Главная » 2009 » Декабрь » 12 » Алексей Мухин: У Азербайджана – довольно сложное положение
Алексей Мухин: У Азербайджана – довольно сложное положение
00:19
Analitika.at.ua. Интервью Генерального директора Центра политической
информации Алексея Мухина информагентству АрмИнфо
Г-н Мухин, недавно в Мюнхене состоялась очередная шестая за год встреча
президентов Армении и Азербайджана. Как Вы думаете, привнесли ли участившиеся в
последнее время встречи на высшем уровне реальную активизацию в этот процесс
или это только иллюзия активизации?
Мюнхенская встреча – результат беспрецедентного давления со
стороны США и России, преследующих свои собственные геополитические цели.
России была необходима поддержка Турции в «Южном потоке», а США усиливали свое
влияние на Кавказе, пытаясь «оторвать» Армению от России.
Династический режим Азербайджана во главе с Ильхамом Алиевым вновь
перешел к использованию угроз в адрес Армении, причем сделал это
непосредственно перед мюнхенской встречей 22-го ноября. Какие цели, на Ваш
взгляд, преследует Баку посредством периодически звучащих заявлений
воинственного характера? И насколько реальной в этом контексте является
перспектива новой агрессии Азербайджана?
«У Азербайджана – довольно сложное положение: серьезно
испортились отношения с Туркменией по вопросу раздела каспийского шельфа. Дело
доходило до взаимных усилений военного режима. Чтобы привлечь внимание к
проблеме со стороны РФ и США и был реализован маневр с искусственным
обострением отношений с Арменией. Маневр отвлечения подразумевал прибытие в
регион представителей ведущих держав.
Военная же доктрина Армении строится не только на сугубо
оборонительных действиях и отражении агрессора, но и с учетом конфликта вокруг
Нагорного Карабаха. Она предполагает нанесение упреждающих ударов по противнику
в случае создания угрозы нападения на территорию республики. Схожее положение
есть и в Законе об обороне Азербайджанской республики от 1994 года с
последующими дополнениями. В военной доктрине Армении учитывается
географическое преимущество Азербайджана, и в случае нападения Азербайджана на
Армению, по мнению Еревана, вступают в силу обязательства ОДКБ. При этом в
Армении нет глубоко эшелонированной обороны, в отличие от Нагорного Карабаха.
Насколько, на Ваш взгляд, вероятна возможность урегулирования
нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время, и как, по Вашему мнению,
должен выглядеть вариант компромиссного урегулирования конфликта, при котором
все стороны остались, хотя бы минимально, удовлетворены?
Принципиального решения нагорно-карабахского конфликта не
существует. Единственное решение этого вопроса лежит в военной плоскости, что
на сегодня невозможно из-за крайней заинтересованности иных влиятельных стран в
стабилизации (замораживании) конфликта – США и РФ. Именно это «решение» и было
навязано Армении и Азербайджану, параллельно вопрос об открытии границы между
Арменией и Турцией перешел в практическую плоскость в результате давления со
стороны армянского лобби в США.
Учитывая весьма активную посредническую роль России в вопросе
урегулирования нагорно-карабахского конфликта можно полагать, что РФ пытается
взять инициативу в свои руки и единолично решить этот спор, сохранив именно за
собой влияние на обе страны?
У РФ сегодня нет возможности «взять инициативу в свои руки»
- инициатива принадлежит США и Турции, которым удалось навязать РФ свою игру в
регионе. Единственный инструмент в руках РФ – позиция руководства Армении,
которое в последнее время все больше «флиртует» с Вашингтоном.
Поговорим о наметившемся армяно-турецком сближении. Каковы, на ваш
взгляд, перспективы открытия границы и установления дипотношений между двумя
странами в ближайшее время?
Перспективы открытия границ в настоящее время весьма велики
– кроме Азербайджана все стороны стремятся к этому: США, Турция, Армения. Все,
кроме России, которая, как это ни парадоксально заинтересована в сохранении
режима закрытости, так как в этих условиях весьма комфортно брать под контроль
армянские экономические объекты без особенной конкуренции.
Существует ли, на Ваш взгляд, увязка между армяно-турецким и
карабахским процессами? Насколько вероятно открытие двусторонней границы без
реальных подвижек в вопросе Карабаха?
Увязка между армяно-турецким и карабахским процессами
существует, и она препятствует их разрешению. В результате, было бы
целесообразно эти проблемы «развести», что должно стимулировать их решение.
Кстати, весьма осторожную позицию в конфликте вокруг
Нагорного Карабаха занял Североатлантический альянс занял, а известный своими
антироссийскими взглядами бывший сопредседатель МГ ОБСЕ и экс-заместитель
помощника Госсекретаря США Мэтью Брайза заявлял, что Баку критикует НАТО,
выражая свою обиду на то, что Азербайджан, дескать, занимает проатлантическую
позицию, отказался от вхождения в ОДКБ (пока в нем Армения), всей душой
стремится в НАТО, а Брюссель ни разу не поддержал Азербайджан в вопросе Нагорного
Карабаха.
В Армении воспринимают возможность возникновения нового
конфликта вокруг Нагорного Карабаха, как наиболее вероятный вариант развития
событий. В отрабатываемой военной доктрине Нагорного Карабаха (Арцаха)
предлагается, что арцахская военная доктрина должна декларировать ведение
превентивной войны и нанесение упреждающих ударов по важнейшим объектам
противника в случае неизбежности возникновения вооруженного конфликта или
деятельности противника, создающей реальную угрозу безопасности Арцаха.
