Пятница, 19.04.2024, 13:29
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Апрель » 23 » Армянские священники отстояли свои права в драке с греками
Армянские священники отстояли свои права в драке с греками
17:12

В воскресенье в Иерусалиме в Храме Гроба Господня произошло столкновение между армянскими и греческими священнослужителями. Информацию об инциденте растиражировали едва ли не все мировые информагентства. Причем зачинщиками драки представляют именно армян. Между тем в действительности ситуация была несколько иной.

20-го апреля православные христиане отмечали Вербное воскресенье. (Армянская Апостольская церковь этот праздник отметила еще в марте.) В связи с праздником, предшествующим Пасхе, в Храме Гроба Господня греко-православная церковь проводила службу. Согласно канонам, действующим уже несколько столетий, каждая из конфессий имеет конкретный час для проведения церковной службы в часовне Гроба Господня. Процессия армянских священников подошла к часовне ровно в назначенное графиком время. Однако греческие иерархи не освободили помещение. Священника, обратившегося с просьбой поспешить, не удостоили ответа. Когда армянам пришлось напомнить о требовании действующих канонов, завязался спор, который очень скоро перерос в потасовку. Греческого священника вынудили уступить место. Но сотни соотечественников, ожидавших у дверей, вступились за него. В храме завязалась самая настоящая драка, в результате которой несколько человек получили ссадины и ушибы. (Греков, естественно, было больше, так как в воскресенье был православный праздник.) Но хотя в драке больше пострадала именно армянская сторона, оба участника драки, задержанные израильскими полицейскими, оказались армянами. Таким образом, полиция косвенно встала на сторону греков, создав почву для тех самых необоснованных трактовок, которыми пестрит мировая пресса. Задержанных препроводили в отделение полиции, которое, кстати, находится на территории Армянского квартала Иерусалима. Перед зданием полиции возникла стихийная демонстрация протеста. Сюда стали сходиться десятки жителей соседних армянских домов. Но скандировать и распевать патриотические песни им пришлось недолго. Получив разъяснения и убедившись в том, что отец и сын Апо и Сероб Саакяны ни в чем не виновны, полиция отпустила их.

Суть инцидента останется непонятой, если не напомнить предысторию и не разъяснить причины затяжного противостояния между армянской патриархией Иерусалима и местными иерархами Греческой Православной церкви. Дело в том, что греки уже много столетий тщетно пытаются добиться обретения в Храме Гроба Господня особого статуса. Между тем равенство трех основных конфессий — Греко-православной, Армянской Апостольской и Римско-католической — официально закреплено принятым еще в годы Османского правления соглашением. Этот “статус-кво” действует и поныне. Он фиксирует в том числе и равные права на время и продолжительность церковных служб на всей территории храма, включая и часовню Гроба Господня. Но греки апеллируют к фирману, подписанному в VIII веке османским султаном, согласно которому православным вменено в почетную обязанность обеспечивать охрану часовни. Этого права греки удостоились за то, что в свое время потушили пожар, едва не спаливший Гроб Господень. Как Армянская Апостольская, так и Римско-католическая церкви признают это право, но не приемлют попытки греков обрести едва ли не полный контроль над главной христианской святыней. При этом из-за претензий греческой патриархии на особый статус страдают обычно именно армяне, так как, согласно принятому регламенту, армянская процессия обходит святые места Храма сразу после греческой.

Таким образом, становится ясно, что демонстративное нарушение греческими священнослужителями действующего не первый век регламента, определяющего очередность проведения церемоний, не может не восприниматься в контексте древнего спора относительно равноправия конфессий. Армянские иерархи имели все основания воспринимать поведение православных собратьев как демарш, призванный продемонстрировать пренебрежение требованием “статус-кво”. А практика показывает, что, если хоть раз одна из конфессий что-то уступает другой конфессии, это входит в правило. Как это ни прискорбно, но подобные суровые законы действуют даже в Храме Божьем. Так что армянские священники, призвавшие греков к порядку, действовали строго согласно принятым правилам, осознавая свою ответственность за неприкосновенность прав Апостольской церкви. А западные журналисты, представившие инцидент как бытовую драку и возлагающие ответственность за случившееся на армянских священников, либо осознанно вводят в заблуждение, либо просто не знают предысторию конфликта.

В последний раз серьезное столкновение между греческими и армянскими священнослужителями произошло всего три с половиной месяца назад — после православного рождества в Храме Рождества Христова в Вифлееме. И опять же причиной стали провокационные действия православных. В церкви Рождества, как и в Храме Гроба Господня, три конфессии имеют равные права и примерно равную территорию. Но греки с некоторых пор стали претендовать на часть армянского предела. Откровенных поползновений они себе не позволяют, но никогда не упускают повод лишний раз продемонстрировать свои притязания. Так было и во время уборки, которую по традиции армяне и греки проводят в помещении храма после рождественских праздников. Каждая конфессия отвечает за уборку своего предела. Греки, установив лестницу на части, принадлежащей армянской патриархии, вознамерились наводить там чистоту. Это, естественно, вызвало соответствующую реакцию армянских священников, которые потребовали убрать лестницу. В результате возникла драка, в которой приняли участие примерно 80 человек — около 50 греков и почти 30 армян. Участников драки, использовавших в качестве оружия швабры, веники и лопаты, палестинской полиции удалось разнять с помощью щитов и дубинок. Из пятерых раненых трое оказались армяне. И хотя в тот раз полицейские никого не задержали, мировые средства массовой информации вновь, не углубившись в суть конфликта, в качестве зачинщиков драки упоминали армян.

Скоро православный мир будет отмечать Пасху. К этому празднику готовятся не только греки, русские, болгары, сербы и грузины, но и израильские полицейские. Дело в том, что в четверг, предшествующий Пасхе, почти каждый год бывают столкновения между армянскими и греческими священниками. Причина опять же связана с оспариваем греками принципа равноправия конфессий. Православный патриарх уже в который раз пытается пресечь участие представителя армянской патриархии в таинстве возгорания Благодатного огня в Храме Гроба Господня. Иерархи Апостольской церкви не намерены уступать и готовы любой ценой отстаивать свои права. К сожалению, иногда для этого приходится применять силу. Имея в виду то, что за последние четыре месяца между армянами и греками уже дважды вспыхивали конфликты, можно предположить, что в ходе предстоящего православного праздника у иерусалимских полицейских будет достаточно работы.

Артем ЕРКАНЯН (Новое Время)

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 2949
Календарь новостей
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru