Analitika.at.ua. Наличие развитой транспортной и, в первую очередь,
автомобильной дорожной сети является неизменным условием экономического
благополучия любой страны в современном мире. Россия же, никогда не
отличавшаяся развитой сетью автомобильных дорог, и по сей день находится в
отрицательном тренде, все больше отставая от своих ближайших соседей.
Гласом вопиющего в пустыне прозвучали в минувшую пятницу на
заседании правительства слова главы Минрегионразвития Игоря Слюняева,
призвавшего радикально увеличить темпы строительства дорог в России. "Даже
уповая на механизмы государственно-частного партнерства, занимаясь поиском и
привлечением частных инвестиций, нельзя забывать о том, что транспортная
инфраструктура является сферой ответственности государства. Без существенных
капитальных вложений со стороны всех уровней бюджетных систем мы проблему
транспортной доступности, расширения транзитного потенциала не решим", -
цитирует министра РИА "Новости".
По словам Слюняева, в рамках программы модернизации
транспортной системы необходимо построить порядка 500 тыс. км дорог общего
пользования. "Однако динамика и темпы строительства говорят о том, что с
учетом ввода порядка 500 километров (дорог) ежегодно эту задачу мы решим в
течение тысячи лет. Перспективы очень далекие", - заявил министр.
Разрешение данной проблемы в более разумные сроки видится
практически невозможным. По данным Минтранса, заложенного в бюджете
финансирования на ремонт старых и строительство новых дорог просто не хватает.
По подсчетам ведомства, для этого в сферу дорожного строительства необходимо
ежегодно вливать не меньше 4% - 4,5% ВВП; сегодня же на дороги и
соответствующую инфраструктуру государство тратит 2% - 2,2% ВВП.
Какого-то кардинального улучшения ситуации ждать здесь не
приходится. Увеличение финансирования инфраструктурных и дорожно-строительных
расходов имеет место, но при этом оно носит преимущественно эпизодический
характер и не соответствует масштабу стоящих перед дорожниками задач.
Напомним, что, согласно докладу министра финансов Антона
Силуанова, общий объем доходов бюджета текущего года должен увеличиваться на
237,6 млрд руб. за счет нефтегазовых доходов в сумме 25,4 млрд руб. и не
нефтегазовых доходов в сумме 212,2 млрд рублей. Правительство определило
несколько приоритетных целей, куда будут направлены эти дополнительные
средства. По словам Силуанова, это развитие инфраструктуры, в первую очередь,
транспортной. "Среди этих приоритетов, конечно, Московский транспортный
узел", - подчеркнул министр. Также дополнительные средства пойдут на развитие
Дальнего Востока и Забайкалья.
То, что дополнительные доходы бюджета 2012 г. будут
потрачены в том числе и на дорожное строительство, безусловно, вселяет
определенный оптимизм. Но для решения проблемы требуется не эпизодическое, а
постоянное масштабное финансирование. Судя по общему бюджетному раскладу на
ближайшие годы, обеспечить это не представляется возможным.
В то же время созданием современных дорожных сетей активно
занимаются восточные соседи России. На сегодняшний день темпы строительства
автодорог в Китае составляют порядка 5 тыс. км в год. За десять лет в
Поднебесной создана сеть платных автомобильных дорог, протяженность которых
достигла 133 тыс. км, что является самым высоким показателем в мире. Для
сравнения в России те же годы осуществляется реконструкция 40 км дороги от поселка
Еланцы к Байкалу.
Самым же обидным для России можно считать тот факт, что
настоящая дорожная революция происходит сегодня в Монголии, территория которой
до последнего времени воспринималась многими как одна большая пустыня, лишенная
дорог с твердым покрытием. Теперь с пустыней справедливо сравнивать
значительную часть восточных территорий самой России. Огромные инвестиции в
развитие горнодобывающего комплекса Монголии позволили в 2011 г. проложить в
этой стране 1100 км автодорог с твердым покрытием, а в 2012-м здесь планируют
построить еще 3 тыс. км таких дорог.
Также монгольские власти намерены связать современной
трассой столицу своей страны Улан-Батор с китайской границей. Сегодня на всем
протяжении трассы ведется отсыпка полотна и укладка асфальта. На строительстве
работают 700 привлеченных китайских специалистов, развернуто восемь заводов по
производству асфальта. В основе покрытия новой дороги - бетонная подушка
толщиной порядка 20 см, что необходимо для обеспечения ее прочности и
безопасности в условиях монгольского климата. По данным экспертов, такая дорога
требует капремонта лишь раз в 30 лет (по сравнению с семью - восемью годами в
России).
Сложившаяся ситуация означает существенное ухудшение
стратегического положения России в восточном регионе. Развитая дорожная сеть
является одним из главных условий быстрого развития территорий. Отсутствие
дорог на большей части российского Дальнего Востока и их активное строительство
в Китае и Монголии ставят Россию в экономически заведомо проигрышную позицию. В
геополитическом же плане это становится просто опасно. Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.