Главная » 2009»Декабрь»2 » Александр Сваранц: Россия пока что не готова рассмотреть идею Западной Армении
Александр Сваранц: Россия пока что не готова рассмотреть идею Западной Армении
00:20
Analitika.at.ua. Интервью с Доктором политических наук
профессором Александром Сваранцем
– Г-н Сваранц, как Вы считаете, подписание армяно-турецких протоколов в
Цюрихе имеет ли перспективу ратификации в национальных парламентах Турции и
Армении и какими будут последствия этого решения?
– То обстоятельство, что подписание двух армяно-турецких
протоколов 10 октября в Цюрихе («О развитии двусторонних отношений» и «Об
установлении дипломатических отношений») состоялось при активном посредничестве
США, России и ЕС, позволяет предположить, что и ратификация этих документов
может состояться в обозримой перспективе. Нет смысла подписывать протоколы,
если нет необходимости развивать отношения.
Полагаю, что подконтрольный президенту Армении парламент,
скорее всего, примет соответствующее решение. Шансы армянской оппозиции воспрепятствовать
парламенту невелики. Полагаю, что и референдум по этому вопросу власти Армении
не будут проводить, поскольку заранее знают общественное мнение и результат.
Другое дело, как поведут себя турецкие парламентарии,
которые не раз демонстрировали Западу свою непредсказуемость (например, в
случае с началом США второго этапа военной операции в Ираке и отказ ВНСТ в
предоставлении своей территории для американской военной экспедиции). Турки
могут постараться включить предварительные условия, связанные с Карабахом и
выводом армянских войск с занятых территорий. Запад вряд ли откажется от
турецкого давления, поскольку рассчитывает таким образом ввести так называемых
международных миротворцев, а точнее, свои войска в зону карабахского конфликта
и тем самым установить контроль над Арменией и Азербайджаном. Кстати, открытие 350 км армяно-турецкой
границы позволяет беспрепятственно обеспечить вход войск НАТО в регион.
Однако такой поворот в действиях турецкой стороны позволит
Армении отказаться от наладившегося процесса восстановления межгосударственных
отношений, и здесь необходимо будет России сказать свое веское слово.
Конечно, политика, нацеленная на восстановление отношений
между Арменией и Турцией без предварительных условий, является позитивным
процессом по обеспечению региональной безопасности и политической стабильности.
«Холодная война» в армяно-турецких отношениях должна уступить региональному
партнерству.
Установление дипломатических отношений и развитие
межгосударственных отношений позволит значительно ослабить коммуникационную
зависимость Армении от Грузии, активизировать торгово-экономические связи
Армении с Турцией, странами Ближнего Востока и Европы.
Не секрет, что молодой армянской промышленности и рынку при
остром дефиците углеводородов и иного сырья будет сложно выдерживать
конкуренцию турецких товаров. Власти Армении отмечают, что способны ввести
таможенные и иные правовые ограничения. Однако ситуация развивается настолько
быстро, что не следует так долго говорить. Администрации президента РА
необходимо дать жесткие рекомендации парламенту страны для проработки и
принятия соответствующих законопроектов в короткие сроки.
В этой связи в российском экспертном сообществе появляются
небеспочвенные опасения, что турецкий рынок способен будет переориентировать
армянскую экономику, а турецкий бизнес может стать более успешным в пределах
Армении и вытеснить российский бизнес. Все это так и не так. Дело в том, что за
последние годы Россия инвестировала в экономику Армении более 1,5 млрд.
долларов США. Российский бизнес контролирует пакет акций ведущих компаний и
отраслей армянской экономики и транспорта.
Многое зависит и от самой России, какие приоритеты она
выберет, какие указания получит крупный бизнес от администрации Кремля.
Во всяком случае, законы рынка диктуют правила конкуренции,
и бизнес не может быть успешным при стереотипах административной экономики,
выражающихся в полной монополизации приоритетных отраслей и в появлении
подконтрольных олигархов. России, конечно же, не следует продолжать
экономически неоправданную политику получения армянского имущества в зачет
государственных долгов и при этом придумывать разные обоснования неэффективного
их использования. Если у вас будет слабый партнер-союзник, то и ваши интересы
некому будет представлять. Что ж, если турки создадут условия конкуренции
армянскому и российскому бизнес-сообществам, то это только сделает им честь.
