Analitika.at.ua. В столице Греции завершило работу заседание Совета
министров ОБСЕ.
Уже 10 лет как ОБСЕ не созывает саммитов глав государств.
Хорошо это для нас или плохо — разговор отдельный. Печальный опыт Лиссабонского
саммита заставил осознать, что любое решение, декларированное на заседании
высшего органа ОБСЕ, может стать для нас судьбоносным.
Ну а пока организация не видит необходимости в созывах
высшего органа, политику ОБСЕ продолжает координировать Совет министров, 17-е
заседание которого завершило свою работу в Афинах. Подведя итоги своего года
председательства в организации, Греция передала "эстафетную палочку”
Казахстану, который возглавит структуру с будущего года.
Для нас главным результатом афинского заседания Совета
министров ОБСЕ стало принятие итогового заявления, в котором главы
внешнеполитических ведомств 56 государств — членов ОБСЕ выразили поддержку
усилиям Минской группы и приветствовали готовность сторон продолжать переговоры
на основе мадридских договоренностей. Не менее важным было оглашение
пятистороннего заявления, с которым выступили в Афинах внешнеполитические
ведомства стран — сопредседателей Минской группы вместе с министрами
иностранных дел Армении и Азербайджана. (Россию и Францию представляли министры
Сергей Лавров и Бернар Кушнер, Соединенные Штаты — заместитель госсекретаря
Джон Стейнберг. Хиллари Клинтон в работе заседания не участвовала.) В документе
отмечается важность продолжения работы над формированием базовых принципов
урегулирования конфликта на основе договоренностей, достигнутых в Мадриде, и
приоритетов, декларированных в Майндорфе.
Комментируя совместное заявление, Эдвард Налбандян, в
частности, отметил: "Мы долгое время настаивали на том, чтобы мировое
сообщество восприняло три важных принципа, на которых должно базироваться
урегулирование. Это недопустимость применения силы и угрозы применения силы,
право на самоопределение и территориальная целостность. Со временем об этом же
стали говорить и сопредседатели. Принятое заявление свидетельствует о том, что
сейчас об этом уже говорят и сопредседатели, и Азербайджан”. Министр также
сказал, что если на основе выработанных концепций удастся заключить соглашение
о базовых принципах, сразу же начнется работа над разработкой рамочного
соглашения, к которой непременно должен будет присоединиться Нагорный Карабах.
Примечательно, что Азербайджан не стал препятствовать принятию документа, в
котором отмечается необходимость учета принципа самоопределения наций. Между
тем Баку вполне мог бы воспользоваться своим законным правом вето. Ведь в ОБСЕ
все вопросы решаются консенсусом. Означает ли это, что в подходах
азербайджанской дипломатии что-то начинает меняться?..
Задолго до начала работы заседания анонсировалась встреча
глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана. До начала консультаций
со своим азербайджанским коллегой Эдвард Налбандян встретился с
сопредседателями Минской группы. До этого с Мерзляковым, Фасье и Брадтке успел
переговорить Эльмар Мамедъяров. Встреча министров тет-а-тет продолжилась почти
три часа. Как всегда, по окончании переговоров главы внешнеполитических
ведомств поделились достигнутыми договоренностями с сопредседателями. Но не с
журналистами. Хотя, согласно скупому сообщению пресс-релиза, главным предметом
обсуждения министров был вопрос о целесообразности принятия Советом министров
ОБСЕ специального заседания по Карабаху, ясно, что в действительности Налбандян
и Мамедъяров продолжали переговоры с той точки, на которой они остановились в
Мюнхене. Спорные вопросы все те же — будущий статус НКР и судьба восточных
районов пояса безопасности.
Эдвард Налбандян имел в Афинах и ряд двусторонних встреч.
Гостя принял премьер-министр Греции Георгиус Папандреу, который является также
министром иностранных дел и до конца года еще будет исполнять обязанности
действующего председателя ОБСЕ. Продуктивными были и переговоры с коллегами по
ОДКБ, с которыми наш министр провел рабочий завтрак, а также с главами
внешнеполитических ведомств Словакии и Эстонии. Что же касается консультаций с
турецким министром Ахмедом Давутоглу, то армянская сторона до последнего
момента не подтверждала факт договоренности о встрече. Особого смысла в ее
проведении в Ереване не видели, поскольку диалог может обрести реальные
перспективы лишь после ратификации турецким меджлисом подписанных в Цюрихе
протоколов. Инициатором афинской встречи Налбандян — Давутоглу выступила
Анкара. По имеющимся у нас сведениям, турецкий министр заверил коллегу в том,
что Анкара не отказывается от взятых на себя обязательств и начатый процесс
должен будет увенчаться установлением дипломатических отношений.
