Analitika.at.ua. Некоторые предложения по реализации концепции реформ и
развития СВП РА
"ГА" уже обращался к утвержденной распоряжением
главы государства в самом конце прошлого года Концепции реформ и развития
системы военной промышленности РА. Предлагаем вниманию читателя беседу корр.
"ГА" с директором ЗАО "Ереванский НИИ средств связи",
заведующим кафедрой информатики, вычислительной техники и систем управления
Ереванского государственного архитектурно-строительного университета, доктором
технических наук Мгером МАРКОСЯНОМ, который выступает с конкретными
предложениями по реализации целого ряда концептуальных положений. Редакция
"ГА" готова предоставить свои страницы и для других предложений и
мнений на эту тему, исходя из того, что широкая общественная дискуссия будет
способствовать выбору наиболее оптимальных и эффективных путей для решения
стоящих перед системой военной промышленности (СВП) Армении задач и в конечном
итоге - укрепления военной безопасности страны.
Военные кафедры - не роскошь, а необходимость
- Г-н Маркосян, ваши предложения в основном касаются глав 4 и 5
концепции, в которых говорится о целях и приоритетных направлениях реализации
документа. Сперва поговорим о 4-й главе. Так, в пункте 12.8 говорится о
необходимости создания и сохранения научно-технических, технологических и
производственных возможностей, удовлетворяющих нужды ВС и иных войск РА. Каково
ваше предложение на сей счет?
- Думаю, в этом плане нельзя ограничиваться только
имеющимися под управлением Минобороны предприятиями. Необходимо расширить этот
круг и независимыми НИИ, КБ и более того - содействовать созданию
исследовательских центров НИИ-вуз, которые могут стать центрами развития
технологий. Ограничиваться одними вузами нельзя, так как сегодня у них
отсутствует опыт выполнения соответствующих тем. Поэтому в первую очередь
упомянутые возможности должны создаваться на базе научно-учебных центров
вуз-НИИ, наличие которых приведет к формированию требований в отношении
необходимых производственных мощностей, в результате чего и будут создаваться
новые предприятия, а действующие - насыщаться необходимым в соответствии с
вытекающими из заказанных работ требованиями. По моим расчетам, создание
подобных возможностей в различных направлениях потребует посильные средства
бюджета и после некоторого времени, примерно через 5 лет, созданные центры
будут развиваться самостоятельно.
- В следующем пункте речь идет о создании единой нормативно-технической
базы...
- Для этого необходимо создать институт формирования
технических требований и заданий (с определенным годовым финансированием: на
этот счет имеются и расчеты) для разработок нового оружия и технических
средств, а также модернизации имеющейся номенклатуры. Этот институт должен
иметь контрольно-измерительный центр (возможно, не один), который должен быть
насыщен стендами испытания образцов и метрологическими возможностями измерений.
Все это повысит качество экспортируемых товаров и их соответствие международным
требованиям. Этот институт (с опорой на Национальный институт стандартов) и
должен разрабатывать отраслевые нормативные документы либо в качестве основы
взять стандарты США, НАТО либо РФ. Административный директорат института должен
быть подотчетен совету управления, состоящему из главных конструкторов по
различным направлениям, а последних должен утверждать министр обороны РА.
- Как, на ваш взгляд, должна вестись указанная в пункте 12.10 работа по
подготовке и переподготовке необходимых для СВП кадров - научных,
инженерно-технических и технологических?
- Считаю, что прежде всего необходимо восстановить в
соответствующих вузах военные кафедры. Смотрите, что сегодня происходит в
3-уровневой системе вузовского и поствузовского обучения: нынешний бакалавр не
имеет соответствующего опыта работы, а после двух лет магистратуры у него, хотя
он и подготовлен для работы над научными и опытными темами, в большинстве
случаев недостаток знаний и опыта практической работы. Будучи
невостребованными, причем при общей нехватке специалистов, часть бакалавров
вовлекается в "углубленную" подготовку, организуемую предприятиями за
счет дополнительных, неестественных расходов, в ходе которой им пытаются
восполнить пробелы в практике...
Кстати, после выступления российского президента, в котором
он заявил, что стране нужны инженеры, многие это поняли так, что бакалавриат
должен подвергнуться определенным изменениям. Но каким? Этот вопрос актуален и
для Армении. В нынешних конкурентных условиях, когда не известно место будущей
работы проходящих практику на предприятиях, последние никак не заинтересованы в
организации хотя и краткого, но практического обучения на высоком уровне, что к
тому же требует от них дополнительных издержек за счет своей прибыли. Все это
становится причиной того, что эти практики превращаются в чисто формальные
мероприятия.