Нужно диверсифицировать экономику не на словах, а в жизни.
Следует вести борьбу с коррупцией не на бумаге и публичными выступлениями, а с
помощью эффективных законов, эффективных спецслужб и прозрачного правосудия.
Необходимо сокращать долю теневой экономики и расширять базу налогов, расширять
сектор малого и среднего бизнеса при участии диаспоры.
Важно также, чтобы вслед за ратификацией известных
протоколов и установлением дипломатических отношений с Турцией Армения была бы
готова направить в Анкару не только своего посла, но и открыть, например, в
Стамбуле Армянский центр демократии. Этот центр должен стать
информационно-аналитическим инструментарием представления современной Армении,
истории армяно-турецких отношений. А для этого нужны ресурсы – интеллектуальные
и финансовые.
Иными словами, уже сейчас Армения должна проработать все
необходимые вопросы развития двусторонних отношений в различных областях – в
экономике, политике, информационной и культурной сферах, по линии институтов
гражданского общества и т.д.
– Вы сказали, что открытие армяно-турецкой границы может привести к
беспрепятственному входу войск НАТО в кавказский регион через Армению. Но ведь
в Армении находится российская военная база и пограничники.
– На Южном Кавказе, вслед за распадом СССР и признанием
независимости Южной Осетии и Абхазии может вновь измениться статус-кво. Открытие
сухопутной армяно-турецкой границы будет иметь не только экономические
последствия, но, возможно, приведет и к военно-политическим трансформациям. С
одной стороны, Россия значительно дистанцируется от Армении, поскольку
антироссийская политика Грузии и антиармянская политика Азербайджана объективно
создают пространственный разрыв и преграду на пути в Армению. С другой – НАТО
получает возможность форсировать продвижение в Армению и далее в регион без
дополнительных проблем морских коммуникаций Черноморского бассейна, связанных с
черноморскими проливами и Черноморской военно-морской базой России.
Уже сегодня для России оказывается проблематичным
поддержание боевой готовности своей базы и пограничников в Армении, поскольку
транспортные проблемы через Грузию и Азербайджан сужают возможности
беспрепятственной переброски необходимого числа военных и экономических грузов,
боевой техники и личного состава в Армению. Так долго продолжаться не может.
Ведь сегодня Россия получает воздушный коридор на Армению через Азербайджан, но
я крайне сомневаюсь, что Баку согласится на воздушную переброску российских
военных грузов в Армению. Да и Турция особого желания помогать России без
соответствующего давления извне не имеет.
Наконец, Армения со своими территориальными проблемами с
Азербайджаном (Нагорный Карабах и Нахичевань), Грузией (Джавахк) и Турцией
(Западная и часть Восточной Армении) является удобным субъектом для США, ибо,
установив военно-политический контроль над Ереваном, Вашингтон способен
оказывать эффективное воздействие на весь регион и смежные районы. И неслучайно
американцы построили в Ереване одно из самых крупных посольских зданий, которое
со временем может стать региональным центром политики США в Закавказье и на
Ближнем Востоке.
Если армяно-турецкая граница будет открыта, объективно
увеличится возможность экономического и политического влияния НАТО и Запада на
Армению. В этой связи России следует выступить с альтернативными предложениями
сохранения собственного присутствия в Армении.
Например, вопрос транзита военных грузов и экономических
товаров в Армению для российской военной базы и союзника по ОДКБ Россия могла
бы осуществлять через территорию Турции, ведь Москва предоставляет США свою
территорию для военной авиации и транспортировки военных грузов в Афганистан.
При этом Россия должна соответственно потребовать от США и Турции
удовлетворения ее интересов. Это стало бы неким проявлением партнерства НАТО и
ОДКБ для обеспечения региональной безопасности на Южном Кавказе.
Армения оказывает активную поддержку инициативам России на
постсоветском пространстве, что относится к деятельности СНГ и идеи
постсоветской интеграции, к развитию военной составляющей ОДКБ и созданию
Коллективных сил оперативного реагирования при ОДКБ. Эффективное военно-техническое
российско-армянское сотрудничество способно остудить планы установления
монопольного контроля над Закавказьем со стороны НАТО. А это требует не только
развития общей российско-армянской системы ПВО в рамках объединенной системы
СНГ, но, возможно, и ее трансформации в общую систему противоракетной обороны
(ПРО), что будет гарантией невмешательства Турции в урегулирование карабахского
вопроса. Необходимо также и поддержание законных требований Армении по вопросу
геноцида армян.
