Analitika.at.ua. Восточное турне Владимира Путина, состоявшееся на прошлой
неделе, разочаровало тех, кто ждал потрясающих новостей и громких заявлений. Ни
короткая остановка в Узбекистане, ни официальный визит в Китай и участие в
саммите ШОС, ни двусторонние переговоры в Астане не принесли сенсаций. Все
ограничилось привычными формулировками о "дальнейшем углублении
сотрудничества", "доверительном партнерстве" и
"стратегическом взаимодействии". Другой вопрос: что стоит за этими
словами – реальные подвижки или ритуальные реверансы?
Сходу ответить на него невозможно, потому что, с одной
стороны, уже есть понимание, что ответом на нынешние вызовы: глобальный кризис,
"арабская весна", обострение ситуации в Сирии, игры вокруг Ирана и
политика США в Центральной Азии – не могут быть пустые декларации. А для
реального ответа необходима соответствующая база, нужно реальное сотрудничество
– экономическое, организационное и военное, немыслимое без затрат, уступок и
компромиссов.
На саммитах ШОС всегда много говорили о стратегическом партнерстве,
прекрасно понимая, что каждый новый шаг в этом направлении неизбежно упирается
в застарелые разногласия по конкретным вопросам и различное видение ближайших
тактических задач. Эти проблемы возникли еще в 2001 г., когда Китай, Россия и
Казахстан, инициировавшие учреждение Шанхайской организации сотрудничества,
достигли на словах консенсуса относительно ее целей и задач, подразумевая под
ними совершенно разные вещи.
Китай воспринимал ШОС как удобный инструмент экономической
экспансии в регионе. Казахстан, потерявший надежду договориться с Россией об
интеграции евразийского пространства, боролся за влияние на соседние
государства Средней Азии. А Россия, развернувшаяся в это время на Запад,
рассматривала ШОС в контексте диалога с Европой и США как дополнительный
аргумент, подтверждающий ее силу и влияние в Центральной Азии.
В результате за все прошедшие годы ШОС ни разу не удалось
заявить о себе как о центре влияния или внести реальный вклад в разрешение
международных проблем. Более того, даже инициативы, выдвигаемые внутри ШОС,
часто наталкиваются на сопротивление членов организации. Например, Китай и
Казахстан уже не первый год носятся с проектом общей системы электроснабжения:
Таджикистан обеими руками "за", а Узбекистан, уже пострадавший от
строительства ГЭС на сопредельной территории, не спешит поддерживать это
начинание. Россия вообще все равно, потому что она и без ШОС заключила договор
о продаже электроэнергии Китаю.
То же самое происходит и с другими интеграционными
проектами. Заинтересованный в углеводородах Китай давно говорит о создании
единой системы трубопроводов, но когда доходит до дела, выясняется, что гораздо
легче договориться с не являющейся членом ШОС Туркменией. При этом нельзя
сказать, что организация является совсем бесполезной: какие-то вопросы
решаются, а встречи на уровне профильных министров и глав государств
способствуют сближению и росту взаимопонимания. Но ощутимой отдачи практически
нет.
Китай постоянно говорит о реанимации Великого шелкового
пути, что подразумевает объединение коммуникационных и транспортных сетей стран
региона, но на деле эта затея оборачивается обеспечением северного транзита из
Афганистана. При этом все понимают, что, если говорить о Шелковом пути всерьез,
к проекту нужно подключать другие страны, в первую очередь – Индию, Пакистан и
Иран.
Эти государства еще в 2007 г. получили в ШОС статус
наблюдателей, но до полноценного членства дело так и не дошло. Такую
медлительность многие объясняют тем, что расширение и без того аморфной
организации чревато утратой ее дееспособности, тем более что членство именно
этих стран только прибавит проблем (речь идет о старых конфликтах между Индией
и Пакистаном и соперничестве Индии и Китая).
Тем не менее в этом году, на фоне нарастающей угрозы
дестабилизации региона, от саммита ШОС ждали каких-то прорывных решений. После
майской встречи министров иностранных дел многие надеялись, что на саммите в
Пекине будет выработана внятная стратегия на будущее десятилетие, что
Шанхайская организация заявит о себе как о центре оппонирования трендам
западной политики и начнет, наконец, расширяться. Ничего подобного не
произошло.
Все свелось к робкой попытке высказаться по актуальным
проблемам мировой политики. В официальном документе, принятом на саммите, члены
ШОС выступили за мирное разрешение сирийского кризиса и осудили планы военной
интервенции и повторение ливийского сценария в Сирии. Кроме того, явно с подачи
России, была затронута проблема расширения американской ПРО, но сделано это
было в максимально аккуратной и обтекаемой форме: "одностороннее и ничем
не ограниченное наращивание ПРО одним государством или группой государств
способно нанести ущерб международной безопасности и стратегической стабильности".
Сразу и не поймешь, о чем и о ком идет речь.
Фактически у ШОС не хватило духу ни для того, чтобы внятно
поддержать Россию, ни для выстраивания общей защиты против сценария, который в
обозримое время может быть реализован на территории ее стран-членов. Причина
подобной нерешительности понятна: никто из членов ШОС, несмотря на всю
очевидность угрозы, не хочет прямой конфронтации с США.
Еще большее изумление вызвало решение наделить статусом
партнеров по диалогу Афганистан и Турцию. Понятно, что находящийся в крайне
сложной ситуации президент Карзай на всякий случай пытается дружить со всеми. Но
де-факто его реальными партнерами являются США и Великобритания, с которыми,
помимо всего прочего, совсем недавно был заключен договор о стратегическом
партнерстве. Ситуация с Турцией выглядит еще более абсурдно, потому что это
страна не только является членом НАТО, но и предоставляет свою территорию для
военного проникновения на территорию Сирии, то есть реализует сценарий, о
неприемлемости которого заявили члены ШОС. Не менее вредными будут и
политические последствия этого решения, потому что таким образом Турция
получает возможность для продвижения в Средней Азии идеи пантюркизма.
Предыдущая попытка внедриться в региона после развала СССР не удалась: Турция не
выдержала конкуренции с Китаем.
А с другой стороны, теперь в ШОС, всегда дистанцировавшейся
от НАТО, появляется представитель Альянса. Тем самым обширный список
организаций, связанных с ШОС соглашениями о партнерстве, – ООН, СНГ, ОДКБ,
ЕврАзЭС и АСЕАН – может через какое-то время пополниться за счет
Североатлантического альянса, который вопреки своему названию тоже активно
играет в регионе.
Некоторые наблюдатели назвали половинчатость решений,
принятых на пекинском саммите, тактическим маневром: дескать, ШОС
сосредотачивается, чтобы вернее заявить о себе. Но время может быть упущено,
потому что в воздухе уже запахло жареным, и если процесс перекинется на Иран,
мало никому не покажется, а силы, способной противостоять глобальному хаосу, в
регионе нет: Россия и Китай слишком дорожат двусторонними отношениями с США, а
ШОС уже фактически похоронила себя в качестве организации, претендующей на роль
политического лидера региона.
Все это ставит под сомнение и планы экономического
сотрудничества, реализация которых, по словам китайского лидера, превратит
регион в "домашний очаг" для населяющих его народов. Все эти
прекрасные затеи будут реализовываться ровно до тех пор, пока какие-нибудь
местные повстанцы не начнут раскачивать ситуацию в одной из стран региона. Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.