Analitika.at.ua. 1 декабря исполняется 20 лет со дня принятия Верховным
Советом Армянской ССР решения о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией.
Последующие события, шаги и принятые документы, казалось, должны были бы поставить
под сомнение верность решения, продиктованного мощной волей народного движения.
С другой стороны, не вызывает сомнений историческая ценность решения, которое
помимо всего прочего ознаменовало очень важный этап Карабахского движения –
легендарный Миацум.
Процесс Миацума начался в феврале 1988 года, когда районными
исполкомами народных депутатов НКАО принимались решения, вылившиеся в конечном
итоге в знаменитое решение облисполкома Нагорно-Карабахской автономной области
от 20 февраля 1988г. И хотя о восстановлении исторической справедливости в
отношении Арцаха не переставали говорить все предыдущие почти 70 лет
насильственного включения и вынужденного пребывания Карабаха в составе
Советского Азербайджана, непосредственно процесс Миацума начался именно с
февраля 1988-го - решениями районного масштаба.
Первый и важнейший вывод, который следует из анализа этого
процесса, заключается в его последовательности и законности. К лету 1988 года,
после получения отказа на свое обращение из Азербайджана, на фоне раздумий ВС
Армении, ожидавшего реакции Верховного Совета СССР, по мере получения все
большего количества негативных сигналов у активистов Карабахского движения
созрело понимание того, что Армения должна принять решение о воссоединении. Это
решение опиралось на международные правовые нормы, касающиеся, в частности,
воссоединения двух частей одного народа, а также обосновывалось реализацией
правовых решений в противовес волюнтаристскому постановлению Кавбюро 1921 года.
В этот же ряд вписывается и принятое Верховным Советом Армянской ССР в 1990
году постановление - считать решение Кавбюро утерявшим силу. Таким образом,
весь процесс воссоединения армянского народа Армении и Арцаха – в том числе и
после 1 декабря 1989 года - протекал в оптимально правовом русле.
Направленность последовавших событий 1988г. – реакция
Центра, который свел карабахский вопрос к социально-экономическим проблемам,
максимально ускорившиеся темпы азербайджанизации Карабаха и изгнание оттуда
коренного армянского населения - вызвала новую волну народного протеста.
Результатом этого стало ускорение процесса воссоединения, который поддерживало
практически все взрослое население Армении и НКАО. В ноябре 1989 года
облисполком НКАО обратился с письмом к Верховному Совету АрмССР, в котором предлагалось
обсудить вопрос о воссоединении двух частей армянского народа.
Согласно закону, Армении в лице ВС необходимо было ответить
в течение 30 дней, при этом молчание рассматривалось как отказ. О письме широко
сообщалось на проходивших в Ереване многотысячных митингах. На фоне
общенародного подъема и в связи с истечением срока 1 декабря 1989 года
Верховный Совет Армянской ССР и принял решение о воссоединении НКАО с Армянской
ССР.
Следует особо подчеркнуть, что оно не было ни спонтанным, ни
неожиданным. Процесс все время шел по нарастающей, временами замедляясь в
ожидании вестей из Москвы, но приходящие из столицы негативные вести приводили
к его форсированию. Вместе с тем и в среде демократической общественности СССР,
и в интеллигентских кругах Армении были определенные колебания по поводу
верности такого решения. Отголоски этих сомнений появлялись в прессе и
впоследствии – вплоть до обвинений в том, что именно решение от 1 декабря
спровоцировало январские погромы армян в Баку.
Тем не менее миацум свершился и стал итогом в первую очередь
поднявшейся мощной народной волны за воссоединение, которое казалось людям
логическим и необходимым продолжением начатого Карабахского движения.
Нелишне отметить, что к 1 декабря 1989 года в составе
Верховного Совета Армянской ССР был уже ряд депутатов от Армянского
общенационального движения. Именно они, пользуясь колоссальной поддержкой
народа, добились принятия решения, которое можно без преувеличения назвать
историческим. И вне зависимости от того, как в дальнейшем шел процесс
воссоединения двух частей Армении, факт остается фактом: в новейшей истории РА
есть основанный на принципах международного права документ, согласно которому
Нагорный Карабах получил согласие верховного органа Армении на воссоединение,
как тогда принято было говорить, с матерью-родиной. Вместе с тем в самом
армянском обществе отношение к этому документу и сегодня достаточно
неоднозначное - прежде всего потому, что в дальнейшем события пошли по
несколько иному пути: было создано второе армянское государство –
Нагорно-Карабахская Республика. Чем это было вызвано?
В ходе развязанной Азербайджаном военной агрессии
Карабахской Республике был необходим определенный статус, позволяющий теперь
уже на фоне развала СССР еще раз подтвердить свой выход из состава
Азербайджана. С другой стороны, созданию НКР во многом способствовало и
поведение Армении. Вспомним, что августовский путч ГКЧП 1991 года дал старт
пресловутому «параду суверенитетов» бывших советских республик. К этому времени
уже был сформирован единый Верховный совет Армении и Нагорного Карабаха, в
составе которого были и депутаты от Арцаха. Невзирая на это и несмотря на
решение от 1 декабря 1989 года, власти Армении приняли решение провести
референдум о независимости 21 сентября исключительно в официальных границах
Армянской ССР. Такова была политическая линия тогдашней властной элиты, в
которой активисты Карабахского движения уже уступили первенство руководителям
АОД. Первые добивались проведения референдума на всей территории воссоединенной
Армении, в том числе в Арцахе, но потерпели неудачу.
Проведением сентябрьского референдума Армения фактически
сама отделилась от Карабаха. Оставшись один на один с новыми реалиями, Нагорный
Карабах 10 декабря 1991 года провел свой референдум и объявил о выходе из
состава Азербайджана.
Все эти процессы, однако, нельзя рассматривать в контексте
противоречий. Наоборот, их надо анализировать в контексте развития, вовсе не
всегда происходящего в одном и том же русле. Иными словами, выйдя по
отдельности из состава вначале АзССР, а затем – СССР, НКР подтвердила свое
право обращаться к международному сообществу в качестве единой территориальной
государственной единицы. Последовательное и целенаправленное движение вначале
НКАО, а затем и НКР по правовой восходящей - очень важный фактор становления
республики, имеющий существенное значение и с точки зрения сегодняшних реалий.
Ведь тот факт, что Армения первая отступила от решения о воссоединении, лишний
раз подтверждает: в процессе урегулирования РА не может говорить от имени НКР,
но имеет абсолютное право поддерживать, выступать в защиту интересов НКР и
заключать с ней двусторонние соглашения. С другой стороны, проведение
отдельного референдума лишь усиливает правосубъектность НКР и наполненность ее
международной заявки историческими и правовыми реалиями.
В этом смысле главный итог решения о воссоединении Армении и
Арцаха состоит в том, что каждый шаг Нагорно-Карабахской Республики за весь
этот период был осмысленным, законным и продиктованным актуальностью и
требованиями исторического момента. Это движение всегда было созвучно законам
как внутригосударственным – в составе СССР, так и международным – в ходе его
распада. И продолжает оставаться таковым в процессе дальнейшего становления
нового демократического государства в регионе Южного Кавказа.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.