Альтернативным направлением связи России с Арменией может
рассматриваться иранский транзит, который следует развивать параллельно
турецкому (в частности, по маршруту Россия – Каспийское море – Иран – Армения).
Но для этого необходимо разблокировать Нахичевань и Джульфинскую железную
дорогу. В свое время я выдвигал идею установления международного контроля над
этой автономией со стороны России, США и Франции.
В противном случае следует проложить современную авто- и
железнодорожную магистраль через Каджаранский горный перевал. Есть скептики в
России, которые считают, что это дорогой проект, поскольку придется строить в
горных условиях с соответствующей тоннельной системой. Но другого варианта пока
что нет, да и Запад не пожалел 2,5–3 млрд. долларов, когда реализовал
строительство основного терминала каспийской нефти через Турцию протяженностью
в 1690–1700 км (Баку – Тбилиси – Джейхан).
Презентация армяно-турецкого фильма «На берегу Аракса»
состоялась в Ереване в кинотеатре «Москва». Фильм вызвал неоднозначную реакцию
у кинозрителя. Этот фильм создан совместными усилиями издательского
департамента Армянской ассоциации маркетинга и Центра развития армяно-турецкого
предпринимательства при поддержке посольств США в Армении и Турции. Главные
герои фильма – молодой турок Араз и армянская девушка Тамара начинают дебаты
относительно того, что нужно построить на реке Аракс водохранилище.
Впоследствии выясняется, что молодые практически ничего не знают друг о друге,
хотя живут совсем близко.
– Есть, конечно, и маршрут через Аракс в Арцах, где 132 км границы с Ираном
контролирует карабахская армия. Это могло бы стать проектом начала признания
независимости НКР в ответ на блокаду Армении со стороны Нахичевани. Но пойдет
ли на это Россия?
– Если Россия будет вести себя в качестве пассивного наблюдателя
или же продолжать необдуманную кадровую политику на армянском направлении
(например, безответственные заявления российского консула в Трапезунде по факту
геноцида армян, что идет вразрез с официальным решением Государственной Думы РФ
от апреля 1995 года), то, скорее всего, Москве не удастся удержать Армению в
своей орбите, а вхождение НАТО в регион станет закономерным развитием
геополитических трансформаций ХХI века. Турция, в свою очередь, получит
подконтрольный США армянский коридор для связи с тюркским миром Азербайджана и
Центральной Азии.
– В последнее время появились сигналы о том, что Запад якобы готов
поддержать процесс реальной суверенизации Нагорного Карабаха. Какова будет
позиция России, если процесс действительно пойдет в этом направлении? Выгодно
ли кавказским народам появление на неспокойном Кавказе новой самостоятельной
единицы?
– США, Франция и Россия являются основными посредниками
Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского вопроса. Решение данной
проблемы, как показала история вопроса и его подлинное содержание, может
состояться только на пути суверенизации Нагорного Карабаха. Во всяком случае,
Нагорный Карабах не может находиться в составе Азербайджана вопреки воле его
коренного армянского населения, составляющего подавляющее большинство.
Действительно, недавно появилась информация о том, что
заместитель помощника госсекретаря США г-жа Тина Кайданов на встрече с
азербайджанскими дипломатами заявила, что если Азербайджан начнет войну, то США
пойдут на признание независимости Нагорного Карабаха. Полагаю, что и Россия
после известной грузино-югоосетинской войны своими действиями по усмирению
агрессора и признанию независимости Южной Осетии и Абхазии дала понять тому же
Азербайджану о бесперспективности военного метода решения карабахского вопроса.
Азербайджан активно вооружается, выделяет значительные
средства на военно-техническое оснащение своих вооруженных сил и время от
времени делает радикальные заявления о своей готовности военной силой принудить
Армению к выводу войск и установить полный контроль над Карабахом. Однако
политическая риторика и реальный баланс сил говорят о нецелесообразности для
Баку очередной войны. Новая война не нужна, прежде всего, западным компаниям и
самой Турции, которая превращается в одно из актуальных государств региона и
важного транзитера энергоресурсов на европейские рынки.
