Пятница, 19.04.2024, 03:29
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Апрель » 28 » Армяне и евреи: Такие схожие судьбы...
Армяне и евреи: Такие схожие судьбы...
13:36

Написать эту статью я задумал еще 11 лет назад, когда в мае 1997 г. в Иерусалиме в армянском квартале увидел расклеенные на каждом доме плакаты, на которых были помещены карта Армении 1915-1916 годов и фотографии… А на фотографиях – изможденные люди и горы человеческих трупов, на фоне которых позируют самодовольно улыбающиеся усатые белозубые убийцы в фесках. Обожгло как огнем. Такие же фотографии видел я и дома, в Украине, где тоже в начале XX века усатые белозубые убийцы, но только в папахах, позируют на фоне тел убитых ими евреев. Так, в Иерусалиме, на своей исторической родине, я впервые и узнал настоящую правду о масштабах трагедии армянского народа.

Нет сегодня, наверное, в мире двух народов, которые, имели бы такую разную национальную традицию и такую похожую национальную судьбу и трагедию, как армяне и евреи.

Начну с недавней нашей истории. В СССР – многонациональной стране, стране дружбы народов – не принято было говорить, а тем более писать о геноциде еврейского и армянского народов. Я не оговорился. Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Термин «геноцид» был впервые введен в обиход в начале 30-х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после Второй мировой войны получил международный статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Под геноцидом Р. Лемкин подразумевал резню армян в Турции в годы Первой мировой войны, а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший Второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны. А в 1945 г. это слово было принято Нюрнбергским трибуналом как терминологическое обозначение попытки полного уничтожения еврейского народа фашистской Германией.

В 1942 г. на Ванзейской конференции Гитлер заявил о планах «окончательного решения (так он это называл) еврейского вопроса». А вот что заявил за 26 лет до нацистов 19 августа 1916 г. (после уничтожения 1 500 000 (!) армян) немецкому послу князю Гогенлое-Ланденбургу министр внутренних дел Турции Талаат: «Армянского вопроса больше не существует». Вот когда должно было появиться понятие «геноцид», но Европа, видимо, тогда еще не могла (или не хотела?) осознать трагедию армянского народа. А ведь были и свидетели, и свидетельства. «Они (армяне) умирали всеми смертями, возможными на земле во все времена…» – это слова из письма прусского офицера немецкого Красного Креста Армина Вегнера американскому президенту Томасу Вудро Вильсону.

Скажу правду. Даже читать, а тем более приводить эти многочисленные, не поддающиеся человеческому разуму свидетельства зверств, просто невозможно. И непризнание мировым сообществом (в угоду или по политическим соображениям) еще и сегодня, через почти 100 (!) лет после тех кровавых событий, трагедии армянского народа ГЕНОЦИДОМ, ложится черным пятном на род людской, и особенно на народы Европы.

Армяне и евреи. Евреи и армяне…

Есть несколько научно-исторических версий того, когда и как евреи появились в Армении. На вопрос «когда?» армянские историки однозначно отвечают: более 2000 лет назад. А вот как или каким образом… Обратимся к «Истории Армении» армянского историка V века Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского). «Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, – пишет Мовсес Хоренаци, – рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привел его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат, и это правда».

А сейчас обратимся к независимому источнику. В грузинской летописи «Картвелис цховреба» – «Житие Грузии» – сказано: «И было… Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право…» и там же: «Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти еще дальше на север. Так они оказались в Картли. Один из братьев возвысился и стал эриставом. Он и является родоначальником грузинских Багратионов». Несмотря на некоторые различия, грузинская историческая версия подтверждает армянскую.

Более того, Мовсес Хоренаци в V и VI главах I книги «Истории Армении» утверждает, что армяне – прямые потомки сыновей Ноя Сима и Яфета! От Сима, как известно из Библии, произошли и евреи.

В связи с этим утверждением армянского историка прошлого хочется сделать небольшое отступление из дня сегодняшнего. На протяжении 30 лет я проходил воинскую службу в военных оркестрах. Среди военных музыкантов (как и среди полководцев) Советской Армии и особенно военных дирижеров было много армян: начальник военно-оркестровой службы Киевского военного округа, заслуженный деятель искусств Украины, подполковник Эдуард Парсаданян; начальник оркестра военно-дирижерского факультета Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР, полковник Хаханян; начальник военно-дирижерского факультета Московской консерватории полковник Гайк Марутян; военный дирижер оркестра Киевского Суворовского училища майор Айрумян… Однажды я спросил у своего старшего сослуживца-еврея, почему среди военных дирижеров так много армян. На что он не задумываясь ответил: «Армяне – как евреи: они несчастны и талантливы…»

В средние века Армения находилась под иностранным верховным владычеством и была независимой всего лишь около 160 лет с 886 г. по 1045 г. (кстати, это время правления династии Багратуни), затем периодически попадала под власть Византии и многих других завоевателей.

