Analitika.at.ua.
Организационные и политические аспекты эффективного функционирования
коммуникационных коридоров в интересах России, Ирана, Армении и Китая.
Растущая потребность в межконтинентальных транспортных
перевозках государств Азии, стран Индокитая, Ближнего Востока и Европы,
конкуренция на рынке международных транспортных услуг заставляют рассматривать
новые экономически выгодные варианты транспортных сообщений между Европой и
Азией. В этой связи вопрос о коммуникационной связи между Россией и Арменией
стоит достаточно остро в силу относительной изолированности республики,
усугубившейся после августовской войны 2008 года России с Грузией. Даже топливо
для российской военной базы в Гюмри приходится доставлять из Ирана.
В случае дальнейшего охлаждения отношений между Москвой и
Баку ситуация может еще более усугубиться. А охлаждения эти неизбежны, как бы
ни хотелось в это не верить и что бы ни говорили аналитики, политологи и прочая
публика. Ильхам Алиев уже давно нашел хозяина в лице США и их союзников (в
данном случае - Израиля, через который идет вся американская военная помощь и
поддержка). И если для кого-то размещение американских военнослужащих в
Азербайджане является тайной, то для многих этот секрет полишинеля уже не
существует. То, что территория республики готовится под большую военную базу
перед предстоящей войной с Ираном, не секрет не только для Исламской
Республики, но и для многих государственных деятелей, политологов и аналитиков
в разных странах мира. Да и сам Азербайджан вооружается с небывалой мощью. Для
кого готовится это смертоносное оружие? Только ли для возвращения Карабаха, как
об этом твердят из Баку на каждом перекрестке?
Проверка России на прочность была проведена Азербайджаном
виртуозно: это история с пролонгацией договора об использовании Габалинской
РЛС. Нет никакого сомнения, что решение по этому вопросу принималось не в Баку,
а, скорее всего, по прямому приказу из Вашингтона от хозяев, которым служит
Ильхам Алиев. Свертывание российского военного присутствия в Габале
представляется неизбежным вследствие неприемлемых и просто грабительских
условий, выдвигаемых официальным Баку. Азербайджан усиленно и планомерно
наращивает политическое и военно-техническое сотрудничество с США и НАТО, хотя
тщательно скрывает это. Не просто эфемерность, но и бессмысленность какого-либо
торга с Азербайджаном в вопросах, касающихся национальных интересов Российской
Федерации, была очевидна и ранее. Сейчас же, по мере роста внешнеполитических
амбиций азербайджанских лидеров, густо замешанных на оголтелой армяно-, ирано-
и (во всевозрастающей степени) русофобии, их деструктивная деятельность против
России будет принимать все более явственные очертания.
В этой связи российско-иранские и российско-армянские
контакты с перспективой формирования устойчивой геополитической и экономической
оси Москва - Ереван - Тегеран имеют особое значение, равно как и актуализация
наработанных ранее методик в новых условиях. В ближайшие 5-7 лет ожидается рост
внешнеторгового оборота между странами Европы и Азии в 1,5-2 раза. Поэтому для
активизации армяно-российских торгово-экономических и иных связей потенциально
может быть восстановлен и эффективно функционировать паромный маршрут
Астрахань/Оля (Россия) - Энзели (Иран) и далее по суше до Мегри. Данный маршрут
успешно, хотя и относительно недолго, работал в первой половине 90-х годов во
время войны в Нагорном Карабахе.
Об укреплении торгово-экономических связей между Ираном и
Арменией свидетельствуют следующие цифры. В 2007-2011гг. объем товарооборота
вырос с $180 млн до $323 млн. Некоторые новые возможности появились и в связи с
подписанием в сентябре 2000г. Россией, Индией и Ираном межправительственного
соглашения о создании международного транспортного консорциума "Север -
Юг". Документ вступил в силу 16 мая 2002 года, он предусматривает
поддержку тремя странами транзитного транспортного сообщения от Балтийского до
Аравийского моря и индийских портов. Этот путь проходит через территорию
России, Каспийское море, Иран и Персидский залив - по суше и по воде. Пока только
обозначенный как направление коридор "Север - Юг" сулит крупнейший
переворот во всей евро-азиатской торговле. Россия (видимо, в рамках данного
проекта) подписала в 2004г. с Ираном "Соглашение об организации
транспортного маршрута между портами Астрахань и Энзели".
Неудивительно, что в свое время успешный опыт работы
каспийского парома в контексте вступления в силу вышеотмеченного документа
вызвал активные обсуждения. В этом контексте некоторые эксперты усмотрели
серьезную возможность решения проблемы выхода Армении из коммуникационного
тупика и налаживания регулярной связи с Россией. В середине 2000-х гг. даже
прозвучала идея о создании на Каспии ОАО "Каспийское морское
пароходство", в числе учредителей которого могли бы выступать помимо напрямую
заинтересованных стран (Россия, Иран, Армения) также и Европа, и США.
В связи с вероятными планами по реализации этой идеи
отмечалось, что это пароходство обеспечивало бы грузоперевозки по маршруту
Энзели - Астрахань, а дальше - по Волге и Дону и другим судоходным рекам России
в Европу. Очевидно, в обратном направлении могли бы транспортироваться грузы
для Армении, перевалка которых на автомобильный транспорт осуществлялась бы в
том же порту Энзели, расстояние от которого до Армении, особенно в случае
завершения строительства тоннеля Мегри - Каджаран (при организационном и
финансовом содействии Ирана), была бы эквивалентна примерно одному световому
дню. Первоначальная идея паромной переправы была трансформирована в предложение
использовать суда типа "река-море", которые, по мнению ряда
аналитиков, являются наиболее дешевыми и универсальными видами водного
транспорта, способными "обеспечить экономические связи Армении с огромным
географическим пространством".
Это подтверждается и личным опытом автора, строительством
ускоренными темпами в 60-70-е годы ХХ века крупных жилых и административных
массивов в Тольятти для Волжского автозавода (ВАЗ), в Набережных Челнах для
Камского автозавода (КамАЗ).
Наряду с европейским направлением, по мнению некоторых
специалистов, использование порта Энзели обеспечит экономические связи Армении
также с государствами Центральной Азии. Проект мог бы получить
институциональное значение, став важным прецедентом в целях
"самоорганизации нации для решения общеармянских проблем, действенным
стимулом к объединению усилий соотечественников за рубежом".
Власти Ирана по некоторым причинам, о которых можно только
догадываться, не дали хода реализации проекта. Возможно, свою роль сыграли
также недостаточная скоординированность действий других армянских организаций и
официального Еревана, а также внешний фактор - наличие у данной идеи
влиятельных противников. И хотя этот вопрос регулярно поднимается в ходе
двусторонних встреч и неформальных обсуждений, он не получил окончательного
положительного решения. Причин много: это и недостаточно активное
задействование имеющихся лоббистских возможностей, и наступление
финансово-экономического кризиса, и падение интереса со стороны инвесторов в
связи с обострением политической ситуации вокруг Ирана...
Тем не менее возвращение к данной идее вполне возможно, но
она должно решаться на новом уровне. Необходимо учитывать, что объективным
недостатком маршрута Астрахань - Энзели является его протяженность и как
следствие - значительная затратность. В то же время его геополитическая роль
для укрепления позиций России не только на Южном Кавказе, но и на Ближнем
Востоке (Иран) чрезвычайно важна. И это, видимо, как раз тот случай, когда
национальные интересы органично дополняются экономическим прагматизмом.
Возобновление работы маршрута не только создаст дополнительные возможности для
Армении, блокируемой Турцией и Азербайджаном, но и даст дополнительный импульс
российско-иранской торговле (чему, без сомнения, будет активно сопротивляться
произраильское и прозападное лобби).
Развитие транспортно-транзитного комплекса Астрахань -
Энзели будет иметь еще и принципиальную важность. Дело в том, что его проекты
имеют межгосударственную, общефедеральную важность, тесно взаимосвязаны с
развитием экономики и социальной сферы субъектов региона. Сегодня портовые
комплексы Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов перерабатывают свыше 31
млн тонн грузов (без нефти), а могут в два раза увеличить переработку.
В последнее время Иран предпринимает меры по упрочению
логистических связей снабжения, производства, сбыта, в том числе в северном
направлении, и здесь паромная дорога на Энзели могла бы оказаться весьма
удобной для России.