А в свое время наилучшей практикой как раз и были знания,
полученные на военных кафедрах вузов. Поэтому я и предлагаю вновь открыть в
бакалавриатах, особенно в технических вузах, военные кафедры и совмещать таким
образом военную практику с учебным процессом, что, по моему убеждению, резко
повысит качество практики, подготовленность молодежи и в конечном итоге -
обороноспособность страны. Замечу, что при этом не следует противопоставлять
чисто военно-профессиональное образование и осуществленное военными кафедрами
дополнительное обучение. В этом смысле они будут различаться определенными
умениями и навыками офицеров, что найдет свое отражение и в их званиях. Кроме
того, наличие военных кафедр только упростит и облегчит дальнейшую службу в
армии, повысит боеспособность ВС, к тому же серьезно сократив дополнительные
расходы на военную переподготовку. Не случайно, что в армиях Израиля и
некоторых европейских стран обязательную воинскую службу должны проходить все,
включая женщин, причем она не замыкается в рамках разовой службы, а имеет
периодический, ежегодный характер (с определенными сроками) и направлена на
постоянное обновление боевых навыков и знаний. В этих странах на высоком уровне
воплощена идея резервистов, что не менее важно для обеспечения безопасности Армении.
И это лишний раз подтверждает необходимость военных кафедр.
Кстати, я провел расчеты и получил также экономическое
обоснование целесообразности своего предложения, которое готов предоставить
заинтересованным лицам и структурам. Скажу лишь, что наличие военных кафедр
позволит государству как минимум в 3 раза сократить расходы на 6-месячное
обучение призывников военным специальностям после их призыва, а для самих
прошедших через военные кафедры это будет означать возможность уменьшения
общего срока воинской службы за счет предварительного учебного процесса, что
приведет к сокращению расходов армии и улучшению психологического состояния
военнослужащих. Главное, что многие предприятия СВП будут заинтересованы в
принятии на работу таких специалистов.
- А касательно поствузовского обучения?
- Направления магистерских и кандидатских
научно-исследовательских работ для мест с отсрочкой от призыва должны
утверждаться в МО РА соответствующими техническими советами. Первоочередным
правом отсрочки от воинской службы должны обладать те обучающиеся в
магистратуре и аспирантуре студенты, которые вовлечены в решение научных и
инженерно-технических задач, необходимых для СВП. После завершения учебы они
должны как минимум 5 лет работать на предприятиях СВП. Необходимо восстановить
престижность работы на таких предприятиях, поэтому зарплата на них не должна
быть меньше, чем на действующих в республике в той же области иностранных
предприятиях. Могут применяться и другие поощрительные механизмы. В инженерных
университетах по некоторым специальностям помимо бакалавриата необходимо
восстановить степень 5-летнего дипломированного инженера, где 5-й курс будет
годом практики и выполнения дипломного проекта.
Без связи, как без рук
- Теперь обратимся к 5-й главе, где пунктом 14.1 предусмотрено
создание, сохранение и развитие необходимых для ремонта имеющихся вооружений и
военной техники (ВВТ) и военно-технического имущества (ВТИ) мощностей. Как вы
предлагаете это организовать? Кстати, следующим пунктом предусмотрена также
модернизация ВВТ и ВТИ...
- Для ремонта радиотехнического, управленческого
микропроцессорного и иного электронного оборудования и средств связи я бы
предложил следующее. Независимо от страны-поставщика и поставленных условий,
если оборудование не имеет необходимых для обслуживания и ремонта документов и
возможности гарантированного снабжения компонентов, то следует отказаться от
подобных технических средств. Если же оно уже находится в применении, то в
зависимости от его количества и сроков эксплуатации должны быть оформлены
технические задания для разработки подобных документов на предприятиях СВП.
Далее: следует создать базы данных относительно используемого в армии
оборудования, его субблоков и применяемых компонентов, которые должны содержать
сведения о порядке их проверки, включая опыт ремонта. Для перепроектирования и
производства в Армении наиболее часто выходящих из строя блоков оборудования
надо разработать технические задания и условия и предложить их предприятиям
СВП, а также студенческим группам технических университетов в качестве тем для
дипломных и курсовых проектов. И наконец, можно рассмотреть вариант создания
центра (центров) диагностики и выявления дефектов, задачей которого (которых)
станет проверка и выдача заключения относительно недостатка устройства, его
направление на соответствующую специализированную станцию. Что же касается
модернизации, то следует отметить, что используемые в армии ВВТ и ВТИ, которые
нуждаются в обновлении, зачастую морально изношены. Для их ремонта компоненты
не производятся, а приобретаемые - старые. Модернизация зачастую перерастает в
полный пересмотр электронной системы ВВТ и ВТИ. Подобную работу следует
рассматривать как новую разработку - со всеми вытекающими из этого следствиями
и требованиями.
- Из приоритетных направлений развития СВП выделена задача разработки и
создания, а также организация управления линейными, оптико-волоконными, радио-,
радиорелейными и спутниковыми системами связи. Тут вам, как говорится, и карты
в руки...