Кто даст гарантии, что армянская дальнобойная артиллерия не
уничтожит трубопроводные коммуникации и объекты добычи нефти и газа на морских
промыслах азербайджанского сектора шельфа Каспия? Никто таких гарантий ни Баку,
ни Анкаре, ни Вашингтону, ни Лондону дать не может. Да и наступление
азербайджанской армии на Карабах может стать не легкой прогулочной дорогой с
песнями и плясками под азербайджанские мотивы, а скорее захлебнется в сражениях
с Армией обороны НКР. А это не только разрушение нефтяной отрасли
промышленности, но и огромные людские потери и очередной крах «доблестной»
армии, что в совокупности приведет к системному внутриполитическому кризису в
Азербайджане и смене национальной властной элиты (или клана). Надо ли это г-ну
Алиеву – решать ему.
Баку следует помнить, что вооружаться может не только
азербайджанская армия, но и армия противника. Причем армянские вооруженные силы
обладают эффективной системой ПВО, зенитно-ракетными комплексами дальнего и
среднего радиуса действий, зенитно-артиллерийскими комплексами ближнего
радиуса, дальнобойными артиллерийскими системами, а также переносными
зенитно-ракетными комплексами.
Более того, вероятное увеличение числа новых ракетных систем
армянских войск ПВО (включая и систему «Искандер») позволит практически
нейтрализовать численное превосходство Азербайджана в боевых самолетах.
Возможно, из-за противоречивости интересов субъектов
Большого Кавказа (как Южного, так и Северного) кому-то может и не понравиться
или будет невыгодным появление независимого Карабахского государства на
политической карте Кавказа и мира. Однако это вовсе не означает, что из-за
позиции кавказских народов армяне Карабаха должны жить вопреки своим интересам,
но на благо другим.
История ХХ века показала, что политические интересы армян,
как правило, не совпадают с интересами остального Кавказа. Это, кстати,
касается, прежде всего, России. Ибо развал Российской империи поддерживали не
армянские политические партии, а те же грузинские меньшевики, татарские
мусаватисты и горские сепаратисты. В результате была 2-я Кавказская война
генерала Деникина и Временное правительство юга России, где Араратская
Республика выступала союзником, а не противником Добровольческой армии и идеи
единой России. Армения как тогда, так и сегодня не участвует в общекавказских
политических проектах с отрывом региона от России. История Закавказской
Демократической Федерации 1918
г. была непродолжительной и вопреки интересам армян,
этому во многом способствовало решение большевиков, а точнее, Льва Троцкого по
выводу русских войск с Южного Кавказа в Брест-Литовске.
Сама постановка вопроса несколько некорректна. Ведь никто не
спросил ни горцев Северного Кавказа, ни народы Южного Кавказа – а выгодно им
или нет признание независимости Южной Осетии и Абхазии? И почему должны здесь
работать двойные стандарты: одним – можно, другим – нельзя?
Нагорный Карабах имеет гораздо больше причин и оснований
быть независимым от Азербайджана субъектом. Какова будет позиция России в
смысле начала процесса признания суверенитета Нагорного Карабаха, стоит
спросить у российских политиков. Думается, России следует здесь проводить более
ответственную политику, в том числе с учетом исторического и современного
формата геополитического союза с Арменией, а не сводить решение проблемы
Нагорного Карабаха к очередному состязанию с позицией США и Западной Европы,
типа если они за, то мы против. Такая постановка вопроса безответственна и
провальна в своей основе.
В то же время нестабильность Кавказа в случае с Карабахом
вызвана скорее отсутствием признания его суверенитета и независимости от
Азербайджана, чем наоборот. Независимый Карабах не является центром терроризма
и иного экстремизма, попытки же решить вопрос иначе будут катализатором новой
дестабилизации в регионе.
– Как известно, в турецких политических кругах все чаще отмечается
необходимость блокирования участия представителей армянской диаспоры в
двустороннем формате переговоров по восстановлению межгосударственных
отношений. Речь, в частности, касается и проблемы геноцида армян. Что Вы
думаете по этому поводу?
– Сегодня более 10 млн. армян проживают в 80 странах мира,
из них только 3,5 млн. проживают в Армении и Нагорном Карабахе.
