Армения в системе мировых и региональных координат
19:22
Analitika.at.ua. Геополитическое положение Армении таково, что в окружении
враждебных и полу- враждебных государств ей приходится в своей внешней политике
больше лавировать, чем проводить какую-либо четкую линию сообразно своим
интересам и национальной безопасности. Провозглашенная политика
комплиментарности стала единственным способом удержаться на плаву и более того,
в некотором роде стать связующим мостом между Западом и Россией. Однако на деле
это выглядит не так, как хотелось бы и причин этому несколько. Основная – это
нерешенность карабахского конфликта, которая не лучшим образом отражается на
торгово-экономической жизни республики. При наличии одной надежной сухопутной
границы – с Ираном и весьма ненадежной – с Грузией, армянский рынок не имеет
полноценного выхода в мир.
Армения – Иран и Ближний Восток
Геополитическое положение Армении довольно сложное –
напряженная ситуация на Ближнем Востоке и возможный военный удар по Ирану может
болезненно отозваться как на армянских общинах региона, так и на самой Армении
в целом. В этом плане внешняя политика страны строится по принципу: ничего
лишнего. То есть Ереван не вмешивается без особой на то нужды ни в сирийский
конфликт, ни в противостояние между Западом и Ираном. Можно даже сказать, что в
этих вопросах Армения ведет себя, в некотором роде подстраиваясь под российскую
политику. Само собой разумеется, что Ереван не может в силу своей некоторой
слабости и зависимости от США и ЕС вести себя более определенно. По мнению ряда
российских политологов, армянской дипломатии следует активизироваться, занять
более принципиальную позицию в вопросах недопущения войны в Сирии и Иране. Поэтому
Армении следует обращаться к общественности западных стран, объяснять ей
опасность, грозящую армянской общине Сирии, а также выступать против военного
вмешательства Запада в сирийские дела. Правда в том, что Россия может
поддерживать Асада, она держава, имеющая свои интересы на Ближнем Востоке,
откуда ее изо всех сил пытаются вытеснить. А Армении в данном случае лучше не
делать резких движений. Представим, что Ереван выступил вместе с Москвой и
Пекином в поддержку нынешней власти в Сирии. На Армению и так косо смотрят на
Западе из-за дружбы с Ираном, но понимают, что это вопрос выживаемости
республики. С Сирией все обстоит немного по-другому: нет ни общей границы, ни
совместных проектов. Есть только община.
Что касается Ирана, то здесь у Армении просто нет выхода,
как оставаться в стороне и не пытаться подлаживаться под санкции или давление
США. Иран и Армению связывают более крепкие узы, чем это представляют на Западе
и по большому счету, развитие ядерной энергетики Ирана для Армении только
выгодно. В отличие от соседнего Азербайджана, с Арменией у Ирана не было и нет
территориальных претензий, а наличие довольно большой армянской общины во
многом способствует укреплению и развитию связей, как на государственном, так и
на общественном уровне. В Иране проживают более 120 тысяч армян, они
представлены в парламенте страны. Более того, армянская община имеет право
свободно исповедовать христианство, что в Исламской республике не дано никому. Армянские
храмы охраняются государством, а комплекс Св.Фаддея на территории Ирана, внесен
в список материального наследия ЮНЕСКО. Сегодня в Армении получают образование
около 3000 иранских студентов, что само по себе является достаточно весомым
аргументов в пользу развития гуманитарных отношений. Для Армении наличие рядом
дружественной мусульманской страны является одним из гарантов собственной
безопасности, особенно при нерешенном карабахском конфликте. И армянские власти
не могут не приветствовать взвешенную и четкую позицию Ирана в карабахском
вопросе. Более того, в 2010 году Иран отказался пропустить военные грузы для
Азербайджана. Информация об этом была объектом пристального внимания, как
Армении, так и Азербайджана. Надо также отметить, что одним из факторов,
негативно действующих на развитие армяно-израильских отношений, также является
Исламская республика. Однако армянская сторона отлично понимает, что дружба с
Ираном намного предпочтительнее отношений с Израилем.