Но в тот же день бакинские информагентства распространили
сведения о том, что в ходе состоявшейся накануне встречи с азербайджанским
коллегой турецкий министр вновь подтвердил свою позицию, согласно которой
армяно-турецкие протоколы будут ратифицированы лишь в случае достижения
соглашения по Карабаху. В своем выступлении на заседании Совета министров ОБСЕ
Давутоглу был более корректным. Он лишь упомянул о том, что урегулирование
карабахского конфликта поможет формированию атмосферы доверия в регионе в
целом, и отметил, что эти два процесса, по его мнению, не могут не зависеть
друг от друга.
Жестче было выступление Эльмара Мамедъярова, который
оперировал давно знакомыми закостенелыми фразами о "20 процентах оккупированных
территорий” и "миллионе беженцев”. Согласно повестке, армянский министр должен
был выступать почти сразу после азербайджанского. Потому Эдварду Налбандяну
приходилось корректировать акценты своей речи буквально по ходу. В своем
выступлении министр обратил внимание на очевидное нарушение Азербайджаном
принятого в ОБСЕ принципа недопустимости применения силы и угрозы применения
силы. Он отметил тот факт, что вопреки взятым на себя обязательствам
Азербайджан наращивает гонку вооружений и намного превзошел квоты,
предусмотренные Договором об ограничении обычных вооружений в Европе. Не менее
откровенным нарушением принятых канонов являются, по словам министра,
предпринимаемые официальным Баку попытки воспрепятствовать развитию
политического диалога между Ереваном и Анкарой. Говоря об урегулировании карабахского
конфликта, Налбандян подчеркнул приверженность Армении всем основным нормам,
изложенным в Заключительном акте Хельсинкского соглашения.
Карабахская тема затрагивалась в выступлениях многих
министров. Глава внешнеполитического ведомства Франции Бернар Кушнер, к
примеру, призвал Армению и Азербайджан переложить на бумагу и оформить
документально уже достигнутые договоренности. Но главной интригой заседания
были, конечно, противоречия между Москвой и Тбилиси. По просачивающимся из зала
заседаний сведениям, Россия и Грузия противопоставляли себя друг другу при
обсуждении почти всех возможных тем. От председательствующего потребовалось
немало усилий, чтобы добиться баланса в содержании итоговых документов. В
Тбилиси считают успехом собственной дипломатии тот факт, что Совет министров
ОБСЕ не выразил поддержки предложения России и ОДКБ о подписании договора о
безопасности в Европе, а также о принятии заявления по случая 65-летия победы
во Второй мировой войне, в котором содержалось осуждение попыток фальсификации
истории.
Примечательно, что на заседании Совета министров по
приглашению премьер-министра Греции присутствовал исполнительный секретарь ОДКБ
Николай Бордюжа. Страны ОДКБ на заседании выступали с единых позиций, что
вселяет надежды на то, что являющийся членом этого альянса Казахстан в период
своего председательства в ОБСЕ будет следовать своим союзническим
обязательствам. Официальная Астана настаивает на своевременности созыва у себя
нового саммита глав государств. Это для Назарбаева дело чести его страны.
Страны ОДКБ, нынешний председатель ОБСЕ Греция, Турция, Азербайджан и ряд
других государств поддержали эту инициативу. Но Соединенные Штаты, Британия и
многие их партнеры пока выступают против, полагая, что Совет министров вполне
справляется с возложенными на него функциями и время принятия кардинальных
решений не пришло. Для нас же важно, что если саммит все же будет созван, то
состоится он в период председательства страны, являющейся нашим союзником по
ОДКБ. Роль председателя крайне важна, если иметь в виду, что в Лиссабоне
известный антиармянский документ был принят именно в виде заявления
председателя. В ОБСЕ, как известно, все документы принимаются консенсусом, но,
наложив вето, мы не сможем воспрепятствовать оглашению заявления председателем.
А такого рода документ тоже является официальным и может иметь судьбоносную
роль. Посему Армения изначально крайне ответственно отнеслась к вопросу о том,
как следует распорядиться своим голосом при выборе председателя. Астане было
нелегко заручиться поддержкой Еревана, если учесть, что казахские дипломаты в
международных организациях до недавних пор не раз оказывали косвенную поддержку
антиармянским инициативам Азербайджана. Контакты на двустороннем уровне и на
уровне ОДКБ позволили убедить казахстанских партнеров в том, что подобная
непоследовательность не может положительно сказаться на перспективе
председательства Астаны в ОБСЕ. Итогом консультаций на этот счет стало то, что
Казахстан стал придерживаться политики, к которой его обязывают партнерские
обязательства по ОДКБ. Армения сумела обеспечить гарантии того, что в период
председательства Казахстана не следует ожидать никаких неприятных сюрпризов.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.