Analitika.at.ua. В начале XVII века персидское правительство начало
массовое переселение армян из Восточной Армении, в основном из Нахиджевана,
которые поселились в городе Нор-Джуга (Новая Джуга) под Исфаханом. В XVII веке
из-за тяжелых условий часть этих переселенцев из Восточной Армении, живших
теперь под Исфаханом, отправилась в Индию или Юго-Восточную Азию.
Однако история возникновения армянской общины Индии
начинается с эпохи правления императора Акбара (1556-1605), когда в г. Акра
переселились первые армянские семьи.
В 1562 г.
здесь была построена первая армянская церковь. В 16 веке армяне, переселившиеся
из Персии, образовали целый коммерческий район в городе Сурат, который считался
главным портовым городом Индии. Армяне Сурата основали в городе 2 церкви.
Во время правления императора Аурангдзиба армянская община
численно возросла. Император путем привилегий и льгот приглашал армян в регион.
На этот раз армяне переселялись в район Бенгалии. К концу 18 века армяне были
самой активной частью населения региона. В 1758 г. была построена
первая армянская церковь в Бенгалии.
С именем армянина Томаса (Тома или Фома) связано зарождение
нового христианского течения в Индии. Согласно церковному преданию, Благую
весть в Индию принес апостол Фома. По преданию святой Фома высадился на
Малабарском побережье (современный штат Керала) в юго-западной части
полуострова Индостан около 52 г.н.э.
Фома проповедовал Евангелие в различных провинциях Индии, а
в 72 году принял мученическую смерть в городе Мелипура (совр. Ченнай, ранее
Мадрас).
Традиция говорит о постройке апостолом семи церквей в
городах Кералы — Кодунгалооре, Ниранаме, Колламе, Чайале, Коттакаву,
Коккамангаламе и Палайюре. В этих городах еще до христианской эры существовали
еврейские колонии, и поначалу состав первых христианских общин в этих городах
был смешанным, в них входили обращенные иудеи и местные жители. Последователей
Фомы и сегодня в Индии именуют – христиане апостола Фомы.
Исторически армяне проживали в городах Калькутта, Чихра,
Сайдабад, Сурат, Акра, Канпур, Мадрас, Бомбей (ныне Мумбаи) и в столице Дели.
Интересны некоторые подробности появления армян в индийских городах. Например,
в Сурате армяне появились из Персии в 16 веке, образовав самую активную
армянскую колонию Индии. В Сурате армянами были основаны банки, фабрики,
торговые предприятия, гостиницы. Хотя число армян в другом индийском городе –
Бомбее было незначительным, но они считались самой богатой общиной города.
После геноцида армян в Османской империи многие армянские беженцы обосновались
в этом городе. В Бомбее жили в армянском районе, где было множество гостиниц и
банков, принадлежавших армянской общине города.
Армяне в Чинсурае появились в 1645 г., после того, как
район покинули голландцы. До конца 19 века армяне составляли значительную часть
населения города, но после оттока европейцев также покинули город.
В Хандернагуре был маленький населенный пункт, основанный
армянами в 17 веке. Армяне и местные французы составляли так называемую элиту
общества. В целом армянская община тесно контактировала с французской
администрацией региона. Женой французского губернатора и видного политика
Франсиса Дегуин дела Блантьера была армянка Катерин Айрапет.
Губернатором района Нарвара в 1743 г. был знатный армянин.
Его именем названы главные улицы города. В другом городе Бенгалии - Гвалиоре
влиянием пользовался армянин - полковник Яков Петриус, который в 1825 г. основал здесь
армянский храм. К концу 19 века, однако, в городе армян практически не
осталось.
Как и евреи, армяне в Калькутте имели свой отдельный
квартал. В середине 19 века население города составляло 229.714 чел., британцев
было – 3138 и армян 636. Калькутта всегда была центром армянской общины Индии.
В 1918 г.
в городе проживало более 2000 армян (60% были переселенцами из Западной
Армении). Начиная с 16 века этнические армяне играли важную роль в
экономической и политической жизни Индии. Абдул-Хай был министром юстиции во
времена правления императора Акбара.