Усилит или же ослабит позиции России в регионе Южном Кавказе успешная
реализация армяно-турецких Протоколов и открытие двусторонней границы?
Влияние России при разблокировании армяно-турецкой границы
уменьшится, так как неизбежно возрастет влияние США. Открытие границ на
нынешнем этапе, на мой взгляд, ослабит и позиции российских компаний в регионе.
Какие цели преследуют крупные мировые игроки в процессе
армяно-турецкого сближения, в частности, США и ЕС. Совпадают ли их интересы в
данном вопросе с российскими?
Интересы РФ, ЕС и США в данном вопросе совершенно не
совпадают: каждая сторона настаивает на соблюдении собственной выгоды. РФ
необходимо сохранить Армению в составе ОДКБ. США намерены включить страну в
орбиту собственных проектов по обеспечению безопасности в Каспийском регионе.
ЕС надеется, что его миротворческие усилия будут оценены в ходе ценообразования
на энергоносители из Центральной Азии.
При этом, Армения – одна из тех стран ОДКБ, которая,
ссылаясь на геополитическую «зажатость» на Южном Кавказе, поддерживает и
развивает отношения военного сотрудничества с НАТО и США. Обе противостоящие
стороны, Россия и НАТО, вынуждены относиться с пониманием к такой позиции
Еревана, хотя повседневно идет борьба за «перетягивание» страны в свой лагерь.
Сотрудничество с НАТО Армения рассматривает, подчеркивают в
армянском руководстве, как один из компонентов обеспечения безопасности, и все
формы сотрудничества этим и объясняются. Если брать геостратегическую ситуацию
на Южном Кавказе в целом, то Армения точно рассчитала соотношение сил между
Россией и США, которые ведут борьбу за влияние в этом регионе, продумала, какую
пользу она может извлечь для укрепления своих позиций в противостоянии с
Азербайджаном при том понимании, что ни Россия, ни США не могут отказаться от
«авансов» Армении, в том числе, и в военной области.
В качестве рычага давления на Армению администрация Буша
использовала военную помощь, предоставляемую этой стране. В 2002 году на
американскую военную помощь было выделено дополнительно 4 миллиона долларов, а
также 200 тысяч долларов на военную подготовку армии. В следующем году упор был
сделан на обучение армянских военнослужащих в США и модернизацию системы связи
в вооруженных силах Армении. В 2004 году военная помощь администрации Буша
возросла до 5 миллионов долларов.
Смена хозяина в Белом Доме не привела к изменению
американской политики на Южном Кавказе. По-прежнему проводится курс на усиление
позиций США через оказание военной помощи. Более того, предполагалось развить
курс Буша на увеличение военной помощи Баку и ее сокращение для Еревана.
Администрация Обамы запланировала сокращение экономической помощи Армении в
2010 году на 38 процентов (с 48 миллионов до 30 миллионов долларов) и
декларировала нарушение баланса военной помощи в пользу Азербайджана. Но планы
Обамы нарушило влиятельное армянское лобби в США. Армянский национальный
комитет Америки (АNCA) активно работал с членами подкомитета по внешним
ассигнованиям палаты представителей Конгресса США. Армянское лобби продвигало
требования прекратить оказание военной помощи Азербайджану из-за угрозы
возобновления Баку военных действий, повышения военной помощи Армении до 5
миллионов долларов и 70 миллионов – на экономическое содействие и 10 миллионов
долларов – на развитие Нагорного Карабаха. Одновременно выдвигалось требование
установления дипломатических отношений с этой территорией.
В результате подкомитет 20 июня 2009 проголосовал за
сохранение в бюджете на следующий финансовый год экономической помощи Армении
на уровне прошлого года – 48 миллионов долларов и за увеличение объемов
гуманитарной помощи Нагорному Карабаху до «беспрецедентных» 10 миллионов
долларов (учтя требования армянского лобби). В рамках программы военного
обучения (IMET) для Армении предусмотрено 450 тысяч долларов. Одновременно
подкомитет проголосовал за сохранение паритета военной помощи для Армении и
Азербайджана, выделив обеим странам 3 миллиона долларов. Подкомитет по внешним
ассигнованиям палаты представителей Конгресса США также поддержал закон об ограничении
помощи Азербайджану.
Эти решения были приняты даже после того, как Армения
отказалась в мае 2009 года, в самый последний момент, участвовать в учениях
НАТО в Грузии (Cooperative Longbow/ Cooperative Lancer – 2009). В Баку
распространялись сведения, что этот отказ был вызван сильным нажимом Москвы, и,
мол, из Государственной Думы РФ поступили предостережения, что армяне, прияв
участие в натовских маневрах, потеряют Россию.
Возможно ли на фоне армяно-турецкого примирения российско-азербайджанское
сближение, учитывая, что недавно страны подписали между собой крупное
соглашение в газовой сфере?
РФ и Азербайджан являются крупными партнерами в сфере ТЭК.
Позиция Ильхама Алиева, лавирующего между Вашингтоном, Москвой и Брюсселем
полностью отвечает интересам Азербайджана и, в этой связи, очевидно, что эта
политика будет продолжена.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.