Analitika.at.ua. В статье «Турецко-азербайджанские разногласия перерастают в противоречия», опубликованной в номере от 22 октября «Азг» коснулась строптивого поведения Азербайджана, обусловленного армяно-турецкими протоколами. Поведение это проявилось еще 6 сентября 2008 года, когда президент Турции Абдулла Гюль, откликнувшись на приглашение президента РА Сержа Саркисяна, вместе с супругой посетил Ереван. Другой причиной проявления непокорности послужили секретные армяно-турецкие контакты в столице Швейцарии Берне, о которых, по свидетельству министра ИД Турции Ахмеда Давутоглу, договоренность была достигнута еще в августе 2007 года.
20 октября газета «Хюрриет» по поводу поведения Азербайджана написала, что, вопреки предупреждениям президента Ильхама Алиева, Турция продолжила секретные дипломатические контакты с Арменией. В ответ на это власти Баку под предлогом восстановительных работ в апреле закрыли мечеть, построенную религиозным ведомством Турции в сквере Шехидов в Баку. По всей вероятности, это было противодействием совместному заявлению Армения-Швейцария-Турция о «дорожной карте», потому что она была оглашена в ночь на 23 апреля.
За закрытием мечети последовал визит Алиева в Москву, где он заверил президента РФ Дмитрия Медведева, что Азербайджан готов присоединиться к тому проекту, который предложит Россия в качестве альтернативы Nabucco. По свидетельству «Хюрриет», заверения Алиева для Анкары имели эффект холодного душа.
Кстати, до этого группа азербайджанок-депутатов, отправившись в Анкару, выразила беспокойство Азербайджана президенту Гюлю по поводу армяно-турецкого сближения, а затем выразила свое недовольство правительством Эрдогана руководителям оппозиционных Народно-республиканской партии и партии Националистическое движение. Они даже поднялись к мавзолею Ататюрка для выражения своего протеста. А в эти дни в Стамбуле проходил второй международный форум турецко-испанской совместной инициативы «Союз цивилизаций». Хотя и в работе форума принял личное участие президент США Барак Обама, однако приглашенный на мероприятие Алиев не пожелал принять в нем участие. Он отказался также принять участие в церемонии подписания проекта Nabucco, которая состоялась в июле в Анкаре.
Для того чтобы сдержать Азербайджан в мае в Баку направился премьер-министр Турции Эрдоган. Он выступил в Милли Меджлисе, заверив, что Турция не откроет армянскую границу, пока не ликвидирована оккупация Нагорного Карабаха. Однако его слова оказались не в состоянии рассеять сомнения азербайджанской стороны.
Подписание армяно-турецких протоколов 31 августа беспрецедентно обострило отношения Баку с Анкарой.
Присутствие на ответном футбольном матче президента РА, которое состоялось 14 октября в Бурсе, и запрет поднятия азербайджанского флага на стадионе вывели из состояния равновесия Азербайджан.
Как отмечает «Хюрриет» это послужило поводом, чтобы понятие «одна нация - два государства» дало трещину. За этим последовало снятие турецких флагов в сквере Шехидов в Баку. Более того, для дачи разъяснений в МИД в Баку был приглашен военный атташе посольства Турции в Азербайджане. Азербайджан посредством атташе нотой протеста предупредил Анкару за «оскорбление азербайджанского флага». Не запоздала и ответная нота Турции.
22 октября, в создавшейся напряженной обстановке в Баку направился Давутоглу для участия во встрече с министрами ИД организации ЧЭС. Отметим, что в это время этого визита Давутоглу вместе с Эльмаром Мамедъяровым посетил сквер Шехидов (напомним, что Баку снятие турецких флагов в сквере мотивировал действующим в стране законом о флаге).
Как написала газета «Заман», здесь Давутоглу, в присутствии Мамедъярова, заявил: «Закон о флаге действует и в нашей стране. Однако мы этот закон не распространяем на Азербайджан. Азербайджан в этом смысле исключение. Для нас флаг Азербайджана не иностранный флаг. Мои соотечественники (речь о воинах Нури-паши - палачах армянского народа) погибли в этой стране и здесь покоится их прах. 72-милионное население Анатолии готово погибнуть во имя Азербайджана, если это будет нужно. Хорошо знайте об этом».
Проблема, конечно, не во флаге, а в сомнениях и недоверии Азербайджана по отношению к заверениям президента, премьер-министр и министра ИД Турции по поводу Нагорного Карабаха, и в вероятности сближения Баку с Москвой в условиях обострения турецко-азербайджанских отношений. Какое влияние будут иметь слова, сказанные Давутоглу в сквере Шехидов, покажет время. Но что встреча министров ИД организации ЧЭС осталась в тени напряженности Анкара-Баку - очевидно.
Акоп Чакрян
Источник: AZG.am |