Армянская церковь в Мадрасе
Доминиго Пирес был представителем императора в Верховном
суде. Затем стал представителем императора в христианской провинции Гоа. Личным
врачом императора Акбара была Джулиана, которая сыграла весьма значительную
роль в распространении армянской культуры в Индии. Нужно отметить, что Джулиана
стала инициатором возведения армянской церкви в Акре. Женой императора Акбара
была армянка - Мариам Замани Бегум. Рожденный от армянской жены, сын императора
Акбара - Мирза Зул Курнаин был одним из видных общественных деятелей страны.
Благодаря сбалансированной внешней политике, проводимой Зул Курнаином,
отношения власти с представителями христианского меньшинства Индии, в частности
с католиками, были очень теплыми, что в целом влияло и на развитие страны.
Известно, что католики из Западной Европы - французы, португальцы, голландцы и
англичане инвестировали в регион, и, естественно, не обходилось без культурной
и религиозной экспансии. Во многих регионах Индии католицизм стал основной
религией. Что касается армянского населения, то наши соотечественники в Индии
были сильно европеизированы, но почти все армянское население вплоть до наших
дней осталось приверженцами Армянской Апостольской Церкви. Армяне в Индии
носили европеизированные имена. Были распространены армяно-французские,
армяно-португальские и армяно-британские браки.
Начиная с 18 века в Индии в различных сферах практически
доминировали армяне. Армянские врачи, банкиры, ювелиры, военные были элитой
общества. Известны имена врачей Джозефа Маркуса, Степана Манука, Саргиса Авета,
Артура Зограба, Стефана Мовсеса и Мари Хачатур.
Армяне Мисак Гаспер и Грегори Поль возглавляли
Конституционный суд Индии.
Знаменитыми археологами Индии были этнические армяне
Джозеф-Мелик Беглари и Ходжа-Петрос Уджан.
Видными политическими деятелями страны являлись Херберд
Ширкор, Рафаэль Ширкор, Грег Мовсес.
В сфере культуры и искусства армяне также играли
значительную роль. Кстати, первая аудиозапись армянской певицы Гоар Джан была
осуществлена в Индии в 1902 г.
16 октября 1794 года в городе Мадрас священник Арутюн
Шмавонян выпустил первый армяно-язычный периодический журнал «Аздарар»
(«Вестник»). Как и в прошлом, армяне продолжают играть значительную роль в
развитии Индии. К примеру, армянская церковь индийской Калькутты перечислила
пострадавшим от разрушительного цунами районам 205 тыс.$, посильную помощь оказали
также представители армянской общины.
В Индии к 300-летию присутствия армян в древнеиндийском
городе Мадрасе (ныне Ченнай) готовятся масштабные празднества. Юбилей будет
отмечаться в 2012 году, однако уже сегодня начаты подготовительные мероприятия
к этой знаменательной дате.
Духовный пастырь армян в Индии, инспектор Калькуттской
семинарии Хорен Ованнисян и председатель управления армянского кафедрального
храма «Святой Назарет» в Калькутте Майкл Дат, другие представители армянского
духовенства в Индии посетили армянскую церковь Пресвятой Девы Марии,
построенную в Мадрасе в 1712 году. Они приняли участие в церковном богослужении
– жамергутюн – в память об армянском священнике, редакторе первого армянского
журнала «Аздарар» («Вестник») Арутюне Шмавоняне.
Ныне армяне в Индии проживают в основном в Калькутте, в
Мумбаи (Бомбей), в Ченнай (Мадрас) и в столице Дели. В некоторых регионах
страны, особенно в христианской провинции Гоа, проживают смешанные
армяно-португальские и армяно-британские семьи, которые также официально
зарегистрированы в армянской общине Индии.
Активность армянской общины Индии, несмотря на свою
малочисленность, внушает надежду, что наши соотечественники в этой стране
сохранят вековые армянские традиции, продолжая оставаться крепким звеном между
Арменией и Индией.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.