Современная армянская диаспора в своей основной массе – это
потомки жертв геноцида армян в Османской империи и кемалистской Турции. Они не
могут не участвовать в процессе обсуждения вопроса геноцида. Иной подход
означает предательство национальных интересов и подарок Турции, чего,
естественно, Армения не может себе позволить.
Объективности ради следует также сказать, что до сих пор все
относительно успешные достижения политики Ай-Дата по признанию геноцида армян
иностранными государствами и международными организациями и осуждению Турции за
это преступление – есть результат деятельности армянской диаспоры, ее
представительных организаций и старейших национальных партий, где партия
«Дашнакцутюн» занимает особое место.
Очевидно также, что современная Армения с диаспорой и без
диаспоры – это, как отмечал экс-президент Армении Роберт Кочарян, разные
весовые категории. Власти Армении не могут бойкотировать диаспору в столь
сложном вопросе установления межгосударственных отношений с Турцией и по
вопросу геноцида армян.
– Сегодня в отдельных кругах диаспоры появляется идея формирования
представительного органа Западной Армении в виде правительства в изгнании или
иного формата, который и будет концентрировать свою политическую деятельность
на вопросе ликвидации последствий геноцида армян и возвращения территорий
Западной Армении. Есть пока трудности на пути организационного процесса
становления, предпринимаются попытки формирования различных диаспоральных
союзов и форумов армянских организаций, которые станут учредителями новой организации.
Но это только видимость. Этим ли только объясняется затяжной процесс реализации
данной идеи и становления органа?
– Полагаю, что пока настоящая идея не находит политического
заказчика. Власти и часть общества Армении никак не может обрадовать
противопоставление с оставшимся армянским миром, что современная Республика
Армения лишь часть Восточной Армении и не способна влиять на политику Западной
Армении. Армянские старейшие партии также не привлекает данный проект,
поскольку долгая история эмиграции и познание политических институтов ведущих
государств Запада и Востока подсказывают, что появление такого органа может
быть поставлено в зависимость от интересов внешних сил, не совпадающих с
армянскими.
Запад (США, Франция и Великобритания) и Россия пока что не
готовы рассмотреть идею Западной Армении в плоскости реальной геополитики в
Малой Азии, соответственно нет и политического заказа на появление
соответствующих национальных органов. Этого нет сегодня в формате реальной
внешней политики, но никто не может отрицать деятельность разведслужб и формат
тайных операций, где идеи такого рода могут составить основу новым инициативам.
И если сегодня нет политического заказа, то завтра он может появиться. Тем
более приближается 100-летие геноцида армян. В рядах активистов нового
армянского организационного движения присутствуют активные поборники Севрского
мира, в своей основе они прозападники и, что самое интересное, представители
нового поколения армянской политики.
Во всех случаях армянским политическим институтам следует
изучать данный процесс, а не просто бойкотировать его. Так или иначе, Армения и
актуальные армянские политические институты отслеживают ситуацию, но не
предлагают эффективную политику. Для этого необходим совместный политический институт
Армения – диаспора. Время востребованности их совместной деятельности может
наступить неожиданно, но решения требуют определенной проработки и времени. Нам
уже сегодня необходимо приступить к выработке общенациональных программ
реализации положений Ай-Дата, чтобы при благоприятном стечении обстоятельств
иметь возможность их реализовать в будущем.
Понятно, что турки стараются всячески локализовать участие
армянской диаспоры в вопросе признания геноцида армян и продолжить давление на
власти уязвимой Армении. С диаспорой туркам все же придется считаться, а со
вступлением в ЕС Турция вновь столкнется с интересами армянской диаспоры –
граждан стран ЕС. Сегодня настороженное отношение к армяно-турецким
договоренностям объективно присутствует как в современной армянской (включая
республиканскую и диаспоральную), так и в инонациональной политической
действительности.
Вопрос не в том, что Армения и Турция начали вести
переговоры, подписали протоколы о восстановлении дипломатических отношений и
открытии границы. Следующий этап – ратификация достигнутых соглашений в
национальных парламентах. Усилия руководства Армении и Турции по налаживанию
добрососедства и регионального партнерства заслуживают поддержки и уважения.
Рано или поздно между нашими народами и государствами должен состояться диалог,
необходимо начать переговоры и восстанавливать отношения. «Холодная война» в
армяно-турецких отношениях должна смениться конструктивным сотрудничеством.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.