Среда, 22.09.2021, 11:05
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Декабрь » 12 » Алексей Мухин: У Азербайджана – довольно сложное положение
Алексей Мухин: У Азербайджана – довольно сложное положение
00:19

Analitika.at.ua. Интервью Генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина информагентству АрмИнфо

 

Г-н Мухин, недавно в Мюнхене состоялась очередная шестая за год встреча президентов Армении и Азербайджана. Как Вы думаете, привнесли ли участившиеся в последнее время встречи на высшем уровне реальную активизацию в этот процесс или это только иллюзия активизации?

 

Мюнхенская встреча – результат беспрецедентного давления со стороны США и России, преследующих свои собственные геополитические цели. России была необходима поддержка Турции в «Южном потоке», а США усиливали свое влияние на Кавказе, пытаясь «оторвать» Армению от России.

 

Династический режим Азербайджана во главе с Ильхамом Алиевым вновь перешел к использованию угроз в адрес Армении, причем сделал это непосредственно перед мюнхенской встречей 22-го ноября. Какие цели, на Ваш взгляд, преследует Баку посредством периодически звучащих заявлений воинственного характера? И насколько реальной в этом контексте является перспектива новой агрессии Азербайджана?

 

«У Азербайджана – довольно сложное положение: серьезно испортились отношения с Туркменией по вопросу раздела каспийского шельфа. Дело доходило до взаимных усилений военного режима. Чтобы привлечь внимание к проблеме со стороны РФ и США и был реализован маневр с искусственным обострением отношений с Арменией. Маневр отвлечения подразумевал прибытие в регион представителей ведущих держав.

 

Военная же доктрина Армении строится не только на сугубо оборонительных действиях и отражении агрессора, но и с учетом конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Она предполагает нанесение упреждающих ударов по противнику в случае создания угрозы нападения на территорию республики. Схожее положение есть и в Законе об обороне Азербайджанской республики от 1994 года с последующими дополнениями. В военной доктрине Армении учитывается географическое преимущество Азербайджана, и в случае нападения Азербайджана на Армению, по мнению Еревана, вступают в силу обязательства ОДКБ. При этом в Армении нет глубоко эшелонированной обороны, в отличие от Нагорного Карабаха.

 

Насколько, на Ваш взгляд, вероятна возможность урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время, и как, по Вашему мнению, должен выглядеть вариант компромиссного урегулирования конфликта, при котором все стороны остались, хотя бы минимально, удовлетворены?

 

Принципиального решения нагорно-карабахского конфликта не существует. Единственное решение этого вопроса лежит в военной плоскости, что на сегодня невозможно из-за крайней заинтересованности иных влиятельных стран в стабилизации (замораживании) конфликта – США и РФ. Именно это «решение» и было навязано Армении и Азербайджану, параллельно вопрос об открытии границы между Арменией и Турцией перешел в практическую плоскость в результате давления со стороны армянского лобби в США.

 

Учитывая весьма активную посредническую роль России в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта можно полагать, что РФ пытается взять инициативу в свои руки и единолично решить этот спор, сохранив именно за собой влияние на обе страны?

 

У РФ сегодня нет возможности «взять инициативу в свои руки» - инициатива принадлежит США и Турции, которым удалось навязать РФ свою игру в регионе. Единственный инструмент в руках РФ – позиция руководства Армении, которое в последнее время все больше «флиртует» с Вашингтоном.

 

Поговорим о наметившемся армяно-турецком сближении. Каковы, на ваш взгляд, перспективы открытия границы и установления дипотношений между двумя странами в ближайшее время?

 

Перспективы открытия границ в настоящее время весьма велики – кроме Азербайджана все стороны стремятся к этому: США, Турция, Армения. Все, кроме России, которая, как это ни парадоксально заинтересована в сохранении режима закрытости, так как в этих условиях весьма комфортно брать под контроль армянские экономические объекты без особенной конкуренции.

 

Существует ли, на Ваш взгляд, увязка между армяно-турецким и карабахским процессами? Насколько вероятно открытие двусторонней границы без реальных подвижек в вопросе Карабаха?

 

Увязка между армяно-турецким и карабахским процессами существует, и она препятствует их разрешению. В результате, было бы целесообразно эти проблемы «развести», что должно стимулировать их решение.

 

Кстати, весьма осторожную позицию в конфликте вокруг Нагорного Карабаха занял Североатлантический альянс занял, а известный своими антироссийскими взглядами бывший сопредседатель МГ ОБСЕ и экс-заместитель помощника Госсекретаря США Мэтью Брайза заявлял, что Баку критикует НАТО, выражая свою обиду на то, что Азербайджан, дескать, занимает проатлантическую позицию, отказался от вхождения в ОДКБ (пока в нем Армения), всей душой стремится в НАТО, а Брюссель ни разу не поддержал Азербайджан в вопросе Нагорного Карабаха.

 

В Армении воспринимают возможность возникновения нового конфликта вокруг Нагорного Карабаха, как наиболее вероятный вариант развития событий. В отрабатываемой военной доктрине Нагорного Карабаха (Арцаха) предлагается, что арцахская военная доктрина должна декларировать ведение превентивной войны и нанесение упреждающих ударов по важнейшим объектам противника в случае неизбежности возникновения вооруженного конфликта или деятельности противника, создающей реальную угрозу безопасности Арцаха.

