Analitika.at.ua. 15-17 сентября 1918 года в Баку было истреблено около
30000 армян.
Выдержки из опубликованного в "Кавказском слове"
материала за подписью врача из Баку, очевидца армянской резни в сентябре
1918г.:
"В 9 ЧАСОВ УТРА В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15 СЕНТЯБРЯ, ТУРКИ С
НАГОРНОЙ ЧАСТИ ВОРВАЛИСЬ К НАМ. Начиная с Шамахинки по Воронцовской и другим
главным артериям города, Торговой, Телефонной – массовый грабеж всего до нитки,
варварское уничтожение имущества, лабораторий, врачебных кабинетов, аптек,
магазинов, квартир... Случалось, что головы армян показывались в толпе громил,
и это еще больше усиливало погром. Всего армян погибло до 30 тысяч человек!
Такие картины, как ребенок, сосущий в течение двух дней грудь убитой матери или
играющий в крови родителей, – были обыкновенными явлениями. В нашем лазарете
при первом своем появлении турки отобрали у больных всю обувь и сапоги,
изнасиловали шесть сиделок, чуть не убили смотрителя за то, что он не сразу
отдал им кассу, и т.д.
Привозя в лазарет на грузовиках изувеченных армян, они
сбрасывали их на тротуары и плетьми загоняли их к нам. У нас в лазарете имеется
старуха лет семидесяти, которой рассекли мягкие седалищные части; дети
пяти-восьми лет, у одного из них вывихнута рука, ободраны покровы, мышцы все
обнажены, зияет грудь; у другого – то же с ногой, у третьего рана и пуля в
голове, – масса мужчин с обрубленными руками, ногами, повреждениями в черепе,
тяжелыми ранами и увечьями. А город весь усеян трупами армян, которые
разлагались несколько дней, пока их убрали. Михайловская больница переполнена
изнасилованными девушками и женщинами. Все лазареты переполнены ранеными
армянами..." ("Кавказское слово", №215, 08.05.1918).
Особенностью младотурецкой политики являлась подчиненность
религии идее создания туранского государства. В отличие от предшествующего
панисламистского периода, религия не представлялась уже абсолютной категорией,
а использовалась как механизм консолидации тюркских народов, часть которых
исповедовала не суннизм, а шиизм (как кавказские татары).
Вот как вспоминает "бакинское время" французская
писательница тюркского (азербайджанского) происхождения Банин Асадуллаева:
"Тогда ислам сошел со своего истинного пути, заплутал и потерял
изначальный смысл. Вера, смешавшаяся с реалиями современного мира, не покоила
сердца. Она стала помехой в сиюминутных интересах и была отброшена за
ненадобностью. Разве Коран не запрещает азартные игры? Но весь Баку играл.
Выигрывал и проигрывал деньги мешками. Пророк запретил употребление вина. Но
все пили! Пили и водку, и коньяк, и прочие алкогольные напитки, лицемерно
утверждая, что эти напитки – не вино. Изображение человека считается запретным
в исламе. Но мусульмане толпами посещали фотоателье, чтоб затем украшать стены
своих домов собственными изображениями".
ПРИ МЛАДОТУРКАХ И МУСАВАТИСТАХ ИСЛАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАЧАЛ
постепенно сдавать свои позиции, обретая некую граничившую с измывательством
декоративность – отсюда и ритуальность форм насилия. Образно говоря, в тот
период муллы не могли рассчитывать на высокое положение и были востребованы
преимущественно как незаменимый инструмент консолидации религиозного населения
и направления агрессии масс по заданному политическим руководством руслу.
Германский генерал фон Кресс вполне грамотно вычислил
неизбежность грядущей катастрофы. За месяц до армянской резни в Баку он
продиктовал докладную рейхсканцлеру фон Гертлингу (это он подписывал с
Советской Россией Брестский мир). "Турецкая политика ясна, есть намерение
уничтожить армян", – таким было резюме рапорта. 5 августа, когда
подготавливался этот документ, Кавказская исламская армия дислоцировались в
десятках километров от Баку.
