Analitika.at.ua. 7 ноября 2009 года в Грузии отмечалась еще одна знаковая
для истории этой страны дата. В этот день два года назад грузинская полиция и
спецназ применили слезоточивый газ, водометы и резиновые пули против участников
акции протеста, в результате чего пострадало около 600 человек. Оценивая это
событие на следующий день, грузинский президент Михаил Саакашвили
недвусмысленно заявил: «Это было единственно возможным адекватным ответом... на
заговор против Грузии и грузинской демократии». Как бы то ни было, а наряду с
днем 9 апреля (в этот день 20 лет назад с использованием военнослужащих
Закавказского военного округа был разогнан митинг на проспекте Руставели) 7
ноября стал важной вехой для постсоветской Грузии.
Именно в этот день была завершена «революция роз», так
поразившая российских и международных наблюдателей в 2003 году. В ноябре 2007
года ее повестка дня была полностью исчерпана. Главной движущей силой событий
2003 года было стремление политического и интеллектуального класса Грузии
преодолеть наследие Эдуарда Шеварднадзе. Само же это наследие «белого лиса»
рассматривалось как мостик, связывающий Грузию с советским прошлым. Сейчас мы
не будем говорить, насколько данное стремление было правильным или нет.
Зафиксируем факт: в 2003 году Грузия без всякого американского вмешательства
(которое в России вообще чрезвычайно переоценено) была готова сказать
Шеварднадзе свое решительное «нет!». К этому времени он прочно ассоциировался с
зависимостью страны от внешнеполитического курса России, неполной
государственной состоятельностью, утратой двух территорий, коррупцией на всех
уровнях власти и управления, семейственностью.
Однако между 2003 и 2007 годами происходило постепенное
усложнение внутриполитической повестки дня в Грузии. Главным послереволюционным
вопросом стала проблема качества власти в эпоху «после Шеварднадзе». Все
ведущие политические силы согласились с тем, что с победой «розовой революции»
советское прошлое отдалилось от Грузии. Между тем, это не означало
автоматического повышения качества государственной политики как внутри страны,
так и вовне. Новая власть, олицетворением которой стал Михаил Саакашвили,
смогла трансформировать коррупцию (обуздать ее на уровне полицейских и деканов
вузов, перевести на уровень административного рынка между крупным бизнесом и
властью, сделав ее не всенародным достоянием, а уделом людей обеспеченных), а
также достичь невиданного доселе сближения с Западом (США и Европейским
Союзом). К числу достижений новой послереволюционной грузинской власти можно
отнести и появление таких фундаментальных гражданских прав, как право на газ и
право на свет. Но в то же самое время авторитарно-популистский стиль третьего
президента Грузии Михаила Саакашвили не решил главную для страны задачу
легитимности высшей власти. При этом проблема легитимности для Грузинского
государства существовала (и продолжает существовать) в двух измерениях.
Во-первых, это легитимность основных властных институтов (президент,
правительство, парламент) как таковых. Во-вторых, это признание власти в
Тбилиси в качестве своей национальной власти представителями бывших автономий и
иноэтничными регионами. По обоим этим направлениям политика Саакашвили
завершилась провалом. И этот провал его соратники по 2003 году стали замечать
не в августе 2008 года, а гораздо раньше.
Первым тревожным звонком в этом направлении стали июньские
2004 года парламентские выборы в Аджарии, последовавшие за отстранением от
власти Аслана Абашидзе, и августовская «малая война» в Южной Осетии (роковой
месяц для этой республики!). Затем были расхождения по организации и проведению
местных выборов 2006 года. Таким образом, в течение четырех лет грузинские
политики перестали воевать только с наследием прошлого. Они перешли на
внутриполитическую борьбу, руководствуясь своим пониманием «цены вопроса» новой
грузинской государственности. Будучи сторонниками единой Грузии и ориентации на
Запад, они, тем не менее, по-разному оценивали потенциал и ресурсы
авторитарно-популистской модели третьего грузинского президента. Этот процесс
не был выстроен под линейку. Бывали ситуации, когда внутренние вопросы уходили
на второй план (так случилось в 2006 году после очередного масштабного
российско-грузинского кризиса, в августе 2008 года после «пятидневной войны»).
Но события 7 ноября 2007 года показали, насколько глубоким может быть
внутриполитический раскол и сколь разным может быть понимание «цены вопроса». В
этом плане очень показательными являются слова известного грузинского
политолога Мамуки Арешидзе: «Люди, которые собирались на митинг (речь идет о
событиях 7 ноября 2007 года. – С.М.), на 30-40% состояли из тех, кто в 2003
году собирались на его (то есть Саакашвили. – С.М.) митингах». Просто тогда
отмеченные 30-40% выступали за сжигание мостов с прошлым, а в 2007 году они
пытались построить национальный проект, который не олицетворялся бы с личностью
Михаила Саакашвили.
