Analitika.at.ua. 23 сентября лидер "Грузинской мечты” Бидзина Иванишвили
на предвыборной акции в Зугдиди, приуроченной к предвыборной кампании
намеченных на 1 октября парламентских выборах в Грузии, заявил, что его
коалиция рассматривает вопрос о восстановлении железнодорожного и
автомобильного сообщения с Абхазией. Данное заявление, безусловно, представляет
большой интерес для Армении, находящейся усилиями Турции и Азербайджана в
полублокадном состоянии. В случае если заявление грузинского
политика-миллиардера выйдет за рамки пиар-кампании и станет явью, это
существенно поспособствует выходу Армении не только из экономической, но и
геополитической блокады, дав начало новой реальности и непрекращающейся
трансформации расстановки сил на Южном Кавказе.
Абхазский участок железной дороги, протянувшейся от
остановочной платформы Псоу (абхазско-российская граница) до остановочной
платформы Ингур (абхазско-грузинская граница) - 221 км, закрыт для Армении и
Грузии с 14 августа 1992 года, после подрыва железнодорожного моста через реку
Ингур, разделяющей Грузию и Абхазию. Следует отметить, что предлогом вторжения
войск Госсовета Грузии на территорию Абхазии в 1992-м встала именно
необходимость охраны железной дороги, после чего в самом начале вторжения
сквозное движение через Абхазию было прекращено. Последним армянским поездом,
следовавшим через Абхазию, был поезд Сочи-Ереван находившийся в момент
грузинского вторжения в пути. Пассажиры поезда были вынуждены добираться в
Россию своим ходом, а сам поезд был брошен и сожжён во время боевых действий.
Таким образом, на данный момент возможности армянской
Южно-кавказской железной дороги находящейся в концессионном управлении РЖД
ограничиваются перевозкой пассажиров и грузов внутри Армении и в Грузию в порты
Поти и Батуми. Из четырех стыковых станций ЮКЖД работает только одна с Грузией
- Айрум-Садахло. Остальные три: Ахурян-Догукапи (Турция), Ерасх-Велидаг
(Азербайджан) и Иджеван-Бархударли (Азербайджан) не работают с 1991 года и
реальных перспектив восстановления по понятным причинам не имеют. Таким
образом, в случае восстановления сквозного участка абхазской железной дороги
Армения посредством стыка Айрум-Садахло получит возможность продолжить
железнодорожное сообщение от Поти до Краснодарского края и дальше. В этом же
случае все усилия Турции и главное Азербайджана по изоляции Армении от
международных коммуникативных проектов потерпят крах. Соответственно тем самым
Анкара и Баку лишаться своего главного конька давления, которым они
манипулируют, подкрепляя свою утопическую позицию в карабахском урегулировании
вот уже 18 лет.
Более того, сегодня налаживание прямой железнодорожной связи
между Арменией и внешним миром является для республики насущной необходимостью,
учитывая начало реализации проекта по строительству железной дороги
Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, являющегося очередной попыткой еще больше
изолировать Армению. Крайне существенно, что на фоне очевидной
неперспективности проекта по строительству железной дороги Иран-Армения,
обусловленной отсутствием многомиллиардных средств, уже в ближайшее время
Россия и Иран подпишут соглашение в рамках строительства железной дороги
Казвин-Решт-Астара. Подписание состоится во время намеченного на октябрь визита
в Иран главы ОАО РЖД Владимира Якунина. Помимо российской компании в проекте
строительства участвуют ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и «Иранские
железные дороги». Данный проект важен для развития международного транспортного
коридора «Север – Юг», значительная часть которого проходит по железным дорогам
России. Товарный рынок этого коридора оценивается в 25-26 миллионов тонн к 2015
году.
Таким образом, армянскому руководству в случае победы
Иванишвили на предстоящих парламентских и главное президентских выборов,
следует отбросить в сторону эфемерные проекты по строительству железной дороги
Иран-Армения, и открытию уже успевшего проржаветь участка дороги с Турцией. Взамен
Еревану нужно как минимум проявить крайнюю заинтересованность к прозвучавшему в
Зугдиди предложению грузинского политика. На фоне последних "тюремных”
скандалов в Грузии и неуклонному падению рейтинга Михаила Саакашвили, шансы
"Грузинской мечты” и Иванишвили лично также неуклонно растут. Существенно, что
в случае если Абхазия проявит интерес к данному предложению, шансы на что,
учитывая заинтересованность Москвы крайне велики, строящийся в Армении
автотранспортный коридор Север-Юг также получит большие шансы на продолжение
через Абхазию. Тем самым Армения практически возвратится к железнодорожному и
автотранспортному сообщению времен СССР, что позволит Еревану не только
стимулировать неминуемое развитие экономики, но и упрочить свои позиции в
переговорах с Турцией и Азербайджаном, поскольку вырвавшемуся из полублокады
Еревану будет что противопоставить не в меру зарвавшимся Баку и Анкаре. Давид
Степанян, Arminfo
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.