Сама армия представляла собой тринадцатитысячное
(изначально) тюрко-татарское объединение под командованием Киллигиля Нури-паши
– сводного брата военного министра Энвера, одного из главных организаторов и
виновников Геноцида армян. Нури грезил управлять азербайджанским тюркским
государством, и не будет большим преувеличением сказать, что именно он стал
фактическим создателем этой республики в мае 1918г.
Политика истребления армянского населения Баку в сентябре
1918 г. получила название "кясар" ("вырежем без
промедления"). "Кясар" предполагал не только ритуальное
глумление и только потом убийство каждого армянина, не только подчиненность
мусульманских институтов политическим страстям Нури, но и жесткое запугивание
уцелевшего населения, призванное вынудить его окончательно покинуть город
"и больше никогда здесь не появляться".
"Кясар" ознаменовал второй этап "армянского
исхода". Вот лишь несколько сообщений из прессы тех лет: "В ночь на
16 сентября в Баку было вырезано около 35 000 армян" ("Кавказское
слово", 12.10.1918); "Во время погромов и резни было зверски убито
30-35 000 мирных жителей, главным образом армянские рабочие; всюду на улицах
валялись трупы" ("Известия ВЦИК", 23.04.1919); "Численность
истребленных в Баку армян составила 20-30 000" (Wilhelm Litten. Persische
Flitterwochen…).
Банин Асадуллаева, которую никак нельзя назвать нейтральным
публицистом, вспоминала: "В Баку турки наводили порядок. Почти ежедневно
происходили казни. Вешались преступники и мародеры. В одном из городских парков
была установлена виселица, на которой ветер раскачивал тела казненных в устрашение
прочим. Надо сказать, такая мера давала хорошие результаты: очень скоро
прекратились разбои, грабежи и прочие преступления. В городе были полностью
восстановлены порядок и покой". "Порядок и покой" означали
ликвидацию армянского пласта.
САМА БАНИН – ДОЧЬ МИНИСТРА ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
М.АСАДУЛЛАЕВА в правительстве мусаватистского Азербайджана: "Баку стал
столицей независимой Азербайджанской Республики. Мой отец был назначен
министром торговли. Отныне наш дом охраняли два солдата – ведь это был дом министра!
Отец носил широкую желтую ленту, не снимая ее до самого падения независимого
Азербайджана. А мы гордились его должностью".
Младотурецкий куратор Азербайджанской Республики Нури-паша
прекрасно осознавал важность кадровой политики: помимо интеллектуальных,
организаторских качеств, помимо политических взглядов того или иного кандидата
на министерское кресло учитывался и фактор его отношения к армянам, расистский
фактор. Предпочтение отдавалось представителям тех семей, где дети забавлялись
"играми в резню".
Павел Шехтман пишет: "Воспоминания азербайджанской
писательницы Ум-эль-Банин показывают, какой отпечаток накладывает атмосфера
резни на детскую психику", - имея в виду описанные писательницей в книге
"Кавказские дни" игры бакинских детей: "В праздничные дни мы
играли в резню армян, игру, которую мы предпочитали любой другой. Опьяненные
своими расистскими страстями, мы приносили в жертву Тамар (армянку по матери)
на алтарь нашей атавистической ненависти. Сначала мы ее произвольно обвиняли в
убийстве мусульман и немедленно расстреливали несколько раз один за другим,
чтобы возобновить удовольствие. Потом ей отрывали члены, язык, голову,
внутренности, которые кидали собакам, чтобы выразить презрение к армянской
плоти".
Корреспондент "Кавказского слова" С.Рафалович
вспоминал: "В моем присутствии министр внутренних дел Бебуд Джеваншир
говорил: "Сегодня у меня был Тагионосов. Я ему сказал, что в интересах
армян ко мне не являться и не ходатайствовать. Когда я разговариваю с армянами,
во мне подымается такое озлобление, что я сам себя не помню, и это, конечно,
ухудшит положение армян". Тогда Бебуда Джеваншира спрашивают, почему же он
принял такой ответственный пост министра внутренних дел. "Что вы, –
отвечает Джеваншир, – да я ведь попал в министры только для того, чтобы
разделаться с армянами".
Именно после армянской резни 1918г. Баку стал столицей
независимой Азербайджанской Республики. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.