 

Усилит или же ослабит позиции России в регионе Южном Кавказе успешная реализация армяно-турецких Протоколов и открытие двусторонней границы?

 

Влияние России при разблокировании армяно-турецкой границы уменьшится, так как неизбежно возрастет влияние США. Открытие границ на нынешнем этапе, на мой взгляд, ослабит и позиции российских компаний в регионе.

 

Какие цели преследуют крупные мировые игроки в процессе армяно-турецкого сближения, в частности, США и ЕС. Совпадают ли их интересы в данном вопросе с российскими?

 

Интересы РФ, ЕС и США в данном вопросе совершенно не совпадают: каждая сторона настаивает на соблюдении собственной выгоды. РФ необходимо сохранить Армению в составе ОДКБ. США намерены включить страну в орбиту собственных проектов по обеспечению безопасности в Каспийском регионе. ЕС надеется, что его миротворческие усилия будут оценены в ходе ценообразования на энергоносители из Центральной Азии.

 

При этом, Армения – одна из тех стран ОДКБ, которая, ссылаясь на геополитическую «зажатость» на Южном Кавказе, поддерживает и развивает отношения военного сотрудничества с НАТО и США. Обе противостоящие стороны, Россия и НАТО, вынуждены относиться с пониманием к такой позиции Еревана, хотя повседневно идет борьба за «перетягивание» страны в свой лагерь.

 

Сотрудничество с НАТО Армения рассматривает, подчеркивают в армянском руководстве, как один из компонентов обеспечения безопасности, и все формы сотрудничества этим и объясняются. Если брать геостратегическую ситуацию на Южном Кавказе в целом, то Армения точно рассчитала соотношение сил между Россией и США, которые ведут борьбу за влияние в этом регионе, продумала, какую пользу она может извлечь для укрепления своих позиций в противостоянии с Азербайджаном при том понимании, что ни Россия, ни США не могут отказаться от «авансов» Армении, в том числе, и в военной области.

 

В качестве рычага давления на Армению администрация Буша использовала военную помощь, предоставляемую этой стране. В 2002 году на американскую военную помощь было выделено дополнительно 4 миллиона долларов, а также 200 тысяч долларов на военную подготовку армии. В следующем году упор был сделан на обучение армянских военнослужащих в США и модернизацию системы связи в вооруженных силах Армении. В 2004 году военная помощь администрации Буша возросла до 5 миллионов долларов.

 

Смена хозяина в Белом Доме не привела к изменению американской политики на Южном Кавказе. По-прежнему проводится курс на усиление позиций США через оказание военной помощи. Более того, предполагалось развить курс Буша на увеличение военной помощи Баку и ее сокращение для Еревана. Администрация Обамы запланировала сокращение экономической помощи Армении в 2010 году на 38 процентов (с 48 миллионов до 30 миллионов долларов) и декларировала нарушение баланса военной помощи в пользу Азербайджана. Но планы Обамы нарушило влиятельное армянское лобби в США. Армянский национальный комитет Америки (АNCA) активно работал с членами подкомитета по внешним ассигнованиям палаты представителей Конгресса США. Армянское лобби продвигало требования прекратить оказание военной помощи Азербайджану из-за угрозы возобновления Баку военных действий, повышения военной помощи Армении до 5 миллионов долларов и 70 миллионов – на экономическое содействие и 10 миллионов долларов – на развитие Нагорного Карабаха. Одновременно выдвигалось требование установления дипломатических отношений с этой территорией.

 

В результате подкомитет 20 июня 2009 проголосовал за сохранение в бюджете на следующий финансовый год экономической помощи Армении на уровне прошлого года – 48 миллионов долларов и за увеличение объемов гуманитарной помощи Нагорному Карабаху до «беспрецедентных» 10 миллионов долларов (учтя требования армянского лобби). В рамках программы военного обучения (IMET) для Армении предусмотрено 450 тысяч долларов. Одновременно подкомитет проголосовал за сохранение паритета военной помощи для Армении и Азербайджана, выделив обеим странам 3 миллиона долларов. Подкомитет по внешним ассигнованиям палаты представителей Конгресса США также поддержал закон об ограничении помощи Азербайджану.

 

Эти решения были приняты даже после того, как Армения отказалась в мае 2009 года, в самый последний момент, участвовать в учениях НАТО в Грузии (Cooperative Longbow/ Cooperative Lancer – 2009). В Баку распространялись сведения, что этот отказ был вызван сильным нажимом Москвы, и, мол, из Государственной Думы РФ поступили предостережения, что армяне, прияв участие в натовских маневрах, потеряют Россию.

 

Возможно ли на фоне армяно-турецкого примирения российско-азербайджанское сближение, учитывая, что недавно страны подписали между собой крупное соглашение в газовой сфере?

 

РФ и Азербайджан являются крупными партнерами в сфере ТЭК. Позиция Ильхама Алиева, лавирующего между Вашингтоном, Москвой и Брюсселем полностью отвечает интересам Азербайджана и, в этой связи, очевидно, что эта политика будет продолжена.

 

Арам Араратян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1150
Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru