое путешествие в Армению, начавшееся, конечно же, с
Эчмиадзина и воскресной службы с участием Католикоса, стало целой феерией, пиром
души, роскошной сказкой для историка Церкви. Эта «армянская сказка» - одна из
драгоценнейших жемчужин всех моих путешествий по странам, где история
обращается к тебе на каждом шагу. Именно в Армении пришло понимание, восхищение
и уважение к древнейшей Церкви, любовь к этой благословенной, хотя и несколько
суровой земле, а также к ее замечательному, радушному и приветливому народу,
полному спокойного достоинства и воплощающему все величие самой страны.
Древнейшие монастыри и храмы, каждый камень в которых поет молитву, необычная
архитектура огромных притворов, эта потрясающая возможность приложиться к
напрестольному Евангелию (что не принято в православных храмах) и получить
благословение без расспросов – к какой Церкви ты принадлежишь, это отношение к
тебе как к собрату-христианину – все это бесценный дар, который в нашем
жестоком мире большая редкость. Посему так трогается сердце при воспоминании об
Армении, и любых слов благодарности будет мало. Все свои впечатления я
записывал ежедневно в дорожный дневничок. И теперь, всякий раз, перечитывая эти
странички, словно вновь переживаю те эмоции, вспоминаю множество потрясших меня
фактов, встреч, наблюдений.
Я хорошо знал покойного украинского ученого-армяниста
Ярослава Дашкевича – совесть и мозг украинской исторической науки. И меня
всегда интересовало: почему он так увлеченно занимается армянскими колониями в
Украине? К сожалению, спросить об этом лично не успел… И только после посещения
Армении, после услышанного тихого, но прекрасного и величественного ее
«голоса», заполнившего разум и душу, все стало понятно без слов. Армению нельзя
не полюбить, нельзя забыть, нельзя на нее налюбоваться вдоволь!
Но вот вопрос ко всем нам - и в Украине, и в Армении –
насколько хорошо и достаточно мы показываем друг друга, свои страны и
культурное достояние своим согражданам? Ведь в этом – наше будущее, будущее
наших народов, их взаимное уважение, интерес друг к другу, знание о значимости
взаимного вклада в наши культуры? Все главные идеи и векторы их развития,
конечно же, закладываются в детстве. Это значит, что именно детям нужно больше
говорить и показывать богатство наших стран и прививать ту простую истину, что
в них, в частности в Украине, издавна проживали разные народы, оставившие в
нашей истории свой ценный след, принесшие сюда все самое лучшее из своей
национальной традиции. Это очень важно, поскольку закладывает идею о ценности
каждого человека и народа в духовном пространстве Украины, и идею о том, что
народы,проживавшие в нашей стране,
создавали нашу общую историю, то есть, создавали ее сообща».
Вообще, - считает ученый, - занятия историей, тем более
историей национальных церквей Украины, не только позволяет легче и глубже
понимать духовный мир людей разных национальностей, но и на самого
исследователя изучение истории духа, культуры и творческого потенциала разных
этносов действует облагораживающе, дает возможность нравственного, духовного
роста личности. «В этом огромная ценность и привилегия профессии историка, ибо
она ежедневно обогащает того, кто желает этого обогащения и ищет его как для
себя, так и для других».
Коснувшись темы нынешнего уровня межгосударственных связей
Армении и Украины, ученый отметил, что еще многое необходимо сделать, чтобы он
действительно соответствовал потенциалам наших стран.
«Я хочу пожелать армянской диаспоре сохранить свою
идентичность, пропагандировать величие, красоту и многовековую историю своей
Родины, помнить, что каждый армянин является живой частичкой Армении, и то, что
по каждому армянину судят о его стране. А моим соотечественникам я желаю
обязательно посетить Армению, которая легко и навсегда разобьет все негативные
стереотипы и неверные представления об этой великой стране и ее прекрасном
народе, она каждому подарит большую любовь и непреоборимое стремлении побывать
там еще и еще», - отметил историк. Елена Оганесян, Ерванд Ервандян, Analitika.at.ua
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.