Суббота, 20.04.2024, 01:51
Главная » 2012 » Ноябрь » 26 » Крупнейший в мире гамма-телескоп заглянет вглубь вселенной армянскими зеркалами
Крупнейший в мире гамма-телескоп заглянет вглубь вселенной армянскими зеркалами

Analitika.at.ua. Чаша самого большого в мире Черенковского телескопа собранa из 875-и шестигранных сферических метровых зеркал, и на каждом из них помимо порядкового номера стоит штамп ARMENIA.

Крупнейший в мире Черенковский телескоп H.E.S.S. II, площадь которого достигает 600 квадратных метров, введен в эксплуатацию в Намибии в 2012 году. Вместе с четырьмя 12-метровыми телескопами, уже находящимися в эксплуатации с 2004 года, обсерватория продолжит изучение космических источников. Обсерватория создана международной коллаборацией H.E.S.S. – The High-Energy Stereoscopic System, в которой участвуют несколько десятков ученых из 12 стран, в том числе группа физиков из Ереванского физического института.

Официальное открытие телескопа H.E.S.S. II состоялась 28 сентября 2012 года. Зеркала для этого телескопа (высотой  приблизительно 80  метров) изготовили в ЗАО «Галактика» (Гарни), входящее в состав отделения физики и астрофизики Национальной академии наук Армении. Как все это происходило, рассказал NEWS.am директор ЗАО «Галактика», кандидат физмат наук Ара Мирзоян.

По словам ученого, еще с 2002 года они сотрудничали в области приборостроения с институтом ядерной физики Макса Планка (Гейдельберг, Германия), и в процессе сотрудничества прошли долгий экспериментальный путь (кстати, на маленьких телескопах H.E.S.S. также поставлены армянские зеркала). По итогам объявленного в конце 2006 - начале 2007 гг.  тендера «Галактика» получила право быть производителем зеркал для крупнейшего телескопа H.E.S.S II.

Поскольку Черенковские телескопы устанавливаются без купола под открытым небом, требования к зеркалам предъявлялись очень жесткие. В связи с тем, что продукцию должны были принять немцы, и метрология должна была быть осуществлена в Германии, в «Галактике» специально разработали прибор для измерения коэффициента отражения зеркал, аналога которому не существует на постсоветском пространстве.

В поисках квалифицированных рабочих ходили буквально по домам, поскольку они либо уже были на пенсии, либо находились в принудительном простое. Работали в 1,5-2 смены, чтобы успеть сдать заказ в срок, и, как ни парадоксально, оказались самыми пунктуальными и обязательными исполнителями  - удовлетворили всем требованиям качества и уложились во все поставленные сроки. Всего было изготовлено 900 зеркал (с запасом).

«Во время открытия телескопа в Намибии 28 сентября несколько раз было отмечено, что немецкая сторона гордится той командой, которая участвовала в реализации данного проекта. Для нас это большая честь, и мы гордимся своей работой», - отметил А. Мирзоян.

Были, конечно, признается ученый, и сложности в ходе выполнения работы, но главное - результат. «Когда о результате говорю я, это звучит несколько нескромно, но когда в превосходных эпитетах о проделанной работе говорит директор института Макса Планка Вернер Хофман (на видео) – это для нас высшая оценка», - отметил директор «Галактики» и добавил: «Я могу с гордостью заявить, что мы, армяне, сделали оптику для немцев».

Первые научные результаты на телескопе H.E.S.S.II были получены еще 26 июля, до официального открытия. На данном этапе идет обработка полученных данных, и проект признан успешным.

Ара Мирзоян также сообщил, что для участия в коллаборации H.E.S.S. каждая страна- участница заплатила порядка миллиона евро. «По решению правительства Армении в качестве вклада Ереванского физического института немецкой стороне были переданы 200 дополнительных зеркал, изготовленных нами. И сейчас помимо ЕРФИ полноценным членом коллаборации является и Национальная академия наук Армении», - пояснил ученый.

Ара Мирзоян и его команда не намерены останавливаться на достигнутом, они планируют принять участие в следующем тендере в рамках более масштабного проекта, который называется CTA (The Cherenkov Telescope Array) и оценивается в 200 млн евро. В рамках данного проекта планируется построить две черенковские обсерватории со 100 маленькими телескопами. «В процессе создания зеркал для проекта H.E.S.S.II мы увеличили наши производственные мощности, мы создали много нового. За счет этого и за счет скорости нашей работы мы надеемся выиграть и следующий тендер тоже. 900 зеркал мы изготовили где-то за два года. На сегодняшний день никто в мире не имеет такие скорости производства, которые имеем мы», - сказал он.

А. Мирзоян выразил большую признательность членам команды, людям, благодаря которым сегодня на телескопе в Намибии 875 раз можно прочесть слово ARMENIA: специалисту по вакуумной технике Размику Хосровяну, главному инженеру ЗАО «Галактика» Ленику Саркисяну, Роберту Галояну, главному механику Аветику Ованнисяну, создателю новых станков для обработки и шлифовки зеркал Ашоту Варданяну, создателю прибора для измерения коэффициента отражения Вачику Элбакяну. Также А. Мирзоян благодарен за научную поддержку в работе академику-секретарю Юрию Чилингаряну  и президенту Академии Радику Мартиросяну за помощь в решении организационных и бюрократических вопросов. Анаит Саркисян, NEWS.am