Analitika.at.ua. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребен, а затем воскрес сын Божий Иисус Христос.
Поиски места казни и захоронения Иисуса продолжались на протяжении нескольких веков. В 313 году император Константин Великий прекратил гонения на христиан, но вражда между язычниками и сторонниками новой веры продолжалась. Особенно остро она проявлялась в Иерусалиме, который в то время носил имя Элия Капитолина.
Население города, священного и для христиан, и для иудеев, было в основном языческим. В 314 году епископом Иерусалимским стал Макарий, человек весьма энергичный, поставивший себе целью истребление языческих культов. Идея поиска места, где был погребен Иисус после распятия, принадлежала именно ему.
Доподлинно неизвестно, почему Макарий предложил искать гробницу там, где в то время стоял храм Венеры. Нет никаких свидетельств, ни письменных, ни археологических тому, что место погребения Спасителя находилось именно в этой части Иерусалима.
Как бы то ни было, в 325 году, на Никейском соборе, Макарий добился от императора разрешения на уничтожение в этом районе всех языческих храмов – ради поисков гробницы Спасителя. И начались работы.
Снеся один языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом древнее еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом. Осталось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса.
Неизвестно, какими критериями пользовались "поисковики", но их выбор пал на склеп с круглой откатывающейся плитой – такого типа крышек погребальных камер было найдено здесь четыре.
Император Константин в письме к епископу Макарию расценил эту находку как "великое чудо" и впоследствии повелел построить над найденной гробницей храм.
Первая церковь была заложена святой царицей Еленой и строилась под руководством епископа Макария Иерусалимского. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста.
Результатом многолетних работ стал монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями раннехристианских авторов.
Он состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит "Воскресение"), в центре которого располагался Гроб Господень, далее помещалась базилика – Великая церковь.
Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Сооружение богато украсили разными породами мрамора, драгоценным литьем и искусными мозаиками.
Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года. В память об этом событии в православной церкви в этот день отмечается праздник Обновления Храма.
Комплекс просуществовал без изменений до 614 года – времени завоевания Иерусалима персидским царем Хозроем. Строения были сильно повреждены персами, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, все разрушенное было восстановлено в 616–626 годы.
Второе крупное разорение храма Гроба Господня произошло в 1009 году – когда халиф Эль-Хаким, прозванный "безумным", подогреваемый слухами и наговорами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение в его окрестностях всех христианских храмов.
Результатом тех варварских деяний арабов стало полное безвозвратное разрушение базилики и серьезные повреждения всего храмового комплекса.
Право на восстановление – в обмен на открытие мечети в Константинополе – император Константин VIII выторговал уже у сына Эль-Хакима. "Капитальный ремонт" Гроба Господня продолжался дольше, чем его застройка. Но результат не шел ни в какое сравнение со своим предшественником.
"Новую жизнь" храм увидел во времена крестоносцев, которые в середине XII века с размахом отстроили комплекс в величественном романском стиле. Рыцари не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса. Кольцевые опоры ротонды, называемые "столпами Елены", можно видеть в храме и до сих пор.
Главной же заботой крестоносцев было сооружение новой Великой церкви – Кафаликона, – примкнувшей с востока к ротонде, а заключительным "аккордом" всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни.
Впоследствии храмовый комплекс повреждался несколькими землетрясениями и пожарами, но каждый раз был восстановлен архитекторами из разных стран. В 1860-х годах над храмовой ротондой соорудили стальной полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальную постройку времен Константина Великого. В таком виде храм Гроба Господня существует и по сей день.
В середине двадцатого века планировалась существенная перестройка храма, которой помешала Вторая мировая война. В конце 1950-х годов началась основательная реставрация здания. Она ведется до сих пор.
Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду с огромным куполом, соборный Храм, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Главный христианский храм разделен между шестью конфессиями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Комплекс строений благополучно пережил десятки веков и ныне является одной из самых популярных достопримечательностей в мире.
Максим Кондратьев
Источник: Pravda.ru |