Analitika.at.ua. О том, какие политические интересы преследуют мировые
державы, международныеорганизации и
сама власть государств,председательствующих в Минской группе ОБСЕ по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта, написано в многочисленных аналитических статьях
и заявлениях политических деятелей разного уровня.
Однозначноизвестен
икруг экономических интересов США, РФ и
европейских государств в этом регионе. Все стремятся добиться такой ситуации,
которая могла бы обеспечить в регионе политическую и военную стабильность,
гарантирующую окончательную безопасность энергетических коммуникаций.
Руководствуясьименно
этими целями, представители стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ принялись
за бесперспективное деяние – любой ценой добиться заключения мирного договора
между Азербайджаном и Армении. Им вовсе не интересно, каким путем, ущемлением
или поддержкой интересов какой стороны, с соблюдением или нарушением норм
международного права будет заключен мирный договор. Им интересна лишь
стабильность.
Будем объективны: государства, привлеченные в регион с
миротворческой целью, вовсе не интересует и дальнейшая судьба жителей Нагорного
Карабаха. Сохранится Нагорно-Карабахская Республика в качестве независимой
республики, будет ли насильственно возвращен в состав Азербайджанской
республики или присоединится к Армении, эта проблема для миротворцев даже не
второстепенная. Она им просто не интересна. Единственная цель – это привести
стороны к прочному и контролируемому соглашению, заключению долгосрочного
мирного договора.
По этой причинебыло
бы наивно ожидать от председательствующих в Минской группе ОБСЕ государств и их
представителей конкретных, действенных предложений. Трудно не заметить: на
столе переговоров по сей день так и не оказались предложения, учитывающие
каждый последующий шаг на пути к миру. До настоящего времени мы лишь имели
удовольствие знакомиться с декларативными заявлениями, якобы исходящим из норм
международного права. Вместе с тем, совершенно очевидно, что сопредседатели
готовы наплевать на международное право и согласны на любой договор – даже и с
вопиющими нарушениями международного права – способный обеспечить мир в
беспокойном регионе.
Одним словом, в процессе разрешения карабахского узла, все
заинтересованные международные структуры не видят дальше своего носа, или не
желают видеть, и полностью игнорируют расчеты и прогнозы по дальнейшему
развитию ситуации после заключения мирного договора. А зря, так как у заинтересованного
наблюдателя возникает законный вопрос: как и каким представляют сопредседатели
Минской группы ОБСЕ закавказский регион после возможного и столь желанного для
них заключения армяно-азербайджанского мирного договора?
Было бы наивно надеяться, что после заключения мирного
договора будут восстановлены грузоперевозки, откроются границы, начнутся
культурные и спортивные контакты и взаимные посещения. Это – серьезная ошибка.
Европейские структуры не оказалась по силам даже организация футбольного матча
между сборными Армении и Азербайджана. Несмотря на однозначное заверение
руководства Армении об обеспечении безопасности членов сборной Азербайджана,
официальный Баку в проведении игры отказал. Естественно, не потому, что
заботился о здоровье и жизни своих футболистов.
Не секрет, что благодаря личным инициативе и усилиям
президента Азербайджанской республики Ильхама Алиеве, в этом государстве
проводится широкомасштабная антиармянская пропаганда, в которую вовлечены
научные, культурные, образовательные, воспитательные и другие круги.
Литературой, учебниками, всеми видами искусства, средствами массовой информации
армянин преподносится в качестве носителя всех мыслимых и немыслимых пороков, в
результате чего в настоящее время в азербайджанском обществе укоренилось крайне
враждебное отношение к армянскому народу.
Печальная действительность Азербайджана подтверждает, что
дляустановления не
формально-договорных, а действительно мирных отношений между Азербайджаном и
Арменией, необходимо длительное время, по крайней мере, смена двух поколений.
Есть, конечно, и другой вариант, использование в регионе многомиллионных
миротворческих войск. Но в этом случае «расходы на мир» явно превысят «доходы
от энергоносителей».
Если же сопредседатели искренне полагают, что после
заключения мирного договора отношения между Азербайджаном и Арменией можно
оставить в нынешнем положении, то они опять ошибаются, так как им тогда
обязательно понадобятся вышеупомянутые миротворцы. При любом варианте решения
нагорно-карабахской проблемы, возвращение азербайджанцев в Карабах ирасширение возможностей их прямого общения с
армянами, запрограммировано приведут к непредсказуемым, вернее, легко
предсказуемым взрывоопасным последствиям. Население Азербайджана, которое в
результате проведенной грубой и всеобщей политической пропаганды воспринимает
армян как постоянных врагов, никогда не упустит удобного момента взяться за
топор…
Таким образом, можно заключить: с точки зрения закавказской
региональной стабильности и обеспечения полноценной безопасности
энергопроводов, лучшим вариантом разрешения карабахского конфликта следует
считать ныне существующую ситуацию. Звучащие время от времени отдельные
выстрелы на границе между НКР и Азербайджаном, и ильхамалиевские речевые канонады
не способны угрожать безопасности нефтяных и газовых трубопроводов.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.