- У меня тут следующие предложения: в линейной связи широко
использовать средства цифровой связи, для чего развивать технологии IP связи;
создать и внедрить цифровые IP коммутаторы, которые должны иметь возможность
интегрировать другие средства связи, а также линейные цифровые полевые коммутаторы
и телефоны, работающие по протоколу Ethernet; создаваемая линейная техника
должна иметь возможность соединений с оптико-волоконными магистралями и
средствами радиосвязи. В Армении есть соответствующие силы, которые смогут и
разработать, и произвести соответствующую технику, притом конкурентоспособную.
Что же касается радиосвязи, то тут необходимо разработать,
произвести и внедрить в армии широкополосные средства связи - надежные,
помехоустойчивые и защищенные, - которые будут работать на коротких и
ультракоротких волнах. Эти радиостанции должны быть цифровыми и иметь
возможность передавать аудио-, видеоинформацию и данные с шифрованием сообщения
и при этом - менять в определенном порядке рабочие частоты, а также
противодействовать различного рода постановщикам помех. Кроме того, должны быть
разработаны мало- и многоканальные локальные и магистральные цифровые
радиорелейные станции с возможностью работы в различных частотных диапазонах.
Они должны иметь возможность комплексирования с другими типами средств и систем
связи, создавая интегрированные центры обработки данных.
В этот ряд задач нужно включить различного рода устройства,
создающие помехи для связи, - в частности, отслеживающие устройства,
позволяющие подавлять работающие в широком спектре станции противника. Эти
задачи актуальны и посильны. Здесь важны и системы подавления навигационных
средств ракет и снарядов. Кстати, если уж говорится о высокотехнологических
системах, то Армения могла бы выдвинуть также национальную программу разработки
и производства своего спутника связи.
"Свой-чужой", "человек-машина"
- Следующий приоритет - разработка и организация производства лазерных,
оптико- и радиоэлектронных, радиолокационных систем вооружений...
- В этой сфере в Армении накоплен достаточный опыт, который
необходимо развивать и направлять. Так, подлежат разработке и совершенствованию
лазерные дальномеры, противолазерные средства, лазерные датчики газов и
различные виды лазерного оружия. То же самое можно сказать об
оптико-электронных средствах. Огромное значение имеет развитие ПВО страны, для
нужд которой нужно разработать, произвести и разместить метровые радары
фиксированного и мобильного (с возможностью быстрого развертывания с
применением инновационного подхода) базирования, работающие в широком частотном
диапазоне, разработать и внедрить обнаруживающие и сопровождающие радары с
фазированными антенными решетками на дециметровых, сантиметровых и
миллиметровых волнах, в том числе необслуживаемые. Такие новосозданные радары
должны иметь надежную систему защиты и возможность передачи информации в центр
управления для ее общей обработки. Важными являются и помехопостановщики
радарам, а также пассивные радары. Следует также модернизировать системы
определения "свой и чужой", сопрягая их с радарными системами.
Вся эта сфера достаточно наукоемкая и включает в себя
достижения многочисленных отраслей науки. По экспертным оценкам, требуемые
вложения быстро окупятся. В этой области Армения может конкурировать со многими
известными фирмами. Здесь потребуются расходы и для вывода этих разработок на
внешний рынок.
- И наконец, в пункте 14.8 поставлена задача организации создания
единой автоматизированной системы управления ВС РА и компьютерного (машинного)
интерфейса программного обеспечения "человек-машина"...
- Эта сфера требует наличия групп, специализированных в
области ИТ. Это группы или предприятия, объединяющие программистов, сетевых
администраторов, разработчиков и эксплуатационщиков цифровых технических
устройств, которые должны быть объединены вокруг одного руководителя - главного
конструктора. Конечно, не исключается и сбор всех этих специалистов под одной
крышей (еще раз хочу отметить, что эта область не может развиваться без
использования современных телекоммуникационных средств и организации распределенных
центров обработки данных).
Функционирование системы управления должно основываться на
WEB-технологиях - с обеспечением ее независимости от всемирной сети internet
(itarnet). Система помимо приема информации и распространения приказов должна
иметь возможность аудио-, видеоуправления и работать в режиме реального
времени.
Важной задачей представляется моделирование ситуаций и
систем, помогающих в принятии решений, которые являются составной частью
системы управления. Здесь важно развивать соответствующий математический
аппарат. Решение этих задач требует одновременных значительных расчетных
ресурсов, чего можно достичь, используя ресурсы кластера Института информатики
и проблем автоматизации НАН РА. Важной задачей является обеспечение защиты информации.
В этой области в Армении есть определенные успехи. Здесь хочется вернуться к
подготовке специалистов и особо отметить, что ни одна страна на государственном
уровне не готовит иностранных специалистов в этой области. Это считается
чувствительной специальностью.
Вся эта работа представляет из себя непрерывный, с растущими
вложениями, процесс, который включает в себя ежегодную переподготовку и
тренинги командного состава всех уровней.
Беседу вел Ашот АРАМЯН в рамках проекта в рамках проекта
"ГА" и Министерства образования и науки РА "За партой". «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.