Главная » 2012 » Сентябрь » 26 » Азербайджан давно и сознательно паразитирует на истории и культуре коренных народов
Азербайджан давно и сознательно паразитирует на истории и культуре коренных народов
01:20
Analitika.at.ua. 6 октября в дагестанском городе Хасавюрт состоится
объединенный съезд представителей лезгинского и аварского народов. На съезде
предполагается обсудить животрепещущие для обоих народов вопросы, в том числе
проблемы, связанные с их разделением государственной границей между Россией и
Азербайджаном. Беспокойство аварцев и лезгин естественно: проживание в разных
государствах порождает немало проблем, в том числе в области культуры, языка,
поддерживании родственных отношений и т.д. У лезгин, аварцев, цахур, рутульцев
эта проблема усугубляется еще и тем, что в силу исторических причин по разные
стороны границы оказались не только сами народы, но и их Родина. Лезгин,
проживающий в Дербенте (Россия) является таким же автохтоном, как и лезгин,
проживающий в Кусары (Азербайджан).
Лезгинские и аварские общественные деятели с болью говорят о
том, что двух десятков лет раздельной жизни оказалось достаточно, чтобы
разделенные народы перестали жить в едином национальном ритме, начали мыслить
по-разному. Разумеется, сегодня пока можно говорить лишь о зачатках этого
явления, но они уже существуют, и вполне естественно, что национальные деятели
трансграничных народов озабочены этим процессом. Одним словом, съезд
представляется необходимым мероприятием на пути выявления и преодоления
искусственно созданных сложностей внутри национального организма.
В России, в которой, вроденачали понимать, что проблемы любого из народов многонациональной
страны, в конце концов, оборачиваются проблемами для всего государства,
беспокойство этих народов, кажется, находят понимание. Подтверждением этому
является проведенная 18 июня сего года в московском «Президент Отеле»
международная научная конференция «Проблемы лезгинского и аварского народов,
разделенных госграницей между Российской Федерацией и Азербайджанской
Республикой, и пути их решения». Следует также отметить, что в России
функционируют многочисленные лезгинские и аварские общественные организации,
деятельность которых охватывает все сферы жизни этих народов не только в
Дагестане, но и по всей стране.
Сказанное, конечно, не означает, что все проблемы аварцев и
лезгин в России решены. Это далеко не так, и выступления многих докладчиков на
конференции в Москве ясно и четко указывали на недоработки российского
законодательства в этом направлении. Но, и это отмечают сами лезгины и аварцы,
ситуация постепенно меняется в лучшую для этих народов сторону. Интересно,
кстати, что и аварцы и, особенно, лезгины, связывают это улучшение с личностью
президента России. Так, в личных беседах мне не раз приходилось слышать, что
преступное безразличие, выказанное при передаче Азербайджану двух населенных
лезгинами российских сел Храх уба и Урьян уба, при В.Путине было бы невозможно.
Между тем, две эти деревни, вместе с их населением, просто были подарены
Азербайджану. Не для оправдания властей России, а истины ради добавлю, что
произошло это еще и потому, что часть населения сел Храх и Урьян позволила
азербайджанской полиции запугать себя, а другая часть оказывала неактивное
сопротивление и не скрывала надежду на приличную компенсацию в материковой
России.
Как видим, в России проблемы с властью у лезгин и аварцев
существуют. Но, и это надо особо отметить, эти проблемы не питаются ненавистью.
Большая часть их исходит либо от некомпетентности властных структур на местах,
либо от завышенных ожиданий и требований населения. В последние годы к ним
добавился еще и подогреваемый извне и подпитываемый некоторыми российскими
деятелями религиозный (Гейдар Джемаль) и расовый (Мурад Аджи) экстремизм. Тем
не менее, и об этом говорят сами лезгинские и аварские общественные деятели,
отношения между властью и населением все больше находят понимание.
