В конце июня 2007-го первый заместитель генерального директора «Укрспецэкспорта» А. Коваленко провел с руководством компании закрытое совещание, в ходе которого от имени президента Ющенко потребовал повысить гриф секретности информации, касающейся поставок продукции военного назначения, до уровня «Совершенно секретно».
Какие же тайны должен скрывать этот гриф? Ведь никаких новых, заслуживающих засекречивания видов оружия Украина не производит.
Под этим грифом пытаются скрыть тот факт, что оружие поставляется туда, где оно используется не для обороны от возможного агрессора, а для агрессии. Речь идет о горах оружия, жертвами которого уже стали многие мирные жители Кавказа, других конфликтных регионов.
Итак, расследование «2000».
Мы неоднократно обращались к теме российско-украинских отношений сквозь призму ввязывания Украины в конфликты на Кавказе. Ни для кого не секрет, что Киев (в лице «оранжевых») выступает в качестве военно-технического донора, проще говоря — военного союзника Грузии против России. Такая политика президента Ющенко, безусловно, имеет негативные последствия для Украины.
В марте 2005-го новый на тот момент президент Украины представлял «своего» главу «Укрспецэкспорта» — структуры, являющейся основным торговцем украинским оружием (специальную и военную технику в Украине производят около 1,5 тыс. компаний — ее основным экспортером является «Укрспецэкспорт» и его дочерние предприятия «Укроборонсервис», «Укринмаш» и «Прогресс»).
Виктор Андреевич ставил амбициозные задачи: «Мы отсутствуем на некоторых рынках не из-за дефицита предложений, а из-за дефицита политической воли и последних скандалов». Главный вопрос для «Укрспецэкспорта», говорил Ющенко, «как наши колоссальные возможности представить на этих рынках». Основная задача компании, указывал он, «выход на новые технологии»: это должен быть «выход на акценты производства, а не на капитальные ремонты». «От торговли оружием компания должна перейти к производству вооружений», — требовал президент.
Правильные слова. Но воплотить в жизнь эти амбициозные цели — реализовать «колоссальные возможности» Украины, выйти на «новые технологии» без кооперации с Россией невозможно. Проамериканский, пронатовский курс Ющенко, о чем прямо предупреждали из Москвы, неизбежно ведет к разрыву кооперационных связей и, соответственно, к уничтожению украинской оборонной промышленности.
К примеру, экс-министр обороны РФ, первый вице-премьер Сергей Иванов: «Степень координации между ОПК России и Украины исторически очень высокая... украинские руководители много говорят о перспективах вступления страны в НАТО. Это — суверенный выбор, он не обсуждается, но в случае вступления Украины в НАТО произойдет болезненный и достаточно дорогостоящий процесс разрыва кооперационных связей. Все должны понимать это» (14.06.2006 г., ИТАР-ТАСС).
Одной из важных составляющих внешнеполитического курса Ющенко, направленного на вовлечение Украины в орбиту Запада, в НАТО, является активность на пространстве ГУАМ, причем — с акцентом на военно-политическое сотрудничество. В частности, в Большой игре на Кавказе (регионе Каспия), которую ведут США и Россия, Вашингтон пытается снизить влияние Москвы посредством стран— членов ГУАМ.
А могут ли плодотворно развиваться украинско-российские отношения, в т. ч. в сфере сотрудничества в ОПК, если от украинского оружия погибают россияне?..
Ющенко неоднократно давал понять, что не против приблизить Украину к проблемам на Кавказе. Вспомним хотя бы его многочисленные заявления относительно отправки т. н. «миротворцев» в горячие точки региона. Виктор Андреевич готов был направить украинские контингенты во все конфликтные регионы сразу: Абхазию, Южную Осетию, Нагорный Карабах.
Активно продвигается идея формирования т. н. «миротворческого» батальона ГУАМ. Для тех же целей. Но тут трудности внутриполитического характера. В Верховной Раде до сих пор не ратифицирован устав ГУАМ. Наверняка возникнут и проблемы во время принятия решения об отправке украинских военных на Кавказ.
Иное дело — поставки украинского оружия!
Буквально в конце сентября очередное обострение в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. 26 сентября был обстрелян Цхинвали. Не украинскими ли снарядами? Ранее, 20 сентября, в результате боестолкновения в Ткварчельском районе (Абхазия) были убиты два российских офицера. Не украинским ли оружием?..
Вернемся к представлению г-ном Ющенко главы «Укрспецэкспорта» в марте 2005-го. Президент тогда, кроме прочего, заявил: «мы должны избегать сделок, которые бы заканчивались скандалами: на государство надо работать чистыми руками, в особенности в такой деликатной сфере»... Удалось ли?
Несмотря на декларации Ющенко о повышении открытости, прозрачности, легальности в том, что касается поставок оружия, одним из первых шагов нового руководства «Укрспецэкспорта» стало засекречивание работы на грузинском направлении. В конце марта 2005-го «Укрспецэкспорт» и министерство обороны Грузии подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве. При этом на вопросы журналистов о содержании документа пресс-секретарь «Укрспецэкспорта» Александр Ляшко ответил, что соглашение подписано с грифом «секретно», а потому его детали не подлежат разглашению (31.03.2005 г., «Главред»). Во время подписания присутствовал тогдашний секретарь СНБО П. Порошенко. В то же время на сайте президента появилась информация об указах секретного содержания. Не исключено, в них шла речь о военно-техническом сотрудничестве с Грузией. Добавим, что за время своего президентства Ющенко издал не один десяток секретных указов.
Уже в 2005 г. официальный Киев неоднократно обвиняли в связи с поставками оружия в Грузию. А 1 ноября 2005-го президент Южной Осетии Эдуард Кокойты даже заявлял о необходимости введения санкций против Украины (а также Польши и Болгарии) за поставки оружия в Грузию. Как отмечало руководство Южной Осетии, Грузия готовится к военным действиям в отношении своих отделившихся областей, а страны, поставляющие ей оружие, «потворствуют агрессии».
О том, что тогдашнее заявление Кокойты имело под собой веские основания, свидетельствуют нынешние признания экс-министра обороны Грузии г-на Окруашвили. 25 сентября в прямом эфире телекомпании «Имеди» Ираклий Окруашвили выдвинул обвинения Михаилу Саакашвили — в подготовке ряда убийств, в частности, Бадри Патаркацишвили, в создании «эскадронов смерти» и формировании «списков людей, приговоренных к расправе», в коррупции. А среди прочего Окруашвили поведал, что готовилась атака на Цхинвали. Экс-министр сообщил, что на совещании с участием президента Саакашвили, самого Окруашвили, главы МВД Мерабишвили и генпрокурора Зураба Адеишвили «крайним сроком взятия Цхинвали была определена весна 2006 года». Но впоследствии Саакашвили на нее не решился.
В июне 2006-го Эдуард Кокойты вновь сделал заявление на тему поставок украинского оружия в Грузию. 2 июня на пресс-конференции в Москве Кокойты сообщил, что Грузия «серьезно усилила свой военный потенциал» в зоне югоосетинского конфликта, «получив вооружение и тяжелую бронетехнику из Украины, Македонии и США». В частности: «По нашим данным, Украина поставила Грузии 13 вертолетов Ми-8, 40 боевых машин пехоты, 10 бронетранспортеров и несколько модернизированных танков Т-72», — заявил президент непризнанной республики. Поддержал обвинения Кокойты и глава российского МИД С. Лавров: Грузия «замышляет силовой вариант решения проблемы в Южной Осетии. Факт закупки огромного для норм обычной страны количества ударных боевых вооружений не может не наводить нас на подозрения» (02.06.2006 г., ИТАР-ТАСС).
В сентябре 2006-го страны ГУАМ инициировали скандал в ООН на тему «замороженных» конфликтов на Кавказе, требуя вывода российских миротворцев. В ответ на это 14 сентября российский МИД заявил, что Россия не выведет свои миротворческие контингенты из Абхазии и Южной Осетии «с учетом того, что большинство населения Абхазии и Южной Осетии составляют российские граждане». Иными словами: было сделано предупреждение, что Россия будет защищать (не исключено — силой оружия) своих граждан в Абхазии и Южной Осетии.
В интервью греческой газете «Катимерини» в сентябре 2006 г. вице-премьер и тогда министр обороны РФ Сергей Иванов заявил: «грузинские власти, причем не без поддержки ряда ведущих западных государств, всеми силами стремятся придать ГУАМ именно военно-политическую направленность... Это во многом обусловлено тем, что Тбилиси крайне заинтересован в эвентуальном использовании военного потенциала организации в миротворческой деятельности, при этом его главной целью является замена российских контингентов в Абхазии и Южной Осетии... Кроме того, наличие дополнительных сил на территории Грузии позволяет ее руководству не отказывать себе в желании в любой момент «поиграть мускулами».., а также дает возможность использовать их как дополнительные козыри в противостоянии с Сухуми и Цхинвали» (25.09.2006 г., «Интерфакс»).
