Analitika.at.ua. Иран переживает один из самых сложных периодов в своей
истории: страна оказалась перед реальной угрозой международных санкций. Вряд ли
Россия и Китай согласятся на «полную программу» предполагаемых санкций, но им
трудно будет полностью игнорировать позицию США, Франции и Великобритании,
которых, несомненно, поддержат Евросоюз и НАТО.
Несмотря на оценки относительно того, что данные санкции не
станут катастрофой для Ирана и нанесут ущерб ВВП в диапазоне не более 5–15%,
следует констатировать, что это тоже достаточно значительный ущерб, если иметь
в виду, что, несмотря на огромные доходы, которые Иран получил от повышения цен
на нефть, он продолжает остро нуждаться в стратегических инвестициях. Есть
мнение, что Иран опасается, скорее, не общих решений по санкциям, а
функциональной и региональной блокады, которую могли бы поддержать ведущие
государства Большого Ближнего Востока. Иран уже ощутил эффективность
функциональной блокады, когда США сумели вовлечь в нее ведущие
индустриально-финансовые центры мира.
Иран понимает, что, в условиях возможных резолюций Совета
безопасности ООН, ряд государств региона присоединились бы к коммуникационной и
торговой блокаде, и пытается предотвратить эту перспективу. Одним из ключевых
государств, которое могло бы нанести существенный ущерб Ирану, является Турция.
Наряду с Саудовской Аравией, Ираком и Пакистаном, Турция, в условиях блокады,
могла бы занять ключевые позиции в регионе и стать приоритетным партнером для
Западного сообщества. Вместе с тем, отказ Турции поддержать антииранские
решения и действия, привел бы к фактическому провалу региональной блокады.
Собственно, вопрос санкций - это только часть, и не самая
большая часть вопроса в отношении региональной политики Ирана. Тегеран
предпринимает отчаянные усилия для поиска альтернативных возможностей для
предотвращения международной изоляции. Несмотря на то, что иранско-турецкие
отношения в последние годы обрели новое звучание, причем, при явном нарастании
антиамериканских настроений, Турция и Иран, как и прежде, далеки от формата
неких стратегических отношений и продолжают быть принципиальными конкурентами в
регионе. «Новая» политика Турции, имея в виду всевозможные реверансы исламским
странам, включая критику политики Израиля, а также попытки создать альянс,
пусть даже ограниченный, с Россией, одновременно позитивно интересует и
настораживает Иран.
Тегеран очень хорошо понимает, что Турция пытается занять
новые, более преимущественные позиции на Ближнем Востоке и в Евразии, что, так
или иначе, приведет к ущербу для иранских позиций. Пока в отношениях между
Турцией и Ираном происходит «медовый месяц», что весьма беспокоит не только
США, но и европейцев. Западное сообщество заинтересовано не только в изоляции
Ирана, но и Турции, что включается в общие намерения проведения политики
сдерживания ее внешнеполитических амбиций. Аналогичным образом рассматривается
сближение Турции с Сирией и Ираком. В целом, в отношении Турции в иранской
политике имеется несомненный критерий – всяческое поощрение антизападного курса
Турции, но, при этом, недопущение какого-либо вытеснения Ирана или ущемления
его позиций в региональной политике.
Процесс турецко-армянского урегулирования содержит
исключительно негативные моменты для интересов Ирана. Прежде всего, нужно
отметить, что для Ирана наиболее негативным является то, что данный проект по
своему формату, логике и содержанию является американским, и уже это
настораживает Иран, привносит заметное отсутствие взаимопонимания в его
отношениях с Турцией. В Тегеране, тем не менее, очень хорошо понимают, что,
несмотря на первичность американских намерений, Турция пытается пересмотреть
направленность данного проекта, максимально выйти из-под влияния США и
трансформировать данный американский по целям и задачам проект в турецкий.
Однако, данных намерений Турции слишком мало для успокоения
Ирана, который усматривает главную опасность вовсе не в усилении влияния США на
Турцию и Армению, а в принципиальном изменении влиянии Турции на Южном Кавказе.
Иранцы не могут не видеть, что уровень американских интересов на Южном Кавказе
заметно падает, что, так или иначе, приведет к усилению роли Турции и России,
которые пытаются создать некий альянс с целью вытеснить США из Черноморско-Кавказского
региона. Это, быть может, самое неприятное для Ирана, в особенности, на фоне
общего спада тонуса российско-иранского сотрудничества, нынешних попыток России
в большей мере консолидироваться с европейскими государствами в отношении
Ирана, что перестало быть сдерживающим фактором для США. Иранцы понимают также
и то, что попытки США и ведущих европейских государств проводить политику
сдерживания Турции не очень-то успешны и не приведут в обозримой перспективе к
желаемым результатам, что усиливает необходимость противостояния экспансии
Турции в тех регионах, где Иран создал некоторые позиции и рассматривает как
«зону своих интересов». «Армянский фактор» продолжает оставаться для Ирана
сдерживающим рычагом в турецкой экспансии, и попытки Турции устранить этот
фактор не могут не беспокоить Иран, как и США, многие государства Европы и
Россию.