Совершенно иная ситуация складывается в Азербайджане, где
аварцы и лезгиноязычные народы (лезгины, удины, рутульцы, цахуры, крызцы,
хиналугцы, будуцы…) превращены в этнических изгоев. Азербайджанская оппозиция
любит доказывать, что, мол, в республике всем живется одинаково плохо, и
лезгинам и аварцам грех жаловаться на притеснения на этнической почве. Подобные
утверждения изначально лживы, и призваны защитить власть, с которой, по крайней
мере, в данном вопросе, у оппозиции нет противоречий. Да, действительно,
закавказские турки Азербайджана столь же бесправны перед власть имущими, что и
коренные народы республики, и испытывают тот же правовой и социальный
беспредел, однако для талышей, лезгин, аварцев социальные и правовые беззакония
накладываются на жесточайшую дискриминацию по этническому признаку.
Из доклада лезгина Руслана Курбанова на московской
конференции: «Видимо в Баку считают, что, лишив коренные народы исторической
памяти, их проще будет в дальнейшем ассимилировать. С этой же целью проводятся
не только переименования, но и в учебниках истории практически полностью
отсутствует информация по истории лезгин, аварцев, талышей и других коренных
народов Азербайджана». «В самом Азербайджане лезгины и другие коренные народы
не имеют возможности учиться на родном языке. Нет ни одного учебного заведения,
где когда-либо хотя бы в первом классе велось обучение на лезгинском языке». «Создаваемые
в Азербайджане исторические фальсификации наносят сильный урон самосознанию,
чувству национальной гордости нетюркских народов, в том числе лезгин, которых
они лишают исторического прошлого».
Из доклада аварца Марко Шахбанова: «Так, например, открытый
в 1996 г. в г. Баку филиал Дагестанского Государственного университета
(филологический, юридический и финансово-экономический факультеты)
просуществовал несколько лет, но не получил аттестации от азербайджанских
органов власти и был закрыт». «В адрес, в частности, аварского населения этих
районов (Компактно населенные аварцами Белоканский, Закатальский и Кахский
районы Азербайджана. – Л.М.-Ш.) со стороны местных органов власти постоянно
высказываются требования покинуть эти районы с угрозой физической расправы». «В
начале 90-х годов здесь (Крупное аварское поселение Эхеди Тала. – Л.М.-Ш.)
начали преподавать аварский язык, но после нескольких дней обучения силами
районной власти и спецслужб это было запрещено».
Коренное население Азербайджана совершенно лишено
национальных прав, что является главным источником этнического дискомфорта
лезгин, аварцев, талышей. Целенаправленная политика дискриминации и
третирования автохтонных народов Азербайджана не только не маскируется, но и,
наоборот, выпячивается и намеренно принимает показательный характер. Азербайджан
старается создать у автохтонных народов чувство безысходности. Безысходность –
лучшее средство для прекращения борьбы за национальные права. Она становится
причиной ассимиляции и/или вытеснения из автохтонных народов из республики.
Надо сказать, что в Азербайджане это понимают не только
представители коренных народов, но и основная масса закавказских турок, с
удовлетворением следящая за процессом уничтожения этнических и цивилизационных
альтернантов. По этой причине любое сообщение о каком либо мероприятии коренных
народов этой республики в России или иной стране – в Азербайджане это
невозможно в принципе – пугает не только азербайджанскую власть, но и более или
менее грамотную часть закавказских турок. Так, краткая информация о готовящемся
съезде представителей аварскоголезгинского народа в городе Хасавюрт – съезд намечено провести 6 октября
– стала поводом для публикации в бакинской прессе статьи с выразительным
заголовком: «6 октября Азербайджан вновь обвинят в разделении кавказских
народов».
В самом деле, Азербайджан давно и сознательно паразитирует
на истории и культуре коренных народов республики. Там прекрасно знают, чью
сметану столь старательно вылизывают уже много десятков лет. Знают и боятся,
что когда-нибудь могут лишиться этой кормушки. Точно так же и по тому же сценарию,
что и в Арцахе. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.