В августе— сентябре 2006-го Россия обвинила НАТО в милитаризации Грузии. Этот вопрос был одним из центральных в ходе заседаний совета Россия— НАТО в Словении. И Сергей Лавров прямо обвинил некоторые страны НАТО в незаконной продаже оружия Грузии. То же самое сделал и вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов 28 сентября перед заседанием совета «Россия—НАТО»: «Некоторые государства — члены НАТО, которые сейчас модно называть молодой Европой, поставляют в Грузию вооружения, которые в свое время были поставлены в эти страны Советским Союзом с запретом их реэкспорта». Иванов охарактеризовал подобные действия как «прямое нарушение действующего соглашения в области контроля за обычными вооружениями» (ДОВСЕ) и «пиратство» (РИА «Новости»)... Вот, кстати, еще одно объяснение, почему Россия была вынуждена в нынешнем году наложить мораторий на исполнение обязательств по ДОВСЕ — бесконтрольные, незаконные поставки оружия в Грузию.
Члены НАТО вынуждены были умерить прыть. Однако... «После того как Россия предприняла ряд демаршей по поводу продажи Грузии партии мин и снарядов, Прага, Бухарест и Братислава приостановили выполнение своих обязательств. Но на помощь Саакашвили пришли другие верные друзья — Украина и государства Балтии. В прошлом году украинцы регулярно снабжали Тбилиси стрелковым оружием и бронетехникой. В этом — поставили ударные вертолеты Ми-24 и Ми-8, наземные станции корректировки артиллерийского огня и бронированные мостоукладчики. А на днях Грузии с Украины «подбросили» 40 танков Т-72 с украинскими — что интересно — экипажами», — сообщали российские «Известия» (24.08.2006 г.).
После публичных заявлений представителей российской власти о поставках оружия (в т. ч. незаконных) в Грузию этой темой заинтересовались эксперты. Как утверждал в октябрьском 2006 г. номере журнал «Экспорт вооружений» со ссылкой на реестр ООН, в 2002—2005 гг. в Грузию были поставлены 61 танк (51 Т-72 и 10 Т-55), 52 БМП-2, 30 БТР-80, 24 152-мм и 12 122-мм гаубиц, 6 установок залпового огня, 39 минометов калибра 120 мм, 12 штурмовиков Су-25К, 8 боевых вертолетов Ми-24 и Ми-35, 2 транспортных вертолета Ми-8МТВ, 12 многоцелевых вертолетов Bell UH-1H, 1 ракетный катер, 2 сторожевых катера и 2 малых десантных корабля. «Перечисленная техника поставлялась главным образом Чехией и Украиной», — указывало издание.
Вооружается Грузия преимущественно на деньги США. По утверждению издания «Зарубежное военное обозрение» (РИА «Новости», 23.10.2006 г.), «за истекшие 12 лет американцы предоставили помощь Грузии, в том числе в военной сфере, в размере 1,3 млрд. долларов». Так, в 2002—2004 гг. в рамках программы США «Обучение и оснащение», по данным Jane`s Sentinel Security Assessment, Russia and the CIS, было израсходовано 64 млн. долларов.
Стоимость другой американской программы — «Операция по сохранению стабильности», реализуемой с 2005 г., составляет 60 млн. долларов. Кроме того, безвозмездная помощь США осуществляется по программам «Финансирование закупок вооружения иностранными государствами (FMF)» и «Обучение и подготовка иностранных специалистов (IMET)». По программам FMF и IMET в 2005 г. США выделили Грузии 11,9 и 1,4 млн. долларов соответственно (в 2006-м и 2007-м объемы финансирования планировалось сохранить на уровне 2005 г.).
Именно американцы, согласно заявлениям представителей Компартия Украины в октябре 2006 г., оплачивали и поставки 40 танков и 4 ракетно-зенитных комплексов «Бук» в Грузию (о чем заявлял Петр Симоненко) и комплексов «Оса», ракет «земля— воздух» и самолетов Су-27 (об этом сообщал Георгий Крючков).
По данным российского сайта «Инфорос» (17.10.2006 г., ForUm), с приходом к власти «оранжевых» «Киев стал регулярно снабжать Тбилиси стрелковым оружием и бронетехникой. Так, в 2005 году, согласно официальным данным, предоставленным Украиной в регистр ООН, Грузии было поставлено 16 танков Т-72, 12 БМП-2 и 10 БТР-80, 6 артиллерийских систем 2СЗ, 6 вертолетов Ми-24 и 2 Ми-8МТ. Более того, чуть ранее Харьковский завод им. Малышева за 20 млн. долларов обязался отремонтировать и модернизировать грузинскую бронетехнику, а также обеспечить поставками новых образцов боевых танков». Для усиления контроля над своим воздушным пространством грузинская сторона закупила две радиолокационные станции 36Д6-М.
Сергею Иванову оставалось лишь заявить: «Я могу выразить надежду на то, что между Украиной и Грузией существуют юридические основания для поставок вооружений друг другу... Для начала — соглашение по военно-техническому сотрудничеству. Хотел бы выразить надежду (что такой документ имеется. — Ред.)» (20.10.2006 г., «Интерфакс»).
Сомнения Иванова, судя по всему, основывались на том, что часто используется схема непрямых поставок. Т. е. задействуются иностранные посредники, и выглядит так, что вооружения идут как бы вовсе и не в Грузию, а в другие страны. Хотя эти посредники действуют именно в интересах Минобороны Грузии.
В частности, «УРА-Информ» (24.10.2006 г.), ссылаясь на материалы грузинских СМИ, писал, что некоторые «сделки заключались не напрямую, а через иностранных посредников, в результате чего по украинской бухгалтерии оружие прошло как проданное в третьи страны». Например: в 2005—2006 гг. Грузия, пользуясь определенными пробелами в украинском законодательстве, приобрела у Киева через посредников оружие на общую сумму в 6 млн. долларов. Кроме того, на 5 млн. долларов было продано этой стране 122-миллиметровых гаубичных снарядов, 125-миллиметровых танковых боеприпасов и современных гранатометов. Так что, резонно указывало интернет-издание, «в вопросах взаимоотношений украинских Минобороны и «Укрспецэкспорта» с ВС Грузии отнюдь не все так чисто и гладко, как пытаются представить отечественные власть имущие».
Осенью 2006-го, по нашим данным, громкий российско-украинский конфликт из-за незаконных поставок оружия (а по иным данным — и посылке военных инструкторов) в Грузию не разразился только благодаря приходу к власти в Украине антикризисной коалиции. Москва решила не идти на обострение. В т. ч. в расчете на то, что такого рода практика будет прекращена. И если уж поставки оружия осуществляются, то, как верно отмечал С. Иванов, для этого должны существовать законные «юридические основания», и, раз уж все легально и не противоречит международному законодательству, — все должно быть транспарентно.
Нельзя не обратить внимание и на двойные стандарты Запада, в частности, США, которые любят поморализаторствовать на тему открытости и законности в вопросах торговли оружием. Как мы знаем, иногда из пальца высасывались скандалы о якобы незаконных поставках Украиной вооружений. К примеру, история с якобы поставкой «Кольчуг» в Ирак. Но то был Ирак — «чужие». Другое дело Грузия — «свои», Вашингтон закрывает глаза, даже больше — оплачивает поставки.
Ющенко боится открытости «Укрспецэкспорта»
Как безусловное свидетельство того, что Украина осуществляет тайные поставки оружия в, скажем так, проблемные страны и регионы, включая Кавказ, были восприняты экспертами шаги президента Ющенко в октябре 2006 г.
10 октября президент подписывает Закон № 185-V «Об управлении объектами госсобственности», поддержанный (21.09.2006 г.) в Верховной Раде 400 депутатами. Ранее президент накладывал на него вето, предлагая свои поправки. Последние были учтены во время повторного рассмотрения закона. Данным законом — во исполнение норм Конституции — были определены два главных субъекта управления госсобственностью — Кабинет Министров и Фонд госимущества. Этот же документ предписывает, что организация деятельности и руководство госпредприятиями (независимо от их специализации) находятся в исключительной компетенции Кабинета Министров. Данные нормы базируются на положениях Основного Закона, ст. 116 («Кабінет Міністрів України... здійснює управління об\'єктами державної власності відповідно до закону»).
Во исполнение указанного закона Кабмин принял постановление, которым внес изменения в устав «Укрспецэкспорта», устранив от руководства компанией президента и СНБО. Далее могли последовать и изменения в руководстве этой структуры.