Большая часть армян проживает сегодня за пределами Армении. Армянская диаспора более всего напоминает еврейскую. Оба наши народа, утратив свою государственность, превратились главным образом в жителей городов (часто не по своей воле), занимались схожими профессиями, иногда получали привилегии от правителей, а чаще были жертвами ложных обвинений, подвергались преследованиям и гонениям, находились перед угрозой ассимиляции и уничтожения. В Украине армян, как и евреев, обвиняли в том, что их деятельность якобы разоряет купцов и ремесленников из коренного населения…

О том, как евреи жили в Армении, свидетельствует «История Армении» еще одного армянского историка V века Фавстоса Бюзанда. Повествуя о нашествии персов во второй половине IV века н.э., Бюзанд много раз указывает число армянских и еврейских семей, угнанных в плен из городов Армении. Скажем, из Ервандашата персы увели 20 тысяч армянских семей и 30 тысяч еврейских семей. Из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских и т.д. О приказе персидского шаха пишет и Мовсес Хоренаци: «Увести в плен иудеев, тех, которые были приведены в Армению в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере. Увести в плен также тех иудеев, живших в Арташате и Валаршапате, которые… уверовали в Христа».

Есть у меня дома уже пожелтевшая книга – исторический роман о борьбе армянского народа за независимость «Самвел» (изд. «Советакан грох», Ереван, 1982 г.). В одной из частей романа классик армянской литературы Раффи (Акоп Мелик-Акопян) с нескрываемыми симпатией и сочувствием пишет об угоняемых из Армении в Персию евреях. Вот лишь один из отрывков книги: «Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода. Среди них были армяне и евреи (большей частью принявшие христианство еще при Григории Просветителе, первом каталикосе Армянской церкви)… Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города и пополнил население своей страны деловым и умным народом».

Сегодня в силу сложных и, как мы часто видим, трагических исторических причин в Армении проживает чуть более 1000 евреев. Интересно, что советское правительство после Второй мировой войны проводило широкую пропагандистскую кампанию среди армян, живущих за рубежом, призывая их вернуться на свою историческую родину – в Советскую Армению. В то же время советские власти резко отрицательно относились к желанию евреев вернуться на свою историческую родину в Израиль.

В Иерусалиме найдены мозаики с армянскими надписями, которые указывают на то, что в городе уже в V в. н.э. было армянское население и существовала армянская школа писцов. А армянские исторические источники упоминают о 21 иерусалимском епископе. В XVII веке на собранные среди армян в разных странах значительные пожертвования патриарх Крикор Барондер построил армянский квартал в Иерусалиме. И сегодня, в начале XXI века, как это ни покажется странным и невероятным, самая безопасная для еврея дорога к главной святыне еврейского народа в Иерусалиме – Стене Плача – проходит через армянский квартал.

Сегодня всем известен вклад армянского народа в копилку мировой цивилизации: композиторы и музыканты, выдающиеся ученые и конструкторы; врачи, писатели и художники с мировым именем, олимпийские чемпионы и великие артисты… Всех не перечислишь! Но есть и малоизвестные факты.

В конце 1980-х годов Украина шла к независимости. Однако не все было так просто. Многие военные начальники выжидали, метались из стороны в сторону: сегодня они сидели за столом в поспешно созданном Союзе советских офицеров (а вдруг советская власть выстоит?), а на следующий день – уже в Союзе офицеров Украины. И первым офицером, кто смело и открыто призывал к созданию украинской армии, кто отказался поддержать ГКЧП, кто выступал на митингах и собраниях, не думая о последствиях, был сын армянского народа – командир полка связи полковник Вилен Арутюнович Мартиросян. Именно этот человек фактически и стоял у истоков нынешней Армии Украины.

Сегодня в Украине проживает около полумиллиона армян. Армянские общины, как и другие национальные общества и объединения, ведут огромную работу по возрождению и развитию своей самобытной национальной культуры. И это является еще одним показателем того, что армянский народ, как и еврейский, сумел выстоять и выжить, сохранив свою неповторимую духовную и интеллектуальную силу.

 

Семен БЕЛЬМАН,

председатель Черниговской областной еврейской общины.

Заслуженный работник культуры Украины

Категория: Аналитика | Просмотров: 4788
Календарь новостей
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru