Война, как об этом уже неоднократно говорилось, отражает
естественное состояние человечества. Во всяком случае, пока. А этому «пока»,
судя по всему, суждено очень долгое будущее. И вовсе не имеет значения, какой
на дворе век: VII, ХIV, ХХ или ХХV? Потому что военные действия – это еще и неотъемлемое,
Богом данное право стремящегося выжить народа. На протяжении веков народы могли
доказать свою жизнеспособность исключительно войной. Ерунда все это:
литература, искусство, религия – если народ морально не готов к
самопожертвованию и не живет в согласии с войной, никакая культура не поможет
ему выжить. У Франсиско Писарро, завоевавшего Империю инков, было всего 200
пехотинцев и 27 всадников, а лишь в столице Империи – Куско – проживало свыше
двухсот тысяч индейцев. И только беспросветный невежа может утверждать, что
культура инков того времени уступала культуре испанцев.
В начале второго тысячелетия нашей эры начались завоевания
турок, у которых, по выражению поэта «если что в голове и найдешь, то это будет
только вошь». А туркам удалось завоевать огромные территории, населенные
высокоразвитыми народами и цивилизациями. Туркам, от мала до велика, было за
что воевать: в противном случае они, изгнанные климатическими катаклизмами,
кипчаками и уйгурами – тоже, кстати, турками – из ареала своего обитания, не
смогли бы выжить. А народы на завоеванных турками территориях просто не были
готовы адекватно ответить на предложенные им турками вызовы. Не смогли
адаптироваться к новому врагу, пытались защититься от него старыми
«цивилизованными» методами.
Армяне, как, впрочем, и практически все другие народы мира,
воевали всю свою историю. С хеттами, шумерами, ассирийцами, маннами, мидянами,
персами, римлянами, византийцами, арабами, полчищами Тимура, словом, как с
ближними соседями, так и завоевателями из неведомых далей. Мы воевали со всеми,
кто вторгался на нашу Родину или предъявлял претензии на Армянское Нагорье.
Слава об армянском воине, и, особенно, армянской коннице – Айрудзи – гремела
далеко за пределами Армении. Но, и об этом необходимо знать, в армянской армии
служили практически исключительно представители дворянских родов. Надобности во
«всеобщей мобилизации» не было, ибо война с близкими в цивилизационном плане
народами никак не угрожала жизни и благополучию крестьян и ремесленников,
вообще населения. Воевали исключительно армии, и вражда между ними
заканчивалась вместе с самой войной или сражением.
Так обстояло дело до прихода в регион тюркских племен.
Нельзя сказать, что армяне впервые встречались с представителями дуальной для
нас цивилизации – кочевниками. На протяжении веков армяне совместно с иранцами
оберегали восточные и северные границы Армянского и Иранского нагорий от
грабительских набегов различных кочевых племен, а ко времени прихода турок
успели пережить еще и нашествие арабов. До прихода турок в регион армянское
население Передней Азии и Закавказья практически никогда не страдало от войн:
победа или поражение армянского воинства касалось лишь знати, а для большей
части населения, как правило, оборачивалось сохранением или сменой хозяина. С
появлением турок армяне, да и не только армяне, впервые почувствовали разницу
между прошлыми войнами и турецким видением цели военных действий: в то время,
как другие народы и племена пытались лишь ограбить или закабалить Армению,
турки пришли в Армянское Нагорье жить.
Сегодня, по истечении десяти веков, необходимо
констатировать: ни один из аборигенных народов Передней Азии и Ближнего Востока
так и не смог адаптироваться к исповедуемой турками тотальной войне. Долгое
время турки избегали прямых военных столкновений, концентрируясь на уничтожении
мирного населения – в основном крестьян – тем самым опустошая и истощая страну,
превращая ее в привычное и жизненно необходимое для себя пастбище. Крепости
потеряли свое значение, а армия лишилась традиционного и привычного восприятия
военных действий. Новый враг был непонятен, он безжалостно убивал мирных людей,
уничтожал посевы, разрушал ирригационные системы и… уходил от войны.
Пожалуй, главной ошибкой армянской военной и политической
элиты стало игнорирование народных масс как поставщика воина. Сами крестьяне и
ремесленники, поколениями мечтавшие о ратной славе воина, также не смогли
сорганизоваться в единую силу: сказалось отсутствие традиции. Армянский народ
терпел колоссальные потери и терял Родину практически без войны. А когда
настало время чисто военных действий, выяснилось, что без поддержки народа
армия, даже составленная исключительно из представителей знати, успела потерять
свою боеспособность. Не оцененная должным образом и вовремя не востребованная связь
между различными социальными прослойками привела к катастрофе: страной овладел
прибывший из невообразимых далей враг.
Как это ни странно, в армянской историографии, как, впрочем,
и других коренных народов обширного региона, до сих пор не было серьезных работ
и исследований по всеобъемлющему изучению последствий столкновения двух
взаимоисключающих цивилизаций. Между тем, это – благодарная тема, призванная
выработать методику и правила борьбы с противником, исповедующим иные ценности,
несовместимые с ценностями автохтонных обитателей захваченных турками регионов.
Героическая война армянского народа в Сюнике, Арцахе и Утике первой половины
ХVIII века явилась следствием народного переосмысления способов борьбы с
турками, продолжающая развиваться и обогащаться до 1918 года, и, естественно,
до нынешнего дня.
Восстановление армянской государственности в 1918, а затем в
1991 годах и наличие недружелюбных соседей вынудило Армению уделять большое
внимание строительству Армии, военных структур. Необходимо было решить
несколько сложнейших задач: а) скоординировать действия большого числа
добровольческих отрядов, преисполненных патриотизма, но, особенно на начальном
этапе, привыкших функционировать автономно; б) связать общей идеологией
народные массы и армию, возродить традиции почитания армянского воина; в)
наладить обеспечение армии необходимым количеством вооружения, боеприпасов,
техники, обмундирования… Были, конечно, и другие задачи, например, привлечение
к строительству армии опытных армянских офицеров и военачальников, служащих в
вооруженных силах других государств. Но все они были производными от первых
трех указанных.
Сегодня мы можем констатировать: большая часть этих задач
решена. В Армении давно уже нет вооруженных подразделений вне системы
государства и министерства обороны, налажено обучение собственных
профессиональных кадров. Армия полностью обеспечена современным оружием,
необходимым количеством боеприпасов к ним, армянские воины сыты и хорошо
экипированы. Однако самым главным достижением в вопросе строительства Армянской
Армии, по моему глубокому убеждению, является возрождение почитания Воина со
стороны армянского народа. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить
внимание, как прохожие смотрят на армянского воина. Во взорах людей легко
заметить восхищение, надежду и любовь к армянскому рыцарю в защитном камуфляже.
Да, армяне испокон веков любили и боготворили своих воинов,
стремились быть похожими на них, мечтали оказаться на их месте, влиться в их
ряды. Но если веками к этой любви примешивалось еще и чувство уважения и
почитания, испытываемого простолюдином к собственным дворянам, из которых и
состояло армянское войско, то ныне все понимают: наша армия – это наши дети. И
состоит она сплошь из юных рыцарей! А от нашего отношения к Армянскому Воину
зависит благополучие наших государств и безорасность армянского народа. Перед
нами тот же враг, кому привычнее и удобнее воевать с населением, чем с армией.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.