На Банковой заволновались. И 16 октября Ющенко приостановил указанное постановление Кабмина (кстати, это был первый такой шаг президента в отношении актов правительства), обосновывая свои действия вопросами пресловутой национальной безопасности, под которую президент, как показала практика, подгоняет все что угодно.
«Речь идет о хозяйственной деятельности. Устав «Укрспецэкспорта» был утвержден Кабинетом Министров. Правительство только внесло изменения в документ, который само же раньше и приняло», — комментировал ситуацию глава Минюста А. Лавринович, поясняя, что своим постановлением Кабмин всего лишь привел устав «Укрспецэкспорта» в соответствие «к требованиям новой редакции Конституции и закона «Об управлении объектами государственной собственности». «Но, очевидно, кому-то хочется сохранить ситуацию, в которой данное предприятие находилось в автономном плавании», — добавил Лавринович (17.10.2006 г., «УП»).
В бесконтрольном, добавим, плавании. А раз «кому-то хочется», значит, этот «кто-то» очень заинтересован в отсутствии контроля за торговлей украинским оружием. Или чего-то боится. Например, что всплывет некая пикантная информация. Или что станет невозможной реализация определенных схем.
Как-то так тогда совпало, что президент «очнулся» (в смысле — сначала подписал закон, а потом решил его «подправить», не позволив правительству его реализовывать) в момент, когда прозвучали очередные обвинения в адрес «оранжевой» власти относительно тайных поставок оружия в Грузию.
17 октября 2006 г. коммунисты обвинили Ющенко в незаконном вооружении грузинской армии. Как заявил тогда лидер КПУ Петр Симоненко, под прикрытием президента Украина осуществляет нелегальную продажу оружия в эту страну. По его словам, «официальный Киев — это центр нелегальной торговли оружием». «Уже больше 40 танков продано в Грузию, а также продаются ракетные установки и комплексы, другие виды оружия», — сообщил он.
Симоненко подчеркнул, что подобные инициативы президента и его команды, которые позволяют незаконную продажу оружия в Грузию, приведут к тому, что Украина может стать «заложницей международных конфликтов». Скажем, такое военно-техническое участие Украины на стороне Грузии абсолютно очевидно наносит удар по выстраиванию стратегических отношений с Россией.
Парламентская фракция коммунистов пыталась инициировать создание в ВР следственной комиссии по фактам незаконной продажи оружия за рубеж. «Необходимо разобраться с «Укрспецэкспортом», создать комиссию по незаконной продаже оружия», — указывал Симоненко. Кроме политических издержек, по его мнению, за продажей украинского оружия стоят «миллионные доходы некоторых генералов», а факты нелегального экспорта вооружения скрываются при помощи организации пожаров на военных складах.
На этом фоне обвинений и требования КПУ разобраться с деятельностью «Укрспецэкспорта» Ющенко неожиданно приостановил действие постановления Кабинета Министров относительно... компании «Укрспецэкспорт».
К сожалению, тогда дело не довели до логического конца — до разбирательства в парламенте. Видимо, решили не обострять отношения с президентом. А зря.
По имеющимся данным контроль над «Укрспецэкспортом» нужен президенту в т. ч. и для поставок вооружений в усиленно милитаризующуюся Грузию. Сами американцы не желают особо «светиться» в конфликте (ссориться с Россией напрямую им не с руки), поэтому для вооружения режима Саакашвили используют обходные пути. Один из них — украинский.
В распоряжении «2000» оказались некоторые данные относительно поставок вооружений из Украины в Грузию.
В декабре 2006-го в Грузию были поставлены 300 автоматов АКС и столько же АКСУ, 89 пулеметов РПК-74, 40 пулеметов ПКМ, 45 ручных противотанковых гранатометов РПГ-7, 100 подствольных гранатометов ГП-25. Сумма контракта составила 600 тысяч. Поставка осуществлена транспортной авиацией «Укрспецэкспорта».
В декабре 2006-го морским транспортом через порт Николаев в Грузию были отправлены МТЛБ (малый транспортер легкий бронированный) — 7 платформ, т. е., вероятно, 14 МТЛБ. Сумма контракта неизвестна.
5—7 июня 2007-го морским транспортом «Укрспецэкспорта» через порт Ильичевск был переправлен дивизион ЗРК 9К37 «Бук», а кроме того, 150—200 единиц ПЗРК «Стрела» и «Игла». Сумма контракта неизвестна.
В августе 2007-го предположительно через зарегистрированную в США фирму VVS Engineering LTD в Грузию отправились 12 танков Т-72 с комплектом запчастей к ним, 8 тысяч выстрелов к РПГ-7 и более миллиона патронов к легкому стрелковому оружию. Сумма контракта неизвестна.
Кроме вышеуказанного, по имеющимся у «2000» данным, в марте— апреле текущего года представители кипрской компании Lafnea Limited (зарегистрирована: Кипр, 6023, г. Ларнака,1 Термопилон) граждане Израиля Александр Волфович (Alexander Volfovich), Натан Данат (Natan Donat) и Рафаэль Паписмедов (Rafael Papismedov) вели переговоры с неустановленными украинскими партнерами о покупке в интересах министерства обороны Грузии штурмовиков Су-25, Су-25УБ, большой партии автоматов АК-47 и АК-74 с патронами, зенитно-ракетных комплексов «Печора», ПЗРК «Игла-1», «Стрела-2М», противотанковых гранатометов РПГ-7В с гранатами ПГ-7.
6—7 июня с. г. вопрос дальнейших поставок оружия обсуждался во время визита президента Михаила Саакашвили в Украину с президентом Ющенко.
В данный момент, сообщают наши источники, Грузия ведет переговоры с украинским спецэкспортером «Укрспецэкспорт» о приобретении 10 боевых вертолетов семейства Ми...
У Армении тоже претензии к Украине
Совсем недавно, 27 сентября, на сайте известного армянского издания «Голос Армении» был размещен заинтересовавший нас (надеемся, заинтересует он и других в Украине — тем более к этому призывают армянские журналисты) материал «Украина не вмешивается в конфликты?» (интернет-адрес: http://www.golos.am/ index.php? option=com_content &task=view&id=14565).
В своем расследовании армянские журналисты обращают внимание на махинации с поставками оружия на Кавказ, осуществляемыми под эгидой ГУАМ, т. н. организации «за демократию и экономическое сотрудничество».
«Голос Армении» начинает с недавнего (в конце августа) присвоения президентом Ющенко звания генерала армии начальнику Генштаба МО Украины г-ну Кириченко. Это сообщение, пишет армянский автор, «побудило нас временно приостановить наше затянувшееся журналистское расследование и ознакомить общественность с некоторыми его итогами». «Начало же расследования также связано с именем Сергея Кириченко, точнее — с его откровенно лживыми (мы решили в данном случае отказаться от принятых в отношении VIP-персон формулировок типа «мягко говоря, не соответствующими действительности» и назвать вещи своими именами) заявлениями, сделанными во время визита в Ереван 24 мая 2006 года». А именно: «тогда начальник Генерального штаба Украины, ко всеобщему изумлению, с солдафонской прямотой опроверг общеизвестную информацию о продаже Азербайджану военной техники. «За 2 года моего нахождения на посту главнокомандующего войсками Украины такой информации у меня не появилось, — однозначно утверждал он. — Украина уважает Армению не менее, чем какое-либо другое государство Закавказья, и в этом контексте ни о какой продаже Азербайджану оружия не может быть и речи». Выступая на пресс-конференции, Сергей Кириченко подтвердил, что «Украина не вмешивается в конфликты между странами и не поставляет вооружений одной из сторон. Это касается как легкого вооружения, так и танков, и самолетов».
«Голос Армении» утверждает: «украинский генерал врал», даже «несмотря на то, что еще за два месяца до его приезда в Ереван азербайджанскими журналистами не только была обнародована правда о продолжающихся поставках оружия из Украины в Азербайджан, но и разоблачена коррупционная подоплека этих сделок»... Речь идет о статье в газете «Реальный Азербайджан» от 6 марта 2006 г. Джан-Мирзы Мирзоева «СафарБейлик» («Шапка» министра»). Ныне эта газета закрыта властями Азербайджана — того самого Азербайджана, с которым Ющенко строит «демократию» на пространстве ГУАМ. Но с данным материалом все желающие (среди которых, надеюсь, будут и украинские правоохранители — там есть интересная для них информация, в т. ч. основанная на данных Интерпола) могут ознакомиться на сайте «Голоса Армении».