Армения-Турция
Иран для Армении в качестве регионального лидера намного
предпочтительней, нежели Турция, с которой у Еревана так и не заладились
отношения. Если называть вещи своими именами, то Турция для Армении враг №1
хотя бы в силу того, что она до сих пор не признает массовое убийство и
депортацию полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны геноцидом. Плюс
к этому, Турция занимает откровенно про- азербайджанскую позицию в карабахском
конфликте и пытается навязать сторонам свое решение проблемы, то есть вернуть
Нагорный Карабах под юрисдикцию Азербайджана.
Надо подчеркнуть, что внешняя политика Армении основана на
двух «китах» : международное признание Геноцида армян и справедливое решение
нагорно-карабахской проблемы. Причем в последнем случае, справедливое решение –
это решение народа Нагорного Карабаха, который сам должен выбрать себе будущее.
Отношения с Турцией при всем желании Запада никак не могут
нормализоваться, даже несмотря на подписание 10 октября 2009 года в Цюрихе
армяно-турецких Протоколов о нормализации отношений и открытии границы, которая
была закрыта в одностороннем порядке Турцией в 1993 году из-за карабахского
конфликта. Но дело не только в Карабахе. Армения мешает Турции в деле создания
Великого Турана, как бы ни говорили о том, что это всего лишь желаемый исход
новой геополитической карты для Анкары. «Армянский клин» не дает Турции свободы
для проникновения в Центральную Азию, хотя значение этого клина несколько
преувеличено. Но, тем не менее, он есть и он мешает.
Отношениям Анкары и Еревана мешает также Баку, который
прилагает максимум усилий для недопущения завязывания каких-либо отношений
между Арменией и Турцией. В Баку отлично сознают, что если Турция станет
сотрудничать с Арменией, то Азербайджан останется в регионе без поддержки,
учитывая весьма и весьма напряженные отношения с Ираном. Сама же Анкара по
некоторым косвенным свидетельствам, уже не знает, как выйти из той тупиковой
ситуации, в которую ее вогнал Баку. Следует отметить, что карабахская проблема
для Турции, если оставить словесную шелуху, где-то в конце второй десятки
вопросов, требующих незамедлительного решения. Что же касается признания
Геноцида армян, то приближающееся 100-летие может довольно больно ударить по
турецким амбициям «демократической мусульманской страны».
Армения-Россия
Армяно-российские отношения после избрания президентом РФ
Владимира Путина остались на прежнем уровне и вряд ли изменятся в течение
ближайших 10 лет. Можно сколько угодно говорить об отсутствии у Москвы
кавказской политики и это в некотором роде правильно. Можно даже вспомнить, что
именно большевистская Россия отдала Карабах тюркам во имя «всемирной
революции». В истории двух народов есть и славные страницы и не очень. Однако в
настоящее время Армения пока что находится в орбите российских интересов. Здесь,
наверное, надо также отметить и непростую ситуацию с Ираном, где Армения и
Россия выступают почти с одинаковых позиций.
После развала СССР в Москве поняли, что на Южном Кавказе у
России возможен только один надежный союзник – Армения. Дело даже не только в
христианстве, хотя и оно имеет значение. Просто Армения волею истории 300 лет
тому назад связала свою судьбу с Россией и отказываться от этого не намерена. Смеем
надеяться, что и в РФ думают аналогичным образом. Тем не менее, если вспомнить
90-е годы, сначала отношения не складывались так, как хотелось и Москве и
Еревану. Причин тому было много: война, блокада, нежелание руководства обеих
стран договориться, амбиции Левона Тер-Петросяна и Бориса Ельцина, еще какие-то
обстоятельства, о которых сейчас и не упомнишь. Начало серьезным отношениям
было положено только в 1997 году, когда был подписан Большой договор между
Арменией и Россией о сотрудничестве. С тех пор в регионе многое изменилось, но
армяно-российские отношения остаются на должной высоте. Правда, обе стороны
хотели бы больше, но отсутствие общей границы делает сотрудничество иногда
проблемным. Российская Федерация остается лидером среди стран-инвесторов в
армянскую экономику и занимает первое место. Доля России в привлеченных в
Армению инвестициях составляет порядка 38,5%. Кроме того, в общем объеме
поступающих в Армению из-за рубежа частные трансферты переводы из России
занимают первое место ($1113,4 млн. в 2010 году, что превышает товарооборот
между Россией и Арменией).
На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная
база. Сформирована объединенная российско-армянская войсковая группировка.
Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками
несет охрану границ республики с Турцией и Ираном.
Фактически, безопасность Армении находится в руках Москвы и
время от времени Ереван выражает естественную озабоченность поставками
вооружения в Азербайджан со стороны РФ, укрепление отношений с Турцией. В этих
шагах Москвы, как говорится, ничего личного – просто бизнес. Внешняя политика
любой страны, а тем более супердержавы основывается на вечных интересах. Те
страны, которые способствуют этому, входят в число друзей, военных союзников,
стратегических партнеров. Общение с ними происходит на самых различных уровнях,
даже если на первый взгляд будет казаться, что в этой паре есть ведущий и
ведомый. Не меньше чем Россия Армении, сама Армения нужна России, ибо с ее
потерей РФ окончательно потеряет не только Кавказ, но и возможно Ближний
Восток, что, исходя из интересов российского государства, просто недопустимо.
Экономика
Членство во Всемирной торговой организации (ВТО), куда
Армения вступила в 2003 году было прежде всего политическим решением и уже
потом торгово-экономическим. Фактически, в экономической жизни страны почти
ничего не изменилось. Остается актуальной проблема дискриминации товаров и
услуг армянских производителей, возникают проблемы транзита грузов через
территорию Грузии, по сравнению с другими странами (тариф на транзит армянских
грузов почти на 50% выше тарифа для азербайджанских грузов). Высокие транспортные
тарифы приводят к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности
армянских товаров на внешних рынках. Наблюдаются примеры дискриминации также на
рынках ЕС и США цветочной продукции, минеральной и родниковой воды, рыбных
товаров. Все это говорит о том, что членство в ВТО автоматически не принесло
«экономического чуда», как на это надеялось правительство. Получилось так, что
присоединение к ВТО стало не механизмом реализации экономической политики
государства, а самоцелью и, как следствие, ничего не получилось. Для Армении
крайне важно обеспечить благоприятные условия развития торговли с соседями и
другими важными торговыми партнерами Армении, имеющими значительные по объемам
рынки, которые не являются членами ВТО и в этом аспекте жизненно важно открытие
для армянских производителей защищенного протекционизмом рынка Ирана.
Есть еще одно обстоятельство, немаловажное. Армянские товары
в большинстве случаев не могут конкурировать с более дешевыми и доступными
товарами из Турции, Грузии и Азербайджана вследствие слишком больших
транспортных расходов. В данном случае речь может идти только о небольших
поставках продукции сельского хозяйства и золотообрабатывающей и
алмазообрабатывающей промышленности. Транспортировка последних наиболее легка и
поэтому предпочтение отдается именно им. Тем не менее, надо признать, что
экспорт фруктов и овощей в страны ближнего зарубежья растет каждый год – в 2012
г. экспорт фруктов и овощей из Армении увеличился на 85% по сравнению с прошлым
годом. По оценке Минсельхоза, общий спрос на экспорт в 2012 г. составит 28.9
тыс. тонн, из них 14.9 тыс. тонн абрикосов, 10.3 тыс. – винограда, 2.6 тыс. –
персиков, 4.3 тыс. – овощей. Ожидаемый спрос превысит уровень 2011 г. на 16.4
тыс. тонн (примерно на 130%). Карине Тер-Саакян, kavkazoved.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.