Конечно, могут возразить, что в нынешней ситуации, когда
идет нагнетание вокруг иранской ядерной программы в частности и всего Ирана в
целом, возрождение, а уж тем более реализация данной идеи представляет
определенные затруднения. Тем не менее следует учитывать и то, что сама
информация во многом носит пока пропагандистский характер. То же самое
происходит и вокруг Сирии, где средства западной информации не гнушаются давать
"картинки" из других стран и всячески раздуваются с определенной
целью масштабы происходящего. Кроме того, следует учитывать, что во всех
отношениях Иран - это далеко не Ирак, не Египет и даже не Сирия. Наряду с этим
отметим также, что в условиях малоэффективных, но все-таки применяемых санкций
в реализации данного проекта будет чисто политически (в качестве своеобразного
выхода из международной изоляции) заинтересован в первую очередь сам Иран.
О России и об Армении в данном контексте и говорить не
приходится, ибо это приведет к возрождению геополитического аспекта проекта
"Север - Юг", который в этом ключе сумеет составить и существенную
альтернативу явно антироссийскому и антииранскому проекту (уже давно активно
осуществляемому в регионе) "Восток - Запад". Возвращаясь же к чисто
финансовому аспекту, отметим лишь, что даже при наличии большей затратности (а
ведь теоретически, полагаем, можно найти все-таки формы гибких тарифных ставок)
в сугубо геополитическом аспекте его роль окажется несравненно большей и явно
будет стоить тех денег, которые в него будут вложены.
Предметом особой проработки является возможное привлечение к
проекту (в том числе и в сухопутной его части Энзели - Мегри) китайских
инвесторов. Судя по ряду косвенных признаков, Китай, понесший в последние годы
ряд серьезных потерь в Северной Африке и на Ближнем Востоке, готов играть на
Южном Кавказе в направлении как минимум не противоречащим интересам Еревана и
Степанакерта. Кроме того, интересы Москвы, Тегерана и Пекина в сдерживании
американской и турецкой экспансии на Кавказе объективно совпадают. С
технологической точки зрения, у Китая есть серьезные возможности по прокладке
железных дорог в условиях сложного горного рельефа местности, что является
актуальным, в том числе в плане возможной прокладки железной дороги от Мегри до
восточной оконечности Араратской долины. Но здесь, конечно, у Москвы гораздо
больше возможностей, чем у Пекина и Тегерана.
К сожалению, позиция России до некоторой степени
индифферентна и не вполне продумана в плане инвестиционно-экономической
политики. Активность не подразумевает лишь наличие РЖД, Газпрома, Билайна и
т.д. Так, например, многие, переданные в свое время Арменией российской стороне
в счет госдолга предприятия, насколько известно, так и не были реабилитированы.
Но если они должны "лежать" мертвым грузом и никак не использоваться
для дальнейшего укрепления экономики Армении, то их следует, по крайней мере,
выставить на тендер, а бывшим владельцам вернуть затраченные суммы. Думаю, что
найдется достаточно желающих приобрести их и вновь запустить.
Армянские и иранские власти официально утвердили проект
железной дороги Иран - Мегри - Ерасх в 2009 году. Но до сих пор не определены
конкретные источники финансирования для 470-километровой железной дороги,
которая будет проходить в основном через территорию Армении. По неофициальным
оценкам, ее общая стоимость менялась от $1млрд до $4 млрд. Примечательно, что
именно Китай рассматривается правительством Армении в качестве потенциального
источника финансирования этого проекта. Министр транспорта и связи РА Манук
Варданян в 2010 году заявил о стремлении Еревана привлечь под соответствующие
цели около $1 млрд китайских кредитов. Глава МИД Китая Ян Цзечи обсуждал этот
вопрос с премьер-министром Тиграном Саркисяном в феврале 2011 года.
Пресс-служба правительства РА указала на проявленный китайской стороной
интерес, отказавшись раскрыть подробности. Дополнительными экономическими
аргументами для Пекина было бы приобретение еще одного экспортного выхода
китайских товаров на европейские и постсоветские рынки. Варткез АРЦРУНИ, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.