Армянское издание сообщает, что «в соответствии с отчетом для Регистра обычных вооружений (ОРОВ) ООН Азербайджан в 2005 году импортировал из Украины 25 танков Т-72, 2 БМП-1, 83 единицы крупнокалиберных артиллерийских систем, в том числе 72 миномета ПМ-38 и 11 реактивных систем залпового огня «Смерч» (РСЗО 9А 52)».
Далее предлагает «вниманию г-на Кириченко» данные за 2006 год, «представленные Украиной в ОРОВ ООН, по которому она поставила в Азербайджан 17 танков, 3 единицы бронетехники, 13 крупнокалиберных артиллерийских систем, 17 боевых самолетов двух типов. Это согласно отчету, наше же журналистское расследование позволяет говорить о более широком формате военных поставок Украины Азербайджану в 2006 году. В частности, о значительных поставках авиационных средств поражения в количестве 43382 штуки на сумму 520270 долларов США по контракту N USE-20, 2 — 182. K/KE от 10. 11. 2005 года (был выполнен в 2006 году)».
2007 год: «об украинских военных поставках в Азербайджан в 2007 году, о которых, кстати, также не информируют украинскую общественность ее собственные власти и тем более их важнейшая составная часть — Министерство обороны. Итак: гаубицы Д-30А 122 мм — 60 шт., снаряды для гаубиц — 13000 шт., БТР-70 — 20 шт., осколочно-фугасные снаряды — 3500 шт., автомат Калашникова модернизированный (6П1) — 11000 шт., реактивные снаряды для РСЗО «Смерч» — 145 шт., противотанковые управляемые ракеты — 50 шт. Сразу же оговорим, что мы не претендуем на полноту данных о военных поставках Украины Азербайджану в 2007 году, но за достоверность вышеперечисленного ручаемся».
Каким образом организована схема поставок? Оказывается: «С украинской стороны это «Укрспецэкспорт», с азербайджанской — Airtechservis Corporation или дублер — V. V. S. Engineering L. T. D. Отметим, что обе азербайджанские компании зарегистрированы в Соединенных Штатах Америки, в штате Делавэр и обосновались в одном и том же здании в центре города Довэр (15 East North Street, Dover, DE 19901)».
Компанию V. V. S. Engineering L. T. D. мы уже упоминали выше — она фигурирует в наших данных о поставках украинского оружия в Грузию.
Не будем пересказывать обвинения «Голоса Армении» относительно коррупционного контекста этих махинаций с оружием. Процитируем лишь их призыв к украинской общественности: «Вопросы к общественности Украины и Азербайджана по поводу попахивающих коррупцией и отмыванием денег коммерческих связей оборонных ведомств обеих стран. В Азербайджане, задыхающемся в паутине авторитарной власти, рассмотрение подобных вопросов невозможно, подтверждением чего является история с закрытием газеты «Реальный Азербайджан». Но украинская общественность могла бы задать кое-какие вопросы своему президенту, присвоившему очередное высокое звание г-ну Кириченко»...
Будет интересно понаблюдать — задаст ли украинская общественность «кое-какие вопросы своему президенту».
Армянское издание также указывает: «Читатель, возможно, заметил, что в данной статье мы абсолютно не касались политического аспекта проблемы, хотя бы в рамках ГУАМных отношений. Однако это, в частности, вовсе не означает, что к грязным сделкам между Украиной и Азербайджаном никак не причастна и Грузия, любезно и неограниченно предоставляющая свои транзитные возможности (воздушные и наземные) для ГУАМного блока. И здесь тоже вопрос: как оплачивает тандем Украина — Азербайджан перевозочные пошлины? Может быть, неучтенными объемами вооружения и боеприпасов советского образца для задач со многими неизвестными? ГУАМные отношения — предмет особый в силу нарастающей интимности между партнерами, в них участвующими. И особенно их военных ведомств, разродившихся инициативой создания своего собственного миротворческого батальона в 530 человек, со всеми вытекающими отсюда нюансами»...
Что касается ГУАМ, то «Голос Армении» только подтвердил то, о чем «2000» не раз писали ранее: что это довольно сомнительного толка организация, тем более — с ее нынешним явным военно-политическим характером.
А касаемо «Укрспецэкспорта», который осуществляет поставки оружия за рубеж, то давно назрел вопрос о постановке этой структуры под парламентский контроль. Для начала было бы уместно тщательно расследовать состояние дел в компании, изучить ее деятельность в последние годы с помощью парламентской следственной комиссии.
Сергей ЛОЗУНЬКО
16.10.2007 г.