Иран имеет весьма ограниченную заинтересованность в
урегулировании отношений между Турцией и Арменией, а именно, в части ослабления
турецко-азербайджанских обязывающих связей и возможного снижения зависимости
Армении от США и России. Иран заинтересован в формировании альтернативных
коммуникаций, которые бы обеспечивали «обход» Суэцкого канала, Черноморских
проливов и территорию Ирака. В этом смысле Иран интересуют коммуникации,
ведущие через Армению и Грузию в северо-западном, то есть, европейском
направлении. Иранские грузопотоки в этом направлении могут достигнуть 20 млн.
тонн. До сих пор Иран не был заинтересован в сооружении железнодорожной
магистрали от своей границы через восточные регионы Турции к магистральным
коммуникациям Анатолии. Иран также не интересовался сооружением железнодорожных
направлений к восточному берегу Средиземного моря. Железнодорожный стык на
ирано-азербайджанской границе, инициированный, главным образом, Россией, не
рассматривается Ираном с большим энтузиазмом. Идеальной версией для Ирана в
части Южного Кавказа было бы максимальное вытеснение США и Турции из региона,
усиление роли России, Европейского Союза и самого Ирана. Пока что это нереальная
ситуация, но иранцы считают, что уже наметилась некоторая тенденция, и, видимо,
они правы.
В настоящее время Иран не предпринимает ничего, чтобы
подорвать американский план по турецко-армянскому урегулированию. Напротив,
иранцы убеждены, что данный план обречен на провал, либо он будет
трансформирован в ухудшение турецко-американских отношений. Раздраженность
Азербайджана и Грузии и понимание Россией, что она утратила инициативу в этом
вопросе, все это вполне устраивает Иран, которому сложно было бы придумать
более благоприятную для его интересов ситуацию. Данный американский проект как
ничто другое вырисовывает реалии отношений между Турцией и США, выявляет
настроения и намерения турецкого политического класса и общества, в целом,
отношения между Турцией и Азербайджаном, а также способность США успешно
проводить данную политику, в данном случае, реализовать данный проект.
Кроме этого, выясняются интересы и поведение России,
Великобритании, Франции и Германии - как государств, проводящих активную политику
в отношении Турции. Видимо, в Тегеране накоплено немало аналитической
информации по поводу данного проекта, и иранцы склоны рассматривать данный
проект как эксперимент, имеющий целью включить Турцию в определенные
обязывающие планы. Таким образом, Иран очень спокоен и не проявляет какой-либо
обеспокоенности. Нужно отметить, что это очень важно в рассмотрении
осуществления данного процесса, его целей и задач. Не вызывает сомнений, что,
предпринимая данный проект, США предоставили важный сервис Ирану, так как в
результате данного проекта турецко-американские отношения ухудшатся - в этом в
Тегеране не сомневаются.
Иран активно развертывает свои позиции в Армении,
предпринимая усилия по созданию новой коммуникационной инфраструктуры, которая,
в случае реализации данных планов, призвана стать основой совершенно новых
возможностей в развитии геоэкономических проектов. Осуществляется решительный
прорыв Ирана в северо-западном направлении, и все другие проекты могут
рассматриваться иранцами как альтернативно-враждебные. Иран с удовлетворением
наблюдает за той финансовой и иной помощью, которую предоставляют Армении
международные финансовые организации и Россия, и надеется, что Армения сохранит
свои позиции в части карабахской и турецкой темы.
В настоящее время Иран и Россия переживают некоторый,
видимо, временный упадокдоверительных
отношений. Россия пытается презентовать свою проевропейскую политику, а также
готова сотрудничать с США в сфере безопасности и решения проблем, сложившихся в
Афганистане. Россия поняла, что она максимально решила все свои вопросы по
Ирану, и он не сможет отказаться от нынешнего уровня отношений, при любом
раскладе в международной политике. Вместе с тем, Иран ответил России по поводу
его ядерной программы, так же, как и ответил европейцам. В результате ни
Россия, ни ведущие государства Европы не получили понимание своих функций со
стороны Ирана, и после длительного обсуждения позиции европейцев приблизились к
позиции США. Так или иначе, Россия, в данных условиях, не может не солидаризоваться,
хотя бы отчасти, с европейцами. Санкции, сами по себе, не отвечают интересам
России, но принять участие в данной ситуации Россия охотно соглашается.
Поэтому, Иран удовлетворен также раздраженностью России в связи с участием
Турции в американском проекте по урегулированию турецко-армянских отношений.
Иран уже продемонстрировал успешность провала плана США по
выстраиванию своей региональной политики на базе геополитического
«треугольника» Россия – Турция – Иран. Данный «треугольник», внутри которого должно
было накапливаться много напряженности и противоречий, в действительности, не
стал инструментарием американской региональной политики. Иран, Турция и Россия
пытаются выстроить новую политику, не делая при этом сервиса для США.
Аналогичным образом Иран надеется, что «турецко-армянский» проект США
завершится либо полным провалом, либо отомрет объективно. При этом, вполне
возможно допустить, что Иран попытается отождествить свои цели и интересы по
этому проекту с интересами России и тем самым стать партнером России по
умолчанию.
Игорь Мурадян, Иравунк de facto. Перевод: Гамлет Матевосян
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.