Таким образом, два года назад был установлен определенный
водораздел, который воочию продемонстрировал, что вчерашние соратники по
революции 2003 года готовы применить друг против друга силу. В данном случае
автор не оговорился. Грузинская оппозиция в ноябре 2007 года была готова к
применению силы (а также демонстрировала авторитарно-популистское мышление не
меньше, чем их оппоненты из Государственной канцелярии), однако у властей
оказалось больше ресурсов. Сам же факт использования силы 7 ноября 2007 года
оживил призрак гражданской войны (которую Грузия уже пережила в начале 1990-х
гг.). И это сыграло, как бы цинично это ни звучало, свою сдерживающую роль.
Боязнь крови и внутренней смуты удержала и власть, и оппозицию от эскалации
насилия в январе и мае прошлого года (во время президентских и парламентских
выборов), в апреле, мае и ноябре нынешнего года (в ходе массовых акций
оппозиции, приуроченных к знаменательным для Грузии датам).
Между тем, события двухлетней давности имеют не только
внутриполитическое значение. Они заставили западных партнеров и патронов Грузии
серьезно задуматься о своей стратегии в этой кавказской республике. Два года
назад для многих наблюдателей Запада стало ясно: демократия в Грузинском
государстве является политическим мифом.
Этот миф может быть использован как геополитический
инструмент, возможно, и с определенной выгодой. Но от этого он не перестает
быть мифом. Анализ мнений и суждений о событиях двухлетней давности в
американской и европейской прессе не входит в задачу нашей статьи. Однако одну
весьма характерную оценку для иллюстрации нашего тезиса хотелось бы привести.
«Грузии нелегко дается демократическое ученичество. Короткий период свободы,
закончившийся в 1921 году, затем семьдесят лет советской власти, потом
гражданская война, начавшаяся после обретения независимости в 1991 году, и,
наконец, «революция роз», которая положила конец хаотичному и коррумпированному
правлению Эдуарда Шеварднадзе. Но дурные привычки не исчезли. Несмотря на
молодость нынешнего руководства страны - президенту Саакашвили в 2003 году было
всего 39 лет, - несмотря на желание проводить реформы и модернизировать страну,
а также присутствие американских советников в администрации президента,
политические нравы былых времен оказались живучими», - писал в своей статье
«Увядшие розы Тбилиси» известный французский публицист Даниэль Верне. Но одно
дело - признать академические провалы твоего ученика, а другое дело -
организовать процесс его переобучения. С нашей точки зрения, именно два года
назад были сформированы контуры политики Запада по отношению к внутренним
проблемам Грузии (вопрос о ее территориальной целостности - отдельная сложная
проблема, мы ее не касаемся). Суть этого подхода такова: иллюзий по поводу
Саакашвили нет, однако новой революции нам не нужно, власть должна быть
передана преемнику конституционным путем. При этом авторитетные западные
дипломаты (представители Госдепа США или Европейской комиссии) в кулуарах
говорят, что были бы согласны даже на досрочные выборы президента и парламента,
но только на выборы, а не на новое «революционное творчество масс». Таким
образом, Запад показал, что в неменьшей степени, чем грузинский политический
класс, заинтересован в утверждении принципов легитимности в Грузии (хотя бы в
отношении властных институтов, поскольку с бывшими автономиями вопрос «по
умолчанию» закрыт, по крайней мере, сегодня). По мнению тех же видных
дипломатов, Грузия свой лимит на революции и неконституционные смены власти
исчерпала. Этим, собственно говоря, и объясняется нынешнее довольно сдержанное
отношение представителей США и ЕС к грузинской оппозиции. Не исключено, что
Запад пытается таким образом учесть негативный опыт прошлого года, когда
некоторые двусмысленности американских и европейских дипломатов породили в
грузинском политическом классе завышенные ожидания. Сегодня Запад не хочет
завышенных ожиданий у оппозиции, что могло бы спровоцировать ее на более
жесткие действия в отношении официальной власти (и такие стремления в рядах
многоцветной оппозиции реально существуют).
И, наконец, последнее соображение (по порядку, но не по
важности). События двухлетней давности показали, что процесс создания
национального государства - это, говоря словами незабвенного Гегеля, «не
империя счастья». Оно, конечно, хорошо - надеяться на воплощение метафоры о
праве «своего полицейского» осуществлять наказания. Но совсем другое дело -
попасть в руки этого самого полицейского. К слову сказать, империя Кремля не
помешала расследованию апрельской трагедии 1989 года (на этом деле взошла
политическая звезда Анатолия Собчака, а значит, косвенно и второго президента
РФ). Свое же национальное государство и спустя два года не спешит ответить на
вопрос о том, кто несет ответственность за кровопролитие в центре грузинской
столицы.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.