Главная » 2009 » Декабрь » 8 » Армения сегодня экспортирует больше кофе чем каучука
Армения сегодня экспортирует больше кофе чем каучука
21:47
Analitika.at.ua. В первой половине декабря состоится конференция,
посвященная современным проблемам малого бизнеса. Организатором мероприятия
является Республиканский союз работодателей Армении (РСРА), который представит
на обсуждение результаты своих последних исследований в сфере малого бизнеса. О
том какие проблемы намерен поднять РСРА рассказывает его исполнительный
директор Гагик Макарян.
- Исследования проводила входящая в структуру РСРА
Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства с привлечением других
экспертов союза. Нами было отобрано 133 малых предприятия, половина из которых
находится в Ереване, а остальные - в регионах (Лори, Гегаркуник, Тавуш и Вайоц
Дзор). Из них 40% занимается производством, а остальные 60% - предоставлением
услуг и торговлей. На базе этих предприятий путем опроса первых лиц
(менеджеров) были проведены исследования по существующим проблемам, гендерному
равенству, действующему законодательству, по получению кредитов, регистрации
новых компаний, экспортному потенциалу и др. Из изученных нами предприятий
только 8% ориентировано на экспорт. Кстати, экспортный потенциал малых
предприятий, проблемы малого бизнеса в Армении и направления возможной
кооперации обсуждались в ходе состоявшегося 13 ноября совместного мероприятия
"Евросоюз-Армения. Торговые потоки. Взгляд бизнес-сообщества",
которое прошло почему-то без участия СМИ и не получило соответствующего
освещения. В более широком формате эти вопросы будут обсуждаться на предстоящей
конференции.
Для начала хочу остановиться на сложившейся сегодня
структуре экспорта Армении (данные WTO, ITC Trademap за 2004-2008 гг., которые
несколько ниже цифр, зафиксированных нашей статистической службой), в которой
как в зеркале отражаются все проблемы нашей экономики, в том числе и малого
бизнеса. В перечне статей экспорта первые 15 позиций составляет около 80% всего
объема экспорта. В 2008 году экспорт Армении в денежном выражении составил
около 1,055 млрд. долларов, на долю первых 15 позиций приходится 862,7 млн.
долларов.
Первое место по объему занимают металлические сплавы - 208,8
млн., затем следуют бриллианты - 145,6 млн., крепкие спиртные напитки (коньяк,
ром, джин и др.) - 141,8 млн., медная руда и концентрат - 101,6 млн., черновая
медь - 63,3 млн., цемент - 38,4 млн., алюминиевая фольга - 36,4 млн., ювелирные
изделия - 21,9 млн., молибденовая руда и концентрат - 20,8 млн., молибден и
изделия из молибдена, включая отходы и лом - 19,7 млн., бюстгальтеры, ремни,
корсеты - 17,2 млн., кофе - 15,2 млн., искусственный каучук и латексы - 13,4
млн., стеклянные бутылки, банки и другая тара - 10,4 млн., комплектующие
изделия для радиоприборов и телевизоров - 8,2 млн.. Вот и весь наш экспорт. В
1991 году после развала Советского Союза аналогичные продукты составляли из
общего объема экспорта 40-45%, т.е. 60% экспорта определяли другие товары и
продукты, и мы имели обширную структуру экспорта. Затем из года в год как
объемы, так и структура экспорта сужались, и за последние пять лет структура
практически не меняется. Страна, в которой не выращивается кофе, экспортирует
его больше, чем хлоропренового каучука, по производству которого в течение
многих лет она была монополистом в регионе.
Нам надо принимать очень серьезные меры, чтобы изменить
структуру экспорта, а большинство наших малых предприятий сегодня не
эффективны. Многие из них создаются на деньги, которые берутся в долг, а для их
дальнейшего развития доступных кредитов очень мало. Государство выделяет
какие-то средства, но их недостаточно, и они даются не всем. А банковские
кредиты слишком дороги для малого бизнеса. Отсутствие доступных финансовых
ресурсов - это первая проблема малого и среднего бизнеса.
Вторая проблема - слишком сложная процедура банкротства и
ликвидации нежизнеспособных предприятий. Предприятие должно погасить свои
задолженности, чтобы иметь право пройти через эту систему - это требование
закона. В результате неудачливые бизнесмены замораживают деятельность
неоправдавшего их ожиданий предприятия и открывают новое. Так и получается, что
в Армении существует более 125 тысяч компаний, большинство из которых не
работает. В бездействующих предприятиях заморожено немало активов, которые
никак не используются, и наша страна от этого много теряет. На мой взгляд, в
целях оздоровления экономики и размораживания активов необходимо пересмотреть
схему банкротства и ликвидации предприятий. Государство может сказать: из 10
миллионов долга заплати 1 и иди работай, остальные 9 я тебе прощаю. Думаю, что
от этого выиграют все. А то получится, что завтра наш экспорт составит 2 млрд.
долларов, но поставлять мы будем только медь и молибден. Разве это приемлемо?
Ведь торговля - это и культура, и обмен опытом, и информация, и имидж, это
экономическое и политическое влияние и многое другое.
Мною названы далеко не все проблемы. У нас в малом бизнесе
масса проблем. Как показали опросы респондентов, почти все говорят, что для
развития бизнеса важное значение имеет информация о рынках, о законах. При этом
на вопрос, откуда они черпают информацию, 33% респондентов ответило - из газет,
а 22% - от бухгалтера. Получается, что 55% опрошенных не обращается к
источникам профессиональной информации (консультанты, ассоциации, официальные
государственные сайты, ТПП, РСРА и др.). Однако при этом большинство из
опрошенных бизнесменов настроено оптимистично: они намерены развивать бизнес,
внедрять новое оборудование и технологии. И несмотря на все проблемы всего 2-3%
сказало, что, может быть, сократят работников. Остальные не собираются этого
делать, а некоторые даже намерены увеличить численность персонала.
Низкий уровень подготовки и завышенная самооценка, нежелание
чему-либо учиться, к сожалению, характерны для наших бизнесменов. Зачастую не
используются даже те возможности, которые есть. Приведу простой пример:
льготный режим экспорта в страны ЕС, предоставленный Армении в рамках системы
GSP+ сроком на три года. Прошел почти год, а этой возможностью воспользовалось
менее десяти компаний.
На предстоящей конференции мы намерены представить проблемы
малого бизнеса, в том числе женского предпринимательства, привлечь к ним
внимание правительства, организаций-доноров, НС, принимающего законы, которые
несмотря на некоторое улучшение бизнес-среды нуждаются в дальнейшей доработке.
У нас постоянно расширяется импорт и сужается экспорт, и так
дальше продолжаться не может. Государство должно выработать специальную
политику, направленную на создание и развитие устойчивых
экспортно-ориентированных малых и средних предприятий. Мы должны очень серьезно
подумать о том, как оздоровить малый и средний бизнес. Малые предприятия должны
стать сильными, конкурентоспособными и ориентированными на экспорт. Могут быть
два подхода для увеличения числа экспортно-ориентированных компаний. Первый -
выявление действующих малых предприятий, имеющих экспортный потенциал, и
оказание им соответствующей поддержки. Второй - создание с нуля компаний,
изначально ориентированных на экспорт. Для таких предприятий очень важны
вопросы тестирования продукции, лабораторных испытаний, международной
сертификации, знания таможенных правил других стран и многое другое. Мы должны
помочь им найти нишу.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.