Analitika.at.ua. Процесс над вторым главным действующим лицом в событиях 1-2 марта 2008 года, главным редактором газеты "Айкакан жаманак" Николом Пашиняном начался во вторник в здании суда общины Шенгавит под председательством судьи общин Кентрон и Норк-Мараш Мнацакана Мартиросяна. Начался с ходатайств защиты, заявившей для начала отвод судье.
ДО ЭТОГО ПОДСУДИМЫЙ В ЗАЯВЛЕНИИ В УЛЬТИМАТИВНОЙ ФОРМЕ предупредил, что если вдруг его по какой-либо причине удалят из зала суда, то он тут же откажется от адвокатов, чтобы суд не смог продолжить заседание. Как "журналист, гражданин и политический деятель", Пашинян пообещал до конца бороться с этим "преступным режимом". После этого борьба развернулась с новой силой в рамках ходатайства о самоотводе судьи.
Адвокат Лусине Саакян обосновывала отвод тем, что Мартиросян уже вынес несколько приговоров по делам "1-2 марта", где охарактеризовал события массовыми беспорядками, между тем "такого не было". Развивая эту версию защиты, надо согласиться, что 1-2 марта были не беспорядки, а массовые народные гулянья, в ходе которых некоторые участники веселья из любопытства проверяли камнями прочность полицейских щитов, спорили, зажжется ли с первой попытки бесхозная машина, хорошие ли напитки для бесплатной дегустации выставлены в гастрономе "Ереван-Сити" и, наконец, стоит ли переобуваться в новые ботинки в день бесплатно открытых дверей в магазине "Роберто"...
Судье вменялось в вину, что он допустил ряд нарушений УПК до открытия заседания, не изменил меру пресечения (арест) Пашиняна, включил в список свидетелей лишь тех, кто давал показания против подсудимого, не прекратил уголовного преследования абсолютно невинного Н.П. Ходатайство завершалось предостережением о том, что отказ будет означать, что Мартиросян абсолютно не разбирается в законах и выполняет заказ.
Н.ПАШИНЯН ДОПОЛНИЛ ХОДАТАЙСТВО ССЫЛКОЙ на столь авторитетный источник информации, как ОО "Транспаренси интернэшнл", по опросам которого в Армении все разновидности власти насквозь коррумпированы. При этом слово "коррумпированный" в пятиминутной речи Н.П. звучало куда чаще, чем словосочетание "дорогой Леонид Ильич" в отчетном докладе какого-нибудь среднеазиатского партийного лидера на очередном съезде КПСС в застойную брежневскую эпоху.
Прокуроры К.Пилоян и А.Арутюнян призывали не политизировать процесс и указывать на реальные и существенные факты, позволяющие усомниться в беспристрастности судьи. Мартиросян ушел выносить решение, публика у дверей суда ушла с ним на перерыв, потом, через 2 с половиной часа, все вернулись к исполнению обязанностей. Судья отклонил ходатайство как необоснованное, защита попросила 5-минутного приватного свидания (кстати, он сидит между двумя адвокатами) с подсудимым. Мартиросян разъяснил, что в здании суда распоряжается доставивший Пашиняна конвой. Защита настаивала, говоря, что при свиданиях в СИЗО их разговоры тайно записываются и конфиденциальность нарушается. Судья повторил свои доводы, но, пойдя навстречу защите, прервал в 15.30 заседание до среды, чтобы защита могла поговорить обо всем с подсудимым в СИЗО, куда Мартиросян направит дополнительную бумагу, чтобы не препятствовали свиданиям.
В СРЕДУ ЗАЩИТА ЗАЯВИЛА О ТОМ, ЧТО МОГЛА БЫ ЗАЯВИТЬ ОТВОД СУДУ по еще одному основанию (что не обеспечивает возможности высказать ей мнение после мнения прокуроров), но считает это бесполезным делом, ибо Мартиросян все равно уйдет на пару часов и вернется с отказом. Секретарю суда отвода не заявили. Затем кратко представили подсудимого, отца троих детей, уроженца Иджевана, отчисленного с 5 курса ЕГУ. Затем судья официально представил прокуроров К.Пилояна и А.Арутюняна, и защита заявила отвод. Н.Пашинян говорил о заинтересованности Пилояна в исходе дела, о том, что до сих пор не выявлены виновники бойни 1 марта (кто стрелял, кто приказывал), что обвинение против него состоит сплошь из предположений, что Пилоян не обеспечил объективного и всестороннего расследования дела...
Л.Саакян прибавила к сказанному, что К.Пилоян возглавлял группу по расследованию нарушений на выборах и в результате фактам о массовых фальсификациях не было дано должной оценки, а ведь о них свидетельствовали международные наблюдатели и пресса. Здесь я вынужден напомнить о том, что все в последнее время дружно игнорируют. Оценка этих самых международных наблюдателей умышленно замалчивается, а ведь они (не ленитесь, почитайте прессу тех дней) - и западные, и из СНГ - дружно отмечали прогресс 19 февраля "по сравнению с предыдущими выборами", но после успешной операции "1 марта" их эта оценка отошла на второй план.
Прокуроры были против ходатайства. Судья ушел размышлять на свой любимой срок - 2 часа. Вернувшись, отклонил и спросил, есть ли у сторон ходатайство о дополнении дела новыми доказательствами? Адвокат Ерванд Варосян зачитал уже адресованное до этого суду ходатайство о прекращении уголовного дела, которое не рассматривалось, потому что заседание уже было назначено.
Содержание этого многостраничного документа показывало, какую стратегию избрала защита и как она собирается вести полемику с обвинением. Тем, кто внимательно читал аодовскую прессу последних лет, нет нужды объяснять ту версию событий 1 марта, которую последовательно озвучивают радикальные оппозиционеры. Но юристам следовало бы быть осторожнее, называя выборы президента сфальсифицированными, а, к примеру, митинг сторонников С.Саркисяна (титул не упомянут. - А.Т.) на пл.Республики провокационным и устроенным для развязывания столкновений между двумя лагерями. Действия собравшихся у памятника Мясникяну назывались исключительно конституционными, в рамках самообороны, а действия полиции - незаконными. Массовых беспорядков не было, а если даже согласиться, что были, то Н.Пашинян и другие демонстранты к ним не причастны. Наоборот, Н.П. сделал все, чтобы столкновений не было. А посему обвинение по беспорядкам и насилию в отношении представителя власти (ст.316 (1)) беспочвенно, дело надо прекратить.
Судья не рассмотрел ходатайство как несвоевременное. Защита, как и во вторник, попросила свидания с подсудимым в зале суда. Судья повторил свои прежние доводы, десятиминутный формальный перерыв делу не помог, и защите, намеревающейся обсудить с Пашиняном нюансы новых ходатайств, пришлось просить о переносе заседания, чтобы встретиться с подзащитным в изоляторе. Судья перенес слушание на сегодняшний четверг.
А.ТОВМАСЯН